Дело № 3а-43/2019
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.
при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,
с участием прокурора Розова С.А.,
представителя административного истца – Администрации муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 26 декабря 2017 года № 200 «О снижении ставки земельного налога по разрешенному использованию: для обслуживания аэродрома на территории Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области»,
установил:
решением Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 26 декабря 2017 года № 200 «О снижении ставки земельного налога по разрешенному использованию: для обслуживания аэродрома на территории Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области» ставка земельного налога по разрешенному использованию земельных участков: для обслуживания аэродрома, установленная решениями Совета депутатов от 02 июня 2011 года № 28 и от 30 ноября 2011 года № 62, снижена с 1,5% до 0,5%.
13 февраля 2019 года Администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области обратилась в суд с административным иском о признании данного решения недействующим, указав, что в нарушение части 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт принят не по инициативе и в отсутствие заключения главы местной администрации и нарушает интересы муниципального образования в сфере формирования местного бюджета.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 административные исковые требования поддержал на основании доводов, приведенных в административном исковом заявлении.
Совет депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области представил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, а также заявление о признании административного иска, в котором указал, что отменить оспариваемое решение во внесудебном порядке не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица – ПОУ <данные изъяты>», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснение представителя административного истца, заключение прокурора Розова С.А. о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132).
В соответствии со статьями 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1, части 3 статьи14, пункту 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения и находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое решение принято Советом депутатов в пределах полномочий данного органа муниципального образования.
Частью 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Данное правило относительно процедуры принятия нормативного правового акта в сфере налогов согласуется с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а также нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающими виды доходов и порядок формирования местных бюджетов.
Так, согласно пункту 1 статьи 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, земельного налога по нормативу 100 процентов подлежат зачислению в бюджеты сельских поселений.
Пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение составления проекта бюджета, внесения его на утверждение представительных органов, исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, осуществление иных полномочий, определенных настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, возложено на исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Таким образом, именно исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделен полномочиями, позволяющими с учетом финансово-экономических потребностей муниципального образования и расходных обязательств местного бюджета, оценить экономическую обоснованность ставок местных налогов с целью соблюдения баланса интересов местного самоуправления при формировании доходной части местного бюджета и интересов налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, вопрос об изменении ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для обслуживания аэродрома», установленной решением Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 02 июня 2011 года № 28 с учетом изменений, внесенных решением от 30 ноября 2011 года № 62, в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, Администрация Михайловского сельского поселения на рассмотрение Совета депутатов не вносила, заключение по нему в адрес представительного органа муниципального образования не направляла.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов Михайловского сельского поселения от 26 декабря 2017 года, докладчиками по вопросу № 4 об изменении ставки земельного налога аэродрома «Змеево» являлись депутаты ФИО5 и ФИО6, являющийся согласно сведениям ЕГРЮЛ начальником ПОУ <данные изъяты>
Тем не менее, в нарушение порядка, установленного частью 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Совет депутатов принял оспариваемое решение о снижении налоговой ставки в три раза до 0,5%, обосновав его поступившим в Совет депутатов обращением ПОУ «<данные изъяты>» о снижении ставки земельного налога, сумма которого существенно возросла ввиду изменения кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пунктом 7 статьи 37 Устава «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию, вступают в силу после их официального опубликования.
Официальным обнародованием муниципальных правовых актов Михайловского сельского поселения и должностных лиц местного самоуправления считается их опубликование в официальной газете «Ведемья» Михайловского сельского поселения (пункт 4 той же статьи).
Поскольку оспариваемое решение Совета депутатов затрагивает права, свободы и обязанности налогоплательщиков, оно подлежало официальному опубликованию, однако приведенные выше правила введения в действие нормативного правового акта в данном случае соблюдены не были.
На запрос суда Совет депутатов Михайловского сельского поселения в письме от 20 марта 2019 года сообщил, что оспариваемое решение от 26 декабря 2017 года № 200 до настоящего времени не опубликовано.
В силу подпунктов «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Принимая во внимание установленные судом нарушения процедуры принятия и опубликования, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Администрации муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 26 декабря 2017 года № 200 «О снижении ставки земельного налога по разрешенному использованию: для обслуживания аэродрома на территории Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области» – не действующим со дня его принятия.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 29 марта 2019 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова