ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/2017 от 01.02.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 43/2017 по иску ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя из иной группы видов разрешенного использования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя из иной группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: АДРЕС, в соответствии с достоверными сведениями о земельном участке, а именно, исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, из расчета 1 кв.м. равному 138,30 руб., а всего 221 280 рублей.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что 24.05.2016 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен с «индивидуальные жилые дома» на вид разрешенного использования - объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.). Кадастровая стоимость указанного участка стала равна 786 000 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 491,25 рублей, рассчитанного для 17 группы вида разрешенного использования- земельные участки предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Полагает, что в ходе определения группы видов разрешенного использования использованы недостоверные сведения, поскольку на земельном участке отсутствуют объекты, описанные в 17 группе видов разрешенного использования.

Просит заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просит рассматривать дело в их отсутствие. Требования поддерживают.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил суду отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель администрации сельского поселения Исаклы Исаклинского района Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, причин не явки суду не сообщили.

Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области не направили своих представителей в судебное заседание, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, отзывы на заявленные требования не представили.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Часть 1 статьи 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: АДРЕС, принадлежит на праве собственности ФИО2 (повторное свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.)

Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости земельных участков филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 24.05.2016 года, в размере 786 000 рублей.

Акт определения кадастровой стоимости от 24.05.2016 г. земельного участка с кадастровым номером утвержден на основании заявления об изменении вида разрешенного использования с «индивидуальные жилые дома» на «объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.)». Для расчета кадастровой стоимости использован удельный показатель кадастровой стоимости равный 491,25 рублям за 1 кв.м., установленный постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 для 17 группы вида разрешенного использования.

Судом рассмотрены доводы о том, что при расчете кадастровой стоимости необоснованно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 17 группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», в то время, как спорный участок должен быть отнесен к 13 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов».

Данные доводы нашли свое подтверждение.

В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования, среди которых:

к группе 1.2.13. отнесены – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов»,

к группе 1.2.17 отнесены – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

В соответствии с федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 года № 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п.2), при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки (п.16).

Согласно п. 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

На земельном участке с кадастровым номером какие-либо административные здания отсутствуют, что подтверждается рабочим проектом ООО «<данные изъяты>» «размещение устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) сети связи базовой станции стандарта на антенно-мачтовом сооружении связи в Самарской области», согласно которому на спорном земельном участке возводится некапитальное, движимое, временное антенно-мачтовое сооружение.

Согласно заключению кадастрового инженера ИП ФИО1 с приложением топографического плана границ земельного участка, на спорном земельном участке находится антенно-мачтовое сооружение в составе –железобетонная опора, с оборудование связи, климатический шкаф, с размещенными внутри устройствами связи, являющиеся конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройства радиорелейной и воздушной (подвижной) связи. Указанные объекты являются временными (некапитальными), иных движимых и недвижимых объектов на участке не существует.

Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ., заключенного между ФИО2 и ООО «<данные изъяты>» также следует, что истец передает последнему в аренду земельный участок с кадастровым номером для установления антенно-мачтового сооружения.

Из Правил землепользования и застройки сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области следует, что размещение земельного участка в зоне Ж1-1- зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предполагает, в том числе возможность размещения объектов оказания услуг связи.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований применения для расчета кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя по 17 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» и необходимости применения удельного показателя по 13 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» в размере 138,30 рублей.

При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: АДРЕС исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 24.05.2016г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. – 138,30 рублей, а именно в размере 221 280 рублей.

Дата подачи ФИО2 иска в суд – 02.12.2016г.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.02.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь