Дело № 3а-43/2022
УИД 19OS0000-01-2022-000038-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года город Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29 декабря 2021 г. № 230 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29 декабря 2021 г. № 230 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Решение № 230), мотивируя требования тем, что в нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации данным нормативным правовым актом установлен дефицит бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год составил 104,6 % от собственных доходов районного бюджета.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. поддержала административное исковое заявление, приводя в обоснование изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Ширинского района Республики Хакасия Рыбакова С.В. административное исковое заявление не признала, пояснив, что в оспариваемом решении отражены реальные расходы бюджета района, которые невозможно сократить в связи с необходимость соблюдения требований законодательства по определенным статьям расходов, в том числе связанных с социальными обязательствами, исполнением обязанностей по пожарной безопасности, обеспечением строительных, санитарных, противоэпидемиологических и иных требований законодательства и предписаний контрольных, надзорных органов. При этом собственных доходов у бюджета не хватает.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второго пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Из материалов дела видно, что 29 декабря 2021 г. Советом депутатов муниципального образования Ширинский район принято решение № 230 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования Ширинский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 9 июля 2012 г. N 37 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Устав МО), структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ширинский район составляет представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия.
Совет депутатов состоит за 19 депутатов. Совет депутатов осуществляет свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов (статья 17 Устава МО).
Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом №131-ФЗ, и направляется председателем Совета депутатов в течение 10 дней главе района для подписания и обнародования (статья 20 Устава МО).
На заседании сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия 29 декабря 2020 г. присутствовало 14 депутатов, за принятия решения «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» проголосовало 14 депутатов.
Решение подписано Главой муниципального образования Ширинский район 29 декабря 2021 г., опубликовано к газете «Ширинский вестник» от 30 декабря 2021 г. № 202-211.
Таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов, процедура принятия, порядок опубликования и введения в действие не нарушены. Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принципы самостоятельности бюджетов и сбалансированности бюджета.
Принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений по нормативу 13 процентов.
Пунктом 2 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 5.4 Приложения 1 к закону Республики Хакасия от 7 декабря 2007 г. № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» значение дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, полностью или частично заменяющего дотацию, утверждается законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и на плановый период.
Приложением 18 к Закону Республики Хакасия от 17 декабря 2021 г. № 116-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» для муниципального образования Ширинский район предусмотрен дополнительный норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 50%.
Таким образом, при наличии установленного дополнительного норматива отчислений налоговых доходов данный объем подлежит исключению из общего объема доходов бюджета наряду с безвозмездными поступлениями.
В пункте 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно пункту 1 решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29 декабря 2021 г. № 230 общий объем доходов районного бюджета на 2022 год составляет 1 249 696,4449 тыс. руб., общий объем расходов бюджета – 1 540 836,4449тыс. руб., дефицит бюджета составляет 291140 тыс. руб.
В соответствии с приложением 3 к решению Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29 декабря 2021 г. № 230 в структуру доходов бюджета муниципального образования Ширинский район входят налоги на доходы физических лиц в объеме 217 620 тыс. руб.
Исходя из указанного объема дополнительный норматив отчислений в бюджет муниципального образования Ширинский район по налогу на доходы физических лиц составляет 50% или 172 714,28 тыс. руб.
Таким образом, объем доходов бюджета муниципального образования Ширинский район без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составляет 105 705,72 тыс. руб.: 1 249 696,4449 тыс. руб. (общий объем доходов) за вычетом 971 276,4449 тыс. руб. (безвозмездные поступления) и за вычетом 172 714, 28 тыс. руб. (дополнительный норматив отчислений).
С учетом изложенного, размер дефицита, установленный решением от 29 декабря 2021 г. № 230, составил 104,6 % от собственных доходов районного бюджета, что превышает допустимый пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации размер дефицита местного бюджета.
При этом в составе источников финансирования дефицита местного бюджета не определены источники финансирования, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя Совета депутатов Ширинского района Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 29 декабря 2021 г. № 230 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Поскольку решение Совета депутатов Ширинского района Республики Хакасия от 29 декабря 2021 г. № 230 применялось, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оно подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете «Ширинский Вестник».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29 декабря 2021 г. № 230 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете «Ширинский Вестник».
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2022 г.