ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/20 от 27.01.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 3а-43/2020

(№ 3а-626/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 27 января 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.

при секретаре Лихтиной А.И.,

с участием представителя административного истца Котовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции по Оренбургской области к Местной мусульманской религиозной организации села Крючковка Беляевского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что Местная мусульманская религиозная организация села Крючковка Беляевского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) (далее – религиозная организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (дата), учетный номер , сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (дата).

В порядке контроля, предусмотренного статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в соответствии с планом проверок на 2019 год в период с 1 октября 2019 года по 28 октября 2019 года проведена плановая документарная проверка религиозной организации, в результате которой выявлены следующие нарушения.

Религиозной организацией в нарушении пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не представлены на проверку документы, подтверждающие деятельность религиозной организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация действует на основании устава, который должен отвечать требованиям законодательства Российской Федерации. Материалы учетного дела содержат устав религиозной организации, принятый решением Приходского собрания 19 декабря 2001 года.

Религиозные организации, учитывая характер их деятельности, наряду с гражданским законодательством Российской Федерации в своей религиозной деятельности руководствуются внутренними установлениями, что предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Вместе с тем пункт 1.2 устава религиозной организации содержит сведения о том, что религиозная организация в своей деятельности руководствуется нормами шариата, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 устава религиозной организации она входит в состав Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), которое в 2017 году изменило наименование на «Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» и приняло устав в новой редакции.

Документы для приведения устава религиозной организации в соответствие с действующим законодательством до настоящего времени в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области не поступали.

Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 27 февраля 2019 года в деятельности религиозной организации выявлен факт налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области от 11 июля 2019 года, религиозная организация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, бухгалтерскую отчётность за 2016 год не представила.

Ранее в период с 3 марта 2014 года по 31 марта 2014 года проводилась плановая документарная проверка религиозной организации, документы на которую также небыли представлены.

В связи с неисполнением требований федерального законодательства административный истец просит ликвидировать и исключить Местную мусульманскую религиозную организацию села Крючковка Беляевского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель административного истца Котова Л.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно пункту 5 статьи 20 КАС РФ о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в религиозные организации и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации религиозных организаций в Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно подпунктам 73, 74 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 26, Управление осуществляет, в том числе следующие полномочия:

по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствие с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» одним из оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке является неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, религиозная организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (дата), учетный номер , сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (дата).

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 12 сентября 2019 года «О проведении плановой документальной проверки Местной мусульманской религиозной организации села Крючковка Беляевского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият)» с 1 октября 2019 года по 28 октября 2019 года проводилась плановая документарная проверка на предмет соблюдения религиозной организацией законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом за период с 1 октября 2016 года по 31 сентября 2019 года. Руководству религиозной организации надлежало представить лично или отправить почтовым отправлением в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области документы, указанные в распоряжении.

Религиозной организацией в нарушении пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» не представлены на проверку указанные в распоряжении документы.

Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 27 февраля 2019 года в деятельности религиозной организации выявлен факт налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

28 октября 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области составлен акт проверки юридического лица.

9 декабря 2019 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением.

Наличие допущенных административным ответчиком нарушений, указанных выше, подтверждены материалами настоящего дела.

В связи с неоднократным не представлением на проверку документов, подтверждающих деятельность религиозной организации, и совершением налогового правонарушения суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию села Крючковка Беляевского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), сведения о ней исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов

В окончательной форме решение изготовлено 31 января 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов