Дело № 3а-43/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Псков 18 сентября 2020 года
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Анашкиной М.М.,
при секретаре Николаевой У.А.,
с участием прокурора Сурусова А.Е.,
представителей Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» Христук Т.В. и Петровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» о признании полностью недействующим Приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12 апреля 2017 г. № 48-ОД «О внесении изменений в Приказ от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12 апреля 2017 г. № 48-ОД «О внесении изменений в Приказ от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области» (далее Приказ № 48-ОД) внесены изменения в Приказ от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области», а именно: в приложении 2 к данному приказу в разделе «Закрытая система горячего водоснабжения» в строке «Неизолированные стояки и полотенцесушители» слово «Аналогов» заменено словом «Расчетный», числовое значение «0,079» заменено числовым значением «0,068».
Указанный Приказ № 48-ОД опубликован 14 апреля 2017 г. в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://www.pravo.pskov.ru, а также 21 апреля 2017 г. в газете «Псковская правда» № 16.
Согласно пункту 2 Приказа № 48-ОД настоящий приказ вступает в законную силу по истечении 10 дней после опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 г., т. е. вступил в силу 25 апреля 2017 г.
Муниципальное предприятие г. Пскова «Псковские тепловые сети» (далее Предприятие) обратилось в Псковский областной суд с административным исковым заявлением о признании полностью недействующим Приказа № 48-ОД.
В обоснование иска указало, что с 01 января 2017 г. на основании Приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД был установлен размер норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для закрытой системы горячего водоснабжения и неизолированных стояков и полотенцесушителей – «0,079 Гкал./м3», метод определения – «аналогов».
Оспариваемым Приказом № 48-ОД изменены числовое значение данного норматива расхода тепловой энергии на «0,068 Гкал/м3» и метод определения – «расчетный».
По мнению Предприятия, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее Правила), которым определены основания для изменения нормативов и перехода от метода аналогов к расчетному.
Установление норматива в меньшем размере повлекло нарушение прав и интересов Предприятия в связи с возникновением выпадающих (недополученных) доходов в сумме 71 млн. руб.
В судебном заседании представители административного истца Христук Т.В. и Петрова А.В. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области Грахов С.С. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, правовую позицию относительно заявленных исковых требований не представил. В предварительном судебном заседании указал на отсутствие возражений против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Комитета по тарифам и энергетике Псковской области при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения административного иска в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, сообщает, что полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме переданы Комитету по тарифам и энергетике Псковской области Постановлением Администрации Псковской области от 10 июля 2019 г. № 270.
Прокурор Сурусов А.Е. в заключении указал, что оспариваемый Приказ № 48-ОД принят в пределах компетенции Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в установленной форме, с соблюдением порядка принятия, введения в действие и опубликования. Со ссылкой на положения статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пункты 14 и 16 Правил, полагал, что изменение величин нормативов в течение трехлетнего срока их действия возможно только в установленных Правилами случаях, таковых не имелось, что указывает на несоответствие оспариваемого Приказа № 48-ОД положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. В связи с этим, Приказ № 48-ОД подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административных истцов, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Исходя из содержания данных норм, нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 1 и 21 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. № 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти - Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области. Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области, формирует их в форме комитетов, определяет их компетенцию и наделяет полномочиями. Правовые акты органов исполнительной власти области принимаются в форме приказов.
Постановлением Администрации Псковской области от 14 октября 2013 г. № 465 утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, пункт 3.2.6. которого, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого Приказа № 48-ОД, предусматривал полномочия Комитета по утверждению в соответствии с законодательством нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета.
Указом Губернатора Псковской области от 26 октября 2018 г. № 62-УГ Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства переименован в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее Комитет).
Постановлением Администрации Псковской области от 04 июля 2019 г. № 260 внесены изменения в постановление Администрации области от 14 октября 2013 г. № 465 «Об утверждении Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области», подпункт 3.2.6 признан утратившим силу.
Исходя из этого, с 14 октября 2013 г. по 12 июля 2019 г. Комитет обладал полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу положений статей 1, 2, 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 г. № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» приказы органов исполнительной власти области нормативного характера относятся к нормативным правовым актам, которые подлежат опубликованию в течение 10 календарных дней со дня их подписания, при этом официальным опубликованием считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), вступают в силу со дня их официального опубликования, если указанным нормативным актом не предусмотрен более поздний срок их вступления в силу.
Оспариваемый Приказ № 48-ОД опубликован 14 апреля 2017 г. в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://www.pravo.pskov.ru, а также 21 апреля 2017 г. в газете «Псковская правда» № 16, в соответствии с пунктом 2 данного акта вступил в силу по истечении 10 дней после опубликования.
С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Учредителем Предприятия является Администрация г. Пскова, деятельность Предприятия связана с производством, передачей и распределением пара и горячей воды (тепловой энергии).
Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, получателем платы за предоставленные коммунальные услуги, рассчитываемые в т.ч. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в частности, установленных оспариваемым Приказом № 48-ОД.
Согласно представленной Предприятием справке, выпадающие (недополученные) доходы от применения установленного Приказом № 48-ОД норматива составляют 71 млн. руб.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих представленный расчет выпадающих доходов, не представлено. У суда оснований не доверять расчету выпадающих доходов не имеется.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применяется Предприятием, нарушает его права и законные интересы, то Предприятие вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 14 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункт 15 Правил).
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив потребления коммунальных услуг был установлен расчетным методом;
г) установление актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии.
Исходя из данных правовых норм, действие нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества составляет не менее 3 лет, в течение этого периода они пересмотру не подлежат, за исключением случаев указанных в пункте 16 Правил.
Как следует из материалов дела, Приказом Комитета от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области.
Приложением 2 к данному Приказу № 141-ОД установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпомпонентных тарифов на горячую воду. До принятия оспариваемого Приказа № 48-ОД для закрытой системы горячего водоснабжения и неизолированных стояков и полотенцесушителей был установлен норматив расхода тепловой энергии – «0,079 Гкал./м3», метод определения – «аналогов».
Оспариваемым Приказом № 48-ОД изменены числовое значение данного норматива на «0,068 Гкал/м3» и метод определения – на «расчетный».
Доказательств того, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг связано с наступлением случаев, предусмотренных пунктом 16 Правил, административным ответчиком не представлено, судом не установлено.
На запрос суда в адрес административного ответчика о предоставлении обоснования изменения норматива путем принятия оспариваемого Приказа № 48-ОД, Комитет каких-либо пояснений и обоснований не представил.
В адрес суда Комитетом представлен Отчет по корректировке нормативов потребления коммунальных услуг и предложения для установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек (далее Отчет), разработанный ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» от 30 ноября 2016 г.
Согласно выводам, содержащимся в пункте 2 раздела 3 «Выводы и предложения» указанного Отчета, норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды для закрытой системы горячего водоснабжения неизолированные стояки и полотенцесушители составляет «0,068», метод определения – «расчетный».
Из чего следует, что внесенные оспариваемым Приказом № 48-ОД изменения в части числового значения норматива и метода определения основаны на указанном Отчете.
Однако в перечне случаев, поименованных в пункте 16 Правил, отсутствует такое основание для изменения норматива как изготовление соответствующего Отчета по корректировке нормативов, соответственно, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого Приказа № 48-ОД.
Более того, определенное Отчетом значение норматива расхода тепловой энергии в размере «0,068» нельзя признать обоснованным, поскольку согласно таблице 17 Отчета (лист 70) при его расчете применена плотность воды в размере 999,77 кг/м3., тогда как согласно таблице 5.1 Правил плотность воды подлежит учету в размере 983,13 кг/м3.
Также следует обратить внимание, что экземпляр Отчета, представленный административным истцом, в пункте 2 раздела 3 «Выводы и предложения» содержит иные сведения в части норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для закрытой системы горячего водоснабжения неизолированные стояки и полотенцесушители, вместо числового значения «0,068» указано «0,079», вместо метода определения – «расчетный» указано «Аналогов».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ № 48-ОД противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 1 статьи 137 ЖК РФ и пунктам 14, 16 Правил, сведениям таблицы 5.1 Правил), что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ указывает на наличие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и признания оспариваемого Приказа № 48-ОД недействующим.
При этом суд отмечает, что административным ответчиком не представлено доказательств соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 КАС РФ), при этом обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Суд, определяя нормативный правовой акт не действующим, руководствуется разъяснением, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь положениями главы 15, статьей 215 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» о признании полностью недействующим Приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12 апреля 2017 г. № 48-ОД «О внесении изменений в Приказ от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области».
Признать Приказ Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12 апреля 2017 г. № 48-ОД «О внесении изменений в Приказ от 21 декабря 2016 г. № 141-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек на территории Псковской области» недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о принятии данного решения подлежит размещению Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных печатных изданиях, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт (пункт 2 часть 4 статьи 215 КАС РФ).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2020 г.
Судья Псковского областного суда М.М. Анашкина