Дело № 3а- 43/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 18 сентября 2020 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Никонова В.В.,
представителей административного истца, АО «Оборонэнерго ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Оборонэнерго» о признании не действующим в части постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года №231 «Об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», а также о признании не действующим в части постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха(Якутия),
установил:
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» (далее – АО «Оборонэнерго») обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС(Я).
Иск мотивирован следующим. Ответчик исключил из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2020 год экономически обоснованные расходы истца в размере 2 496,02 тыс. руб., вследствие чего установил экономически необоснованный объем финансовых средств (НВВ), необходимых истцу для осуществления регулируемой деятельности в течение 2020 года на территории Республики Саха (Якутия), и, тем самым, не обеспечил экономическую обоснованность затрат в установленном истцу тарифе на 2020 год. Так, ответчик необоснованно отказал во включении в НВВ экономически обоснованные расходы истца на пополнение аварийного страхового запаса (далее - АСЗ) материалов и оборудования электросетевого хозяйства в размере 990,87 тыс. рублей, расходы по статье затрат на материально-производственный запас (МПЗ на ремонт сетей) в сумме 1 505,16 тыс. рублей.
По статье расходов «Аварийно-страховой запас» истцом были заявлены затраты на формирование АСЗ в размере 1 075,52 тыс. рублей. Ответчиком на 2020 года утверждено 84,65 тыс. рублей. По статье расходов «МПЗ на ремонт объектов ЭСХ» заявлено истцом 1 633,74 тыс. рублей, ответчиком утверждено 128,58 тыс. рублей.
Согласно экспертному заключению ответчик принял расходы по статье «Аварийно-страховой запас» на уровне 2019 года в размере 84,65 тыс. рублей с учетом общего снятия по статье «вспомогательные материалы» 158,90 тыс. рублей за невыполнение плана 2018 года.
Истец считает необоснованным установление расходов на АСЗ в размере 84,65 тыс. рублей. Потребность в материалах на пополнение АСЗ была рассчитана с соответствии с утвержденными нормативами. Ответчик, необоснованно исключив из состава НВВ расходы истца на создание АСЗ в объеме 1 075,52 тыс. рублей, не учел возложенную на Общество федеральным законодательством обязанность по формированию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно экспертному заключению Ответчика расходы по статье МПЗ на ремонт ЭСХ приняты в сумме 128,58 тыс. рублей, в объеме расходов, утвержденных для Истца на 2019 год (с учетом общего снятия по статье «вспомогательные материалы» 158,90 тыс. рублей за невыполнение плана 2018 года).
По мнению истца, использование затрат в объеме расходов, утвержденных для Общества на 2019 г. (с учетом общего снятия по статье «вспомогательные материалы» 158,90 тыс. рублей за невыполнение плана 2018 года) для утверждения МПЗ на ремонт ЭСХ на 2020-2022 годы необоснованно, поскольку не учитывает реальное состояние объектов электросетевого хозяйства и оборудования, а также установленную нормативно - правовыми актами РФ периодичность капитального, текущего ремонтов, технического обслуживания. Неисполнение Истцом плана по расходам на ремонт в предыдущем периоде регулирования, подлежит оценке Ответчиком в порядке пункта 7 Основ ценообразования и не может служить основанием для снижения расходов на следующий долгосрочный период.
Указывает, что пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее по тексту Основы ценообразования) установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому при определении расходов Ответчик обязан учитывать нормативно - правовые акты, возлагающие на Истца определенные обязанности, в частности, проведение с определенной периодичностью и в необходимом объеме текущего и капитального ремонтов, технического обслуживания объектов ЭСХ; а фактические объемы прошлых периодов Ответчик вправе использовать только при утверждении НВВ по статье оплата труда, как определено пунктом 26 Основ ценообразования.
По изложенным обстоятельствам просит признать несоответствующими Федеральному закону от 26 марта 2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) и недействующими со дня принятия строку 6 Приложения №2 к постановлению ГКЦ РС(Я) от 25 декабря 2019 г. №231 «Об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления для АО «Оборонэнерго» филиала «Дальневосточный» необходимой валовой выручки на 2020 год в размере 7 829,27 тыс.руб.;
строку 6 Приложения №3 к постановлению ГКЦ РС(Я) от 25 декабря 2019 г. №231 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Якутскэнерго» и АО «Оборонэнерго» филиалом «Дальневосточный» на 2020 г;
строку 8 второй части Таблицы 1 Приложения № 1 к постановлению ГКЦ РС(Я) от 28 декабря 2019 г. №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год» в части учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г. необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиала «Дальневосточный» в размере 7 829,27 тыс. руб.
Обязать административного ответчика принять нормативные правовые акты, заменяющие вышеуказанные строки 6 Приложений №2 и №3, строку 8 второй таблицы к Приложению №1.
Взыскать с ГКЦ РС(Я) в пользу АО «Оборонэнерго» сумму госпошлины, уплаченной при подаче иска.
В возражении на исковые требования представитель ГКЦ РС(Я), ссылается на пункт 7 Основ ценообразования, которым установлено, что регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы.) Указывает, что в НВВ Общества на 2020 г. не учтены расходы АСЗ и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ по статье «Вспомогательные материалы» в связи с невыполнением обществом плана 2018 года. Кроме того, указывает, что в случае удовлетворения судом искового заявления и включения в него оспариваемых расходов, пересмотру подлежит не только пункт 8 таблицы 1 приложения № 1 к постановлению ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 № 251, но и пересмотр единого (котлового) тарифа. Это приведет к повышению тарифа для конечного потребителя (населения), нарушению федерального законодательства в части превышения доведенных индексов платы граждан за электрическую энергию. Полагает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица ПАО «Якутскэнерго» выражает согласие с установленным ГКЦ РС(Я) долгосрочного индивидуального тарифа для расчетов на передачу электрической энергии между АО «Оборонэнерго» и ПАО «Якутскэнерго» с использованием метода долгосрочной индексации НВВ. Указывает, что в случае удовлетворения иска общества и установления ГКЦ РС(Я) индивидуального тарифа для истца со включением в него неучтенных затрат, орган регулирования будет обязан пересмотреть котловые тарифы на передачу электроэнергии для конечного потребителя, а также учесть в составе НВВ котлодержателя ПАО «Якутскэнерго» новую НВВ АО «Оборонэнерго» (с учетом дополнительных затрат). В этом случае рост затрат истца сверхиндексной модели, то есть выше, чем предусмотрено предельным уровнем роста тарифа, установленного ФАС России, может «вытеснить» затраты других сетевых организаций и приведут к возникновению недоучтенных расходов в составе тарифов в связи с недополучением их в составе НВВ и к переложению бремени возмещения этих убытков в последующем непосредственно на конечных потребителей.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Якутскэнерго» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, поскольку его участие в судебном заседании суд не считает обязательным, разрешение спора возможно при имеющейся явке.
Представители истца ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала и пояснила, что органом регулирования установлены для общества долгосрочные индивидуальные тарифы с 2020 года, то есть 2020 год является базовым. Согласно пункту 39 Основ ценообразования и пункту 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, (далее Методические указания) регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования. Кроме того, орган регулирования руководствовался пунктом 7 Основ ценообразования. На 2018 года в составе НВВ общества были учтены по статье расходов «прочие вспомогательные материалы» СУМ8 тыс. руб., фактические расходы общества составили ФАКТ тыс. руб. Таким образом, не освоенная сумма по указанной статье расходов составила СУМ6 тыс. рублей. На 2019 год органом регулирования была утверждена сумма СУМ12 тыс. рублей по указанной статье расходов. При установлении тарифов на 2020 год орган регулирования учел в НВВ расходы по статье «прочие вспомогательные материалы» в сумме СУМ9 руб., исходя из расчета: СУМ12-СУМ6 тыс. руб. В прочие вспомогательные материалы включаются МПЗ на ремонт объектов ЭСХ и аварийно-страховой запас. Конкретно по МПЗ заявлено обществом СУМ2 руб. расходов, по аварийно-страховому запасу СУМ1 руб. С учетом указанного выше орган регулирования учел в НВВ общества расходы по МПЗ СУМ4 руб., по аварийно-страховому запасу ЗАПАС руб. Тарифы, таким образом, определены на уровне 2019 года с учетом результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы.
Прокурор сделал заключение об отказе в удовлетворении требований, указав, что действия органа регулирования по исключению из НВВ общества оспариваемых сумм, отвечают требования пункта 7 Основ ценообразования.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться, в том числе следующие основные принципы: обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
В соответствии с п.1.1 Положения о ГКЦ РС(Я), утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 22 ноября 2007 г. №468, ГКЦ РС(Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 3.1, 3.1.2 названного Положения ГКЦ РС(Я) устанавливает (утверждает) цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, ГКЦ РС(Я) вправе осуществлять нормативное регулирование тарифов (цен) в электроэнергетике на территории Республики Саха (Якутия).
Обжалуемые постановления ГКЦ РС(Я), которыми установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, поскольку распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, АО "Оборонэнерго", являющееся субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, и полагающее, что этими актами нарушены его права и законные интересы, на основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Основы ценообразования).
Система регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) установлена пунктом 3 Основ ценообразования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Методические указания N 98-э).
Материалами дела установлено, что АО «Оборонэнерго» предоставляет услуги по передаче электрической энергии, поставляемую потребителям ПАО «Якутскэнерго» на территории РС(Я).
Общество 30 апреля 2019 г. обратилось в ГКЦ РС(Я) с заявлением об открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, оказываемым филиалом «Дальневосточный», потребителям РС(Я) на долгосрочный период регулирования 2020-2022 г. Заявитель просил установить, величину НВВ в том числе на 2020 г. в размере СУМ7 руб.
По представленным Обществом материалам на основании Приказа ГКЦ РС(Я) от 06 мая 2019 г. №60 открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на территории РС(Я).
Согласно экспертному заключению ГКЦ РС(Я) по статье «Вспомогательные материалы» Общество заявило затраты в размере СУМ10 тыс.руб., однако по результатам анализа фактически понесенных расходов в расчет тарифа по данной статье приняты затраты в размере СУМ13 руб.
По статье «прочие вспомогательные материалы» затраты на МПЗ на ремонт объектов ЭСХ на 2020 г. Обществом были заявлены расходы в размере СУМ2 руб., ГКЦ РС(Я) приняты расходы в сумме СУМ4руб. (отклонение составило СУМ5 руб.). Затраты на АСЗ Обществом были заявлены в размере СУМ1руб., предложение ГКЦ РС(Я) – ЗАПАС руб., (отклонение составило ОТКЛОНЕНИЕ руб.).
25 декабря 2019 г. ГКЦ РС(Я) принято постановление №231 «Об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», которым установлены долгосрочные параметры регулирования для сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ на территории РС(Я) на период 2020-2022 гг.
Текст названного нормативного правового акта опубликован в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2019 г.
Пунктом 2 постановления установлена НВВ на долгосрочный период регулирования на 2020-2022 гг. для сетевых организаций согласно приложению №2. Пунктом 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Якутскэнерго» и сетевыми организациями согласно приложению №3. Индивидуальные тарифы, установленные пунктом 3 настоящего постановления, действуют с января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.
Согласно пункту 6 приложения №2 НВВ филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 г. составила СУМ14 руб.
Согласно приложению №3 за 1 полугодие 2020 г. по Двухставочному тарифу ставка за содержание электрических сетей филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго» составила 199,91611 руб./кВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 0,23396 руб./кВт.ч; по Одноставочному тарифу – 2,46967 руб./кВт.ч. За 2 полугодие 2020 г. по Двухставочному тарифу ставка за содержание электрических сетей АО «Оборонэнерго» составила 199,91611 руб./кВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 0,23396 руб./кВт.ч; по Одноставочному тарифу – 2,46967 руб./кВт.ч.
28 декабря 2019 г. ГКЦ РС(Я) принято постановление №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории РС(Я) на 2020 г.», которым с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории РС(Я) согласно приложениям.
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 10 января 2020 г.). Тарифы, установленные данным документом, действуют с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
В таблице 1 к приложению 1 к указанному постановлению приведены размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта РФ на 2020 г. В пункте 8 названной таблицы указано, что НВВ филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте РФ, составила СУМ14 руб.
Общество не согласно с исключением из НВВ расходов на АСЗ и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ в заявленном им размере. Административный истец полагает, что индивидуальные тарифы, единые котловые тарифы рассчитаны с нарушением установленных Законом об электроэнергетике, Основ ценообразования принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики.
Однако с такими доводами административного истца нельзя согласиться.
НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования (пункт 9 Методических указаний, утв. Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э).
Учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, в том числе по статье «прочие вспомогательные материалы», фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы), подлежат исключению из расчета расходов организации, осуществляемой регулируемый вид деятельности, в следующем периоде регулирования в соответствии с третьим абзацем пункта 7 Основ ценообразования.
Так, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1892) при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
В указанной редакции пункт 7 Основ ценообразования принят 27.12. 2019 года, то есть после принятия оспариваемых постановлений органа регулирования. Вместе с тем, поскольку оспариваются тарифы, установленные на 2020 год, указанная норма может быть применена при разрешении данного спора.
Таким образом, определенные расчетным путем для установления тарифов на 2020 г. расходы на аварийно-страховой запас и МПЗ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, могут быть соотнесены с фактическими данными о таких расходах при принятии соответствующего тарифного решения на 2020 г.
Заявленные истцом затраты на АСЗ в размере СУМ3руб. и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ в размере СУМ2 руб. по статье расходов «Вспомогательные материалы» отнесено регулирующим органом в части к экономически необоснованным расходам. Причины, по которым заявленные АО «Оборонэнерго» расходы на АСЗ и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ были уменьшены, изложены в экспертном заключении, составленном по результатам рассмотрения тарифной заявки Общества. Согласно нему корректировка по статье «Вспомогательные материалы» по предложению АО «Оборонэнерго» в сторону уменьшения составила – СУМ11 руб., из которых по расходам на АСЗ – ОТКЛОНЕНИЕруб., МПЗ на ремонт объектов ЭСХ – СУМ5 руб. При этом в пояснениях указано: «На уровне 2019 г. с учетом снятия в размере СУМ6руб. за невыполнение плана 2018 г.».
При указанных выше обстоятельствах то обстоятельство, что расходы на АСЗ и МПЗ на ремонт ЭСХ были включены в НВВ в меньшем размере, чем заявлено АО «Оборонэнерго» не свидетельствует о том, что оспариваемые в части постановления приняты с нарушениями и не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В рассматриваемом случае статья расходов «Вспомогательные материалы», в котором приведены затраты на запасы (АЗС и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ) не относится к операционным, подконтрольным расходам и не подпадает под исключение, приведенное в пункте 7 Основ ценообразования.
Таким образом, отклонение административным ответчиком заявленных Обществом экономически необоснованных затрат на АСЗ и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ в 2020 г. не является нарушением Основ ценообразования и положений Закона об электроэнергетике. Соответственно, утверждение административного истца о том, что регулирующим органом из НВВ исключены экономически обоснованные расходы, является несостоятельным.
Являются необоснованными доводы заявителя о том, что ответчиком не учтена возложенная на АО «Оборонэнерго» федеральным законодательством обязанность формировать АСЗ, периодичность капитального, текущего ремонтов, технического обслуживания. В данном случае затраты на АСЗ и МПЗ на ремонт объектов ЭСХ из НВВ не исключены полностью, а включены в НВВ Общества в экономически обоснованном размере на уровне 2019 г. с учетом снятия за невыполнение плана 2018 г.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о несоответствии в части оспариваемых нормативных правовых актов положениям Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования, имеющих большую юридическую силу лишены правовых оснований.
В связи с отказом в удовлетворении иска, судебные расходы истцов по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего иска не подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213 и 215 КС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Оборонэнерго» о признании не действующим в части постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года №231 «Об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», а также о признании не действующим в части постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха(Якутия) отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З. С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 18 сентября 2020 года.