ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/2016 от 22.06.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-43/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 22 июня 2016 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора – Шушакова А.Н.,

при секретаре Михейкиной М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими пункта 1.5, абзаца 2 пункта 2.3 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542(в редакции постановления правительства Ленинградской области от 16.05.2016 №148),

установил:

24 ноября 2014 года правительством Ленинградской области принято постановление №542 «Об утверждении порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее постановление правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542).

Пунктом 1 постановления правительства Ленинградской области от 24 ноября 2014 года №542 утвержден порядок осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Порядок).

Постановлениями правительства Ленинградской области от 30.07.2015 №293 и от 16.05.2016 № 148 внесены изменения в постановление правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542 и утвержденный им Порядок.

В соответствии со ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 №174-оз «О правовых актах Ленинградской области» постановления правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542, от 30.07.2015 №293 и от 16.05.2016 №148 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2014, 03.08.2015, 23.05.2016; на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 28.11.2014, 04.08.2015, 24.05.2016.

Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что субъектами, в отношении которых осуществляется контрольная деятельность (далее-субъекты контроля), являются:

заказчики;

контрактные службы;

контрактные управляющие.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка внеплановые проверки осуществляются по следующим основаниям:

получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения, юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;

поступление информации о нарушении Федерального закона и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.5 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24 ноября 2014 года 542 (в ред. постановления правительства Ленинградской области от 30.07.2015 №293).

В дальнейшем, прокурором требования неоднократно уточнялись и дополнялись.

В административном исковом заявлении от 14.06.2016 заместитель прокурора Ленинградской области просит признать недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 1.5, абзац 2 пункта 2.3 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542 (в ред. постановления правительства Ленинградской области от 16.05.2016 №148).

Прокурор полагал, что пунктом 1.5 Порядка изменен перечень субъектов контроля, установленный ч.2 ст.99 Федерального закона от 05.04.203 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных услуг» (далее-Федеральный закон №44-ФЗ). Однако, законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе названным Федеральным законом №44-ФЗ, органам государственной власти субъекта Российской Федерации названные полномочия не предоставлены.

Абзац 2 п.2.3 Порядка не соответствует положениям ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона №44-ФЗ и нарушает права участников закупки на обжалование действий(бездействия) комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, а также права последних на подачу возражений на жалобу. Законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Федеральным законом №44-ФЗ, не предусмотрены полномочия органов государственной власти по изменению перечня субъектов контроля, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы.

Оспариваемое правовое регулирование не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, что является правовым основанием для признания оспариваемого акта недействующим в силу разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении от 17.06.2004 №12-П.

Порядок содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, предусмотренные подпунктами «в», «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96.

В судебном заседании прокурор Шушаков А.Н. административное исковое заявление заместитель прокурора Ленинградской области просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Прокурор отметил, что сузив перечень субъектов контроля, правительство Ленинградской области ограничило полномочия комитета государственного финансового контроля. Оспариваемый абзац 2 п.2.3 Порядка нарушил права участников закупки.

В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований представитель правительства Ленинградской области ФИО1 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав, что внутренний государственный финансовый контроль не предусматривает установление субъектов контроля в строгом соответствии с ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ. Системный анализ норм названного федерального закона свидетельствует об отсутствии у органов внутреннего финансового контроля полномочий на проведение проверок в отношении комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. Подпунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ установлены основания для проведения внеплановой проверки именно контрольным органом в сфере закупок. Комитет государственного финансового контроля Ленинградской области не наделен полномочиями на осуществление такого контроля. Поэтому, ссылка прокурора на указанную федеральную норму неправомерна. Порядок утвержден правительством Ленинградской области в соответствии с предоставленными законом полномочиями. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не устанавливает требования к нормативным правовым актам.

В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области ФИО2 просила в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказать по доводам, изложенным в возражениях. Указала, что при реализации своих полномочий субъект РФ при регулировании данного вида контроля вправе не дублировать круг субъектов контроля, предусмотренный ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ. Основания для проведения проверок органами внутреннего государственного финансового контроля субъектом Российской Федерации устанавливаются самостоятельно. Ссылки прокурора на ч.15 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона №44-ФЗ необоснованны.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее-Федеральный закон 44-ФЗ) настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч.1 ст.2 Федерального закона № 44-ФЗ).

В ч.3 ст.2 Федерального закона № 44-ФЗ оговорено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ допускает принятие субъектом Российской Федерации актов, регламентирующих отношения в сфере закупок лишь в предусмотренных законодательством случаях и при обеспечении их соответствия федеральным нормативным правовым актам.

Федеральный закон №44-ФЗ имеет специальную главу пятую, содержащую нормы, регулирующие отношения, связанные с контролем в сфере закупок (статьи 99-104).

Общие вопросы осуществления контроля в сфере закупок урегулированы в ст.99 главы пятой Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в ч.1 ст.99 Федерального закона №44-Фз определены органы, правомочные осуществлять контроль в сфере закупок, к которым, в частности относятся органы внутреннего государственного (муниципального) контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации(пункт 3).

Из положений ч.3 ст.265 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации(далее-органы внутреннего государственного финансового контроля).

В ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ приведены субъекты контроля, а именно определено, что контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

В ч.ч.3, 5, 8 и 10(с учетом установления в ч.4 особого органа, уполномоченного на осуществление контроля в отношении операторов электронных площадок) ст.99 Федерального закона №44-ФЗ содержится правовое регулирования осуществления различных видов контроля в сфере закупок, в том числе и в зависимости от объектов контроля, с указанием органов, полномочных осуществлять конкретный вид контроля.

Так, в силу требований ч.8 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок (пункт 1 вступает в силу с 01.01.2017);

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 9 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ).

Порядок осуществления такого контроля органами внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должен предусматривать, в частности: основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок; порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля; перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность; порядок действий органов контроля. Их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления; порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля (ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ).

Частью 11.1 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ предписано, что порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), устанавливается в соответствии с общими требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Полномочия должностных лиц органов внутреннего государственного финансового контроля перечислены в ч.27 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ.

Как следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области» комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области разработан названный Порядок, который предусматривает основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок, порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля, перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность. В пояснительной записке сделана ссылка на ч.8 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ.

В преамбуле и в п.1 постановления правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542 отражено, что правительством Ленинградской области утвержден порядок осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии со ст.99 названного федерального закона.

Пунктом 1.1. Порядка определено, что настоящий порядок определяет правила осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области(далее-Комитет) полномочий по контролю за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Объем полномочий Комитета по осуществлению данного вида контроля приведен в п.1.2 Порядка.

Целью контрольной деятельности является установление законности составления и исполнения областного бюджета Ленинградской области в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1.3 Порядка).

Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что предметом контрольной деятельности является соблюдение требований Федерального закона в пределах полномочий Комитета.

В соответствии с п.1.1 Положения о комитете государственного финансового контроля Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 20.03.2014 №70 комитет государственного финансового контроля Ленинградской области является органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, а также контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Частью 3 статьи 3 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области» установлено, что правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.

Таким образом, правительство Ленинградской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, приняло постановление от 24.11.2014 №542, которым утвердило Порядок осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля, предусмотренного ч.8 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сравнительный анализ положений федерального законодательства и Порядка показывает, что в оспариваемом пункте 1.5 Порядка изменен(сокращен) перечень субъектов контроля по сравнению с ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ.

Как следует из ст.99 Федерального закона №44-ФЗ субъектам Российской Федерации не предоставлено право на определение(изменение) круга субъектов контроля, предусмотренного ч.2 названной федеральной нормы, в том числе и при установлении Порядка осуществления контроля за соблюдением настоящего федерального закона в соответствии с ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ.

Содержание Порядка определено в ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, в которой отсутствует прямое указание о том, что в настоящем Порядке надлежит определить круг субъектов контроля.

В тоже время, из анализа текста ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, следует, что в данной части федеральной нормой определен перечень правовых позиций, которые в обязательном порядке должны быть урегулированы в Порядке, утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что не исключает наличие в данном Порядке иных правовых предписаний, которые не должны противоречить нормам Федерального закона №44-ФЗ.

С учетом того, что в силу положений ч.ч.1,3 ст.2 Федерального закона №44-ФЗ субъекты Российской Федерации полномочны принимать акты, регламентирующие отношения в сфере закупок лишь в предусмотренных законодательством случаях и при обеспечении их соответствия федеральным нормативным правовым актам, а названным федеральным законом установлен конкретный перечень субъектов контроля, при этом право субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование вопроса об определении перечня субъектов контроля, предусмотренного ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, при утверждении Порядка в соответствии с ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, прямо не предоставлено, то суд полагает, что оспариваемый пункт 1.5 Порядка подлежит признанию недействующим как противоречащий требованиям ст.ст.ст.2, 99 Федерального закона №44-ФЗ в совокупности.

В данной части, с учетом изложенного, суд соглашается с утверждением прокурора о нарушении антикоррупционного законодательства и о наличии коррупциогенных факторов в обжалуемом правовом регулировании (пункт 1.5 Порядка), предусмотренных подпунктами «в» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96.

Кроме этого, надлежит отметить, что несмотря на отсутствие утвержденных уполномоченным федеральным органом на основании п.11.1 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ общих требований, в проекте Общих требований к порядку осуществления контроля за соблюдением федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций(подготовленном Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) в перечне правовых предписаний, которые должны присутствовать в Порядке, отсутствует указание на установление конкретного перечня субъектов контроля(пункт 7).

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом того обстоятельства, что названная областная норма ранее применялась, на основании данного положения были реализованы права граждан, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» пункт 1.5 Порядка подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора в части требования о признании недействующим абзаца 2 пункта 2.3 Порядка надлежит отказать по следующим основаниям.

В обжалуемом п.2.3 Порядка перечислены основания проведения внеплановых проверок.

Согласно пункта 1 ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона предусматривает, в том числе, основания проведения проверок субъектов контроля.

Часть 15 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ содержит перечень оснований для проведения внеплановой проверки контрольным органом в сфере закупок. Однако, в силу п.13 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ органы внутреннего государственного финансового контроля не отнесены к категории контрольного органа в сфере закупок.

Следовательно, положения ч.15 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ на контроль, осуществляемый органами внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с ч.8 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ, не распространяются.

Статьи 105 и 106 Федерального закона №44-ФЗ определяют порядок подачи жалобы и ее рассмотрения, но не содержат каких-либо правовых предписаний относительно установления оснований проведения проверок в целях осуществления внутреннего финансового контроля.

Иные нормы Федерального закона №44-ФЗ также не содержат обязательных требований к установлению правового регулирования вопроса об основаниях проведения проверок органами внутреннего государственного финансового контроля.

Следовательно, установление оснований проведения внеплановых проверок при утверждении названного Порядка является полномочием высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, которое реализуется названным органом самостоятельно.

В указанной части суждение прокурора о том, что в абзаце 2 пункта 2.3 Порядка надлежало также перечислить все субъекты контроля, поименованные в ч.2 ст.99 Федерального закона, а отсутствие такого регулирования есть основание для признания оспариваемого абзаца 2 п.2.3 Порядка недействующим, является неправильным.

Пунктом 2.3 Порядка установлены основания проведения внеплановых проверок, а не перечень субъектов контроля. Основания же проведения проверок, как уже отмечено, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет самостоятельно.

Иные утверждения и доводы прокурора, а также возражения представителя административного ответчика относительно заявленных требований прокурора основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и в силу изложенного не могут быть признаны правильными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора о признании недействующими пункта 1.5, абзаца 2 пункта 2.3 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542(в редакции постановления правительства Ленинградской области от 16.05.2016 №148) со дня вступления в силу решения суда, удовлетворить в части.

Признать недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 1.5 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542(в редакции постановления правительства Ленинградской области от 16.05.2016 №148) «Об утверждении порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Ленинградской области в части требования о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2.3 Порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.11.2014 №542(в редакции постановления правительства Ленинградской области от 16.05.2016 №148) «Об утверждении порядка осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании правительства Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июля 2016 года.