ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/20 от 25.08.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело №3а-43/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Михайловой В.Г., помощнике судьи Благовидове А.В.,

прокуроре Ведмидь А.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЮРКОМ-АС» к Правительству Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, -

установил:

23 апреля 2018 года Правительством Севастополя издано постановление № 248-ПП (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП), которым утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».

Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ - Губернатором города Севастополя ФИО2, возглавлявшим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 25.04.2018 и 12.08.2019 (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП) на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).

Общество с ограниченной ответственностью «ЮРКОМ-АС» (далее Общество) обратилось с иском к Правительству Севастополя, уточнив который просило признать недействительным названное Постановление (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП) в части установления красной линии улично-дорожной сети, пересекающей границы земельного участка с кадастровым номером и объект капитального строительства с кадастровым номером .

В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольский городской Совет заключил с ООО «ГорСевМолПром» договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер и на котором в 2008 году в соответствии с видом разрешенного использования был возведен объект капитального строительства - магазин с навесом ожидания общественного транспорта. На основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Юрком-АС» приобрело вышеуказанный объект капитального строительства, который ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет как нежилое здание с присвоением кадастрового номера , вследствие чего в соответствии со ст. 35 ЗК РФ ООО «Юрком-АС» является арендатором земельного участка с кадастровым номером .

В ходе проведения кадастровым инженером обмеров внешнего контура здания с кадастровым номером , а также из ответа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры истцу стало известно, что названное здание и земельный участок с кадастровым номером пересекает красная линия улично-дорожной сети, утвержденная оспариваемым Постановлением. Из системного толкования п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п.п. 11, 12 ст. 1, ст. 41 ГрК РФ следует, что в состав территорий, ограничиваемых красными линиями, могут включаться лишь земельные участка, предназначенные для общего пользования населением и организациями соответствующего населенного пункта и в их состав не могут включаться полностью или частично земельные участки, не относящиеся к земельным участкам общего пользования, находящиеся в собственности или ином законном пользовании индивидуально определенных физических и юридических лиц и предназначенные, в том числе для размещения и эксплуатации принадлежащих указанным лицам объектов недвижимого имущества. Полагает, что Правительство Севастополя при утверждении оспариваемого Постановления не приняло во внимание существующий порядок землепользовании, не учло имеющуюся застройку, тот факт, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован и предоставлен на праве аренды юридическому лицу до принятия Генерального плана г. Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, что подтверждает факт наличия сложившегося землепользования с учетом определенного вида разрешенного использования на протяжении срока более 15 лет, в результате чего названный земельный участок и объект капитального строительства с кадастровым номером оказались разделенными красными линиями, что делает невозможным осуществление юридически значимых действий, таких как получение земельного участка в собственность за плату, строительство нового и реконструкцию существующего объекта капитального строительства, а также создает правовую неопределенность в разрешении вопроса об изъятии земельного участка, в связи с тем, что на момент утверждения проекта планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети не был утвержден и согласован перечень земельных участков, подлежащих изъятию.

В судебном заседании представитель административного истца требования иска с учётом уточнений, принятых судом к своему производству, поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители административного ответчика – Правительства Севастополя и заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены должным образом. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советм и ООО «ГорСевМолПром» был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес> общей площадью <данные изъяты> га (т. 1 л.д. 20-25). Названному земельному участку впоследствии был присвоен кадастровый номер , категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование для строительства и обслуживания магазина с навесом ожидания общественного транспорта (в составе единого комплекса), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1 л.д. 27).

На данном участке в 2008 году был возведен объект капитального строительства - магазин с навесом ожидания общественного транспорта, что подтверждается выпиской из ЕГРН и техническим паспортом БТИ, который поставлен на кадастровый учет как нежилое здание, магазин с присвоением кадастрового номера и собственником которого на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Юрком-АС» (т.1 л.д. 28).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».

При этом, принятие Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлено Правительством Севастополя в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» (утв. постановлением Правительства РФ 11.08.2014 № 790), Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства Севастополя от 06.05.2015 № 366-ПП) с изменениями в редакции постановления Правительства Севастополя от 11.04.2016 № 291-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП) с изменениями в редакции постановлений Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП и от 30.03.2018 № 204-ПП, постановления Правительства Севастополя «О разработке градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования» от 17.09.2015 № 888-ПП (т. 1 л.д. 198-214).

Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.

Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ. Как указывалось выше, постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП, включающее в себя утверждаемую часть проекта планировки территории, опубликовано 25.04.2018 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Севастополя в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы там же 12.09.2019. При таких обстоятельствах, процедура опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена.

Процедура проведения публичных слушаний, и, как следствие, принятия оспариваемого нормативного правового акта, не нарушена.

В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ до настоящего времени не принят.

Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не применимы.

В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.

Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС, Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 09.11.2017 № 837 (опубликовано 09.11.2017 на официальном сайте http://севархитектура.рф и в газете «Севастопольские известия» в выпуске от 18.11.2017 № 46 (1944)) публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования состоялись ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлен протокол публичных слушаний , утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, из которого усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися.

Указанные обстоятельства были предметом проверки по делу по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «Севземпроект», Общества с ограниченной ответственностью «Красный Мак» о признании нормативного правового акта не действующим в части.

Доводы административного иска об установлении красных линий без учёта фактического землепользования отмену оспариваемого постановления не влекут в силу следующего.

Согласно положениям статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; является основой для разработки проектов межевания территорий (части 2, 9). В соответствии с частью 8 статьи 42 ГрК РФ состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются данным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ). Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12). Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005. При этом, существующие красные линии, рекомендованные Генеральным планом 2005 года, были уточнены и откорректированы с учётом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки.

Согласно содержащемуся в оспариваемой проектной документации анализу существовавшего на момент ее разработки состояния территорий общего пользования (6 Этап, том 6, книга 4, часть 1.2) земельный участок в <...> значится как для размещения объектов предпринимательской деятельности, для строительства и обслуживания магазина с навесом ожидания общественного транспорта.

Оспариваемая градостроительная документация противоречит Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114. При этом правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя отсутствуют.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером полностью находится в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования, установленных оспариваемым нормативным правовым актом (т. 1 л.д. 220). Проектом межевания территории 6 этап, том 6, книга 4, часть 1.2 данный земельный участок включен в ведомость изменяемых земельных участков, находится в границах резервируемых земель и подлежит изъятию (таблица 2.1) (т. 1 л.д. 195-197).

Надлежит отметить, что вышеназванные положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат обязательных требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Поскольку положениями статей 1, 14, 42, 43, 45, 63 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, вопреки доводам истца заключение ООО «ГорСевМолПром» договора аренды земельного участка до утверждения Генерального плана города Севастополя правового значения не имеет.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска по его доводам о неправомерном установлении оспариваемым нормативным правовым актом красных линий и нарушений прав истца не усматривается.

По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Доводы истца об отсутствии сведений об изъятии земельного участка в оспариваемом акте, непроведении процедуры утверждения и согласования перечня земельных участков, подлежащих изъятию, опровергаются материалами дела, поскольку как было указано выше, Проектом межевания территории 6 этап, том 6, книга 4, часть 1.2 земельный участок включен в ведомость изменяемых земельных участков, находится в границах резервируемых земель и подлежит изъятию (т. 1 л.д. 195-197), при этом согласно листа согласований к проекту Постановления Правительства Севастополя № 248-ПП от 23.04.2020 он согласован в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЮРКОМ-АС» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Третий апелляционный суд путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Судья Севастопольского

городского суда /подпись/ Н.И. Кондрак

Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2020 года.