ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/2021 от 30.07.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-43/2021

УИД: 14OS0000-01-2021-000054-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 30 июля 2021 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием представителя административного истца Слепцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации Казахской общественной организации «Алатау» Республики Саха (Якутия) и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) обратилось с административным исковым заявлением к Казахской общественной организации «Алатау» Республики Саха (Якутия) (далее - Организация) о её ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ.

В обоснование требования административный истец ссылается на допущенные Организацией грубые нарушения Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, а именно Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Указывает, что в нарушение положений указанных федеральных законов Устав Организации предусматривает право Организации приобретать от своего имени личные неимущественные права; Устав Организации предусматривает зарегистрированную в установленном порядке символику, в том числе эмблемы, флаги и вымпелы; Устав Организации не содержит сведения о компетенции постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов Организации в части определения периодичности проведения заседаний и проверок финансово-хозяйственной деятельности Организации, не содержит сведений об имущественных правах и обязанностях Организации; Устав Организации не предусматривает в полномочиях Общего собрания членов Организации решение вопросов об определении принципов образования и использования её имущества, порядка приема в состав членов Организации и исключения из её членов, образования других органов Организации и досрочного прекращения их полномочий, принятия решений о возможности создания Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации, принятии решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации; Устав Организации не предусматривает принятие решений общим собранием или заседаний по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления единогласно либо квалифицированным большинством голосов. Кроме того, в Организацией не публикуется отчет об использовании своего имущества или не обеспечена доступность для ознакомления с ним; у Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета; Организацией не ведется учетная политика; не исполняются нормы Устава в части сроков полномочий контрольно-ревизионной комиссии, в части уплаты вступительных и членских взносов членами Организации.

Управлением неоднократно направлялись предупреждения о недопустимости нарушений требований закона с установлением сроков для устранения выявленных нарушений. Между тем нарушения до настоящего времени не устранены.

По мнению административного истца, со стороны Организации допущены грубые нарушения требований федерального законодательства, при этом в течение длительного времени административный ответчик не предпринимает никаких мер по их устранению. Указанное свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Незаконная деятельность Организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.

Представитель административного истца Слепцов А.В. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, просит ликвидировать Казахскую общественную организацию «Алатау» Республики Саха (Якутия) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного ответчика, извещенный судом о месте и времени рассмотрения надлежащим образом, не явился. До начала судебного заседания представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя Организации. В заявлении председатель Совета Организации Жумагазиев К.М. также сообщает об отсутствии возражений относительно ликвидации Организации.

Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителя истца, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30).

Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции РФ).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Законом об общественных объединениях.

Статьей 7 Закона об общественных объединениях установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации.

В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Закон об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям (часть первая статьи 38).

Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, является Минюст России.

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 № 456, территориальный орган Министерства юстиции РФ по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Закона об общественных объединениях.

Таким образом, Управление Минюста по РС(Я) осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, а также является органом, полномочным обратиться в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Материалами дела подтверждается, что Управлением 15 октября 2002 г. принято решение о государственной регистрации Казахской общественной организации «Алатау» РС(Я). Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ 14 ноября 2002 г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 1 июля 2021 г. адрес юридического лица: РС(Я), г. Якутск, ул. Кулаковского, дом 2, дом 4, дом 46. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель Совета Жумагазиев К.М.. В составе юридического лица 15 участников/учредителей.

Устав Организации утвержден общим собранием от 5 сентября 2001 г.

Установлено, что Управлением в отношении Организации в период с 13 января 2020 г. по 7 февраля 2020 г. проведена плановая документарная проверка, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства и Устава Организации.

Так, в нарушение статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации раздел 1 Устава Организации предусматривает право Организации приобретать от своего имени личные неимущественные права.

Раздел 1 Устава Организации предусматривает зарегистрированную в установленном порядке символику, в том числе эмблемы, флаги и вымпелы, в то время как Федеральным законом от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» упразднена государственная регистрация символики некоммерческих организаций как самостоятельная государственная услуга.

В нарушение требования статьи 20 Закона об общественных объединениях, пункта 3 статьи 14, пункта 1 статьи 28 Закона о некоммерческих организациях Устав Организации не содержит сведения: о компетенции постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов Организации в части определения периодичности проведения заседаний и проверок финансово-хозяйственной деятельности Организации, также об имущественных правах и обязанностях членов Организации.

В нарушение пункта 4 абзаца первого статьи 20 Закона об общественных объединениях, статьи 29 Закона о некоммерческих организациях Устав Организации не относит к компетенции высшего органа управления Организации - Общего собрания членов Организации решение вопросов об определении принципов образования и использования её имущества, порядка приема в состав членов Организации и исключения из её членов, образования других органов Организации и досрочного прекращения их полномочий, принятия решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации, принятии решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.

В нарушение подпункта 2 пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов, абзац пятый раздела 7, абзац второй раздела 12, абзац третий раздела 14 устава Организации предусматривает, что решения по вопросам, отнесенным к компетенции высшего руководящего органа Организации – Общего собрания членов, принимается простым большинством голосов.

Также в абзаце шестом раздела 2 и раздела 3 Устава Организации имеются ссылки на несуществующие законы с наименованием: Федеральный закон «О выборах» и Закон Республики Саха (Якутия) «О выборах».

В нарушение части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Организацией не внесены изменения в ЕГРЮЛ об изменении юридического адреса, также не представлены в течение трёх дней сведения об изменении юридического адреса в Управление. При этом изменение юридического адреса подтверждается письмом от 6 февраля 2020 г. за вход. № ....

В нарушение абзаца третьего пункта 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях Организацией не опубликован отчет об использовании своего имущества либо не обеспечена доступность ознакомления с указанным отчетом.

В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях у Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

В нарушение статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 5 и 8 приказа Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» Организацией не ведется учетная политика.

По результатам анализа работы органов Организации Управлением установлено, что в нарушение абзаца второго статьи 29 Закона об общественных объединениях не исполняются положения Устава Организации: раздела 10 в части сроков полномочий контрольно-ревизионной комиссии, раздела 6 в части уплаты вступительных и членских взносов членами Организации.

По выявленным нарушениям, на основании статьи 38 Закона об общественных объединениях Управлением в адрес Организации 7 февраля 2020 г. вынесено предупреждение исх. № ..., обязывающее устранить нарушения в срок до 12 мая 2020 г. Данное предупреждение получено председателем совета Организации Жумагазиевым К.М. 10 февраля 2020 г., что подтверждается его подписью на самом предупреждении (л.д. 29).

В связи с тем, что нарушения Организацией не были устранены в установленный срок, 3 июня 2020 г. Управлением вынесено повторное предупреждение исх. № ... со сроком устранения нарушений до 2 ноября 2020 г. Повторное предупреждение направлено по юридическому адресу Организации. Согласно почтовому уведомлению повторное предупреждение Организацией не получено, корреспонденция возвращена (л.д. 45).

11 ноября 2020 г. за исх. № ... в адрес Организации направлено повторное предупреждение с установлением срока для устранения нарушений до 29 января 2021 г. Повторное предупреждение направлено по юридическому адресу Организации. Согласно почтовому уведомлению повторное предупреждение Организацией не получено, корреспонденция возвращена (л.д. 44).

Однако в установленный срок нарушения по указанному повторному предупреждению Организацией не устранены, в связи с чем Управление 5 июля 2021 г. обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением о ликвидации юридического лица и исключении её из ЕГРЮЛ в связи с нарушениями требований федерального законодательства.

В соответствии с абзацем первым статьи 42 Закона об общественных объединениях в случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Частью 1 статьи 44 указанного закона определено, что основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 64, разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Характер совершенных Организацией нарушений, свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а именно обязанности осуществлять деятельность Организации без нарушений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом; исполнять предупреждения Управления о недопустимости нарушения требований федерального законодательства.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 разъяснено, что исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Приведенные в исковом заявлении нарушения административным ответчиком не оспаривались, в письменном заявлении председателем совета Казахской общественной организации «Алатау» РС(Я) Жумагазиевым К.М. пояснено, что организация не возражает относительно требований административного истца о ликвидации общественной организации.

При этом материалы дела доказательств устранения допущенных нарушений на момент рассмотрения дела или принятия мер, направленных на их устранение, суду не представлены.

Таким образом, факт нарушения действующего законодательства административным ответчиком в ходе рассмотрения дела установлен и подтвержден, однако данных о том, что ответчиком предпринимались все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений и исполнения требований закона в установленный срок, суду не представлено, равно как не представлено и сведений, подтверждающих невозможность по объективным причинам, не зависящим от Организации, устранить допущенные нарушения закона.

Ликвидация общественного объединения как мера ответственности общественной организации, предусмотренная федеральным законодательством, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, соответствует нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Поскольку неустранение выявленных нарушений со стороны Организации препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, что создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд, расценив установленные нарушения как грубые, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации Казахской общественной организации «Алатау» Республики Саха (Якутия) и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Казахскую общественную организацию «Алатау» Республики Саха (Якутия) исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1021400002711).

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова

Решение суда принято в окончательной форме 30 июля 2021 года.