ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/2021УИД37О0000-01-2021-000047-11 от 17.05.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-43/2021 УИД 37OS0000-01-2021-000047-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при ведении протокола помощником судьиКошелевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Ассоциация практикующих психотерапевтов» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Ассоциация практикующих психотерапевтов» (далее – Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановской областной общественной организации «Ассоциация практикующих психотерапевтов» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации.

Так, организацией не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание; не проводились заседания правления; не переизбирались Ревизионная комиссия, Президент и правление организации; Ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему законодательству.

18 февраля 2021 года Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение № 37/03-11/530 об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, полученное президентом Организации в тот же день.

В срок до 22 марта 2021 года указанные в предупреждении, нарушения не устранены. Из письма, датированного 22 марта 2021 года, представленного президентом Организации Худяковым А.В. следует, что Организация в дальнейшем осуществлять свою деятельность не планирует, в связи с чем устранение выявленных в ходе проверки нарушений невозможно.

В судебное заседание представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская областная общественная организация «Ассоциация практикующих психотерапевтов» зарегистрирована 26 марта 1999 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 18 февраля 2003 года внесена соответствующая запись о регистрации, выдано свидетельство о регистрации общественного объединения.

На основании распоряжения № 390-р от 30 декабря 2020 года в период с 22 января 2021 года по 18 февраля 2021 года Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Организации, отраженные в акте проверки № 3 от 18 февраля 2021 г.

По итогам проверки в адрес Организации административным истцом 18 февраля 2021 года направлено предупреждение № 37/03-11/530 с требованием устранить нарушения действующего законодательства и учредительных документов в срок до 22 марта 2021 года.

Выявленные истцом нарушения Организацией не оспаривались. В ответе на предупреждение от 22 марта 2021 г. президент Организации Худяков А.В. сообщил о прекращении деятельности Организации, об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Проверкой выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако в нарушение данной статьи Организацией в проверяемом периоде не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей предусмотренных пунктом 2.1 устава, в нарушение пункта 5.1.1 устава не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание (должно созываться не реже 1 раза в год); в нарушение пункта 5.2.1 устава не проводились заседания правления (должны проводиться не реже одного раза в полугодие); в нарушение пунктов 5.3.2, 5.2.3, 5.4.3 устава не переизбирались Ревизионная комиссия, Президент и правление организации срок полномочий которых составляет 2 года, не переизбирались с 2003 года, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 5.4.4 устава Ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (должны проводиться не реже одного раза в год).

Судом также установлено, что в уставе Организации в нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ отсутствует описание эмблемы, используемой на оттиске печати, наличие которого в случае использования общественным объединением символики должно содержаться в уставе общественного объединения.

В нарушение абзаца третьего статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 статьи 29 ФЗ №7-ФЗ, пунктом 2 статьи 65.3 и пунктом 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

В нарушение вышеуказанных норм пунктом 5.1.2. устава Организации исключительная компетенция высшего органа управления Организации - Общего собрания Ассоциации отражена не в полном объёме, в частности в уставе, отсутствует: порядок определения и приема в состав членов Организации и исключения из числа её членов; досрочное прекращение полномочий органов организации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации; принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств; принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации; принятие решений о размере и порядке уплаты её членами и иных имущественных взносов.

Пояснительной запиской Президента организации от 22 января 2021 года подтвержден факт допущенного Организацией нарушения требований части 2 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ в частности неисполнения обязанности по информированию уполномоченного органа об изменении сведений об адресе местонахождения Организации, поскольку с октября 2020 года организация фактически располагается по адресу: <адрес>.

Кроме того, в ходе проверки деятельности Организации выявлен факт несоответствия некоторых положений устава действующему законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности участников корпорации (общественного объединения), к которым в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса РФ относятся, в том числе, участники Организации, предусмотрены статьями 65.2, 123.6 Гражданского кодекса РФ.

В нарушение указанных положений закона в пункте 4.1 устава Организации, которым установлены права и обязанности членов Организации, не отражены такие права членов Организации как право участвовать в управлении делами Организации; знакомиться с бухгалтерской и иной документацией Организации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом и уставом Организации; на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами; обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени Организации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени Организации, совершенные ею сделки и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Организации.

В пункте 4.2 не отражены обязанности членов Организации участвовать в образовании имущества Организации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом Организации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Организации; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых Организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если участие члена Организации необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Организации, не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Организация.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В нарушение приведенных норм пункт 7.3 Устава предусматривает направление денежных средств в соответствии с решением заключительного Общего собрания на реализацию исключительно уставных целей.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста Российской Федерации по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены после вынесенного предупреждения, а также отсутствие у организации намерения осуществлять свою деятельность и устранять выявленные в ходе проверки нарушения суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Ивановская областная общественная организация «Ассоциация практикующих психотерапевтов» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Ассоциация практикующих психотерапевтов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Ассоциация практикующих психотерапевтов» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.