ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/2022 от 20.04.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-43/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 20 апреля 2022 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца О. , представителя административного истца Дууза А.А., представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

О. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 февраля 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда предоставить О. на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании. 25 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на основании исполнительного листа серии ФС от 23 апреля 2018 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Общий срок исполнения судебного акта составляет 3 года 9 месяцев 21 день. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 840 000 рублей.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2022 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

В судебном заседании административный истец О. и ее представитель на основании доверенности Дууза А.А. просили удовлетворить требования административного иска.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, заинтересованных лиц - Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела № 2-991/2018 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 3 апреля 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить О. на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения в данном муниципальном образовании, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС .

25 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) Куулар А.С. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить О. на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения в данном муниципальном образовании, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения О. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 февраля 2018 года установлен годичный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 3 апреля 2018 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 3 апреля 2019 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 23 мая 2018 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (1 апреля 2022 года), составила 3 года 10 месяцев 9 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва, а также координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить О. жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - Агентство), правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2022 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 23 апреля 2018 года О. и получен службой судебных приставов 23 мая 2018 года, отписан для исполнения Куулар А.С.

25 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

13 июня 2018 года составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

13 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

13 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 18 июня 2018 года.

13 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 18 июня 2018 года, получено должником 18 июня 2018 года.

21 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 26 июня 2018 года.

25 июня 2018 года исполняющим обязанности директора Агентства Дотпе О.К. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **, исполнение решения не представляется возможным с просьбой приостановить исполнительное производство.

27 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено уведомление о рассмотрении дел об административных правонарушениях

29 июня 2018 года заместителем начальника - старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Агентства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В июле 2018 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года, получено должником 5 июля 2018 года.

5 июля 2018 года директором Агентства Сенгии С.Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва ** исполнение решения не представляется возможным с просьбой приостановить исполнительное производство.

31 октября 2018 года руководитель Агентства предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

1 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем в Агентство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 13 февраля 2019 года, получено должником 1 февраля 2019 года.

22 марта 2019 года исполняющим обязанности директора Агентства Дотпе О.К. руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее – УФССП по Республике Тыва) направлено уведомление о реорганизации Агентства путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва.

19 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства.

8 ноября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя о замене сторон исполнительного производства, произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

12 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Министерство, должник).

10 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

10 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 16 июля 2020 года.

11 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 10 августа 2020 года, получено должником 13 июля 2020 года.

13 июля 2020 года исполняющий обязанности министра труда и социальной политики Республики Тыва (далее - и.о. министра) Увангур А.К.-Х. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

31 июля 2020 года и.о. министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **, исполнение решения не представляется возможным.

11 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

14 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

14 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 18 августа 2020 года.

21 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

24 августа 2020 года заместителем начальника - старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении и.о. министра Увангура А.К.-Х. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

3 ноября 2020 года от О. в УФССП по Республике Тыва поступило обращение о предоставлении информации о ходе действия исполнительного производства .

23 ноября 2020 года УФССП по Республике Тыва дан ответ на обращение О.

20 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 1 декабря 2020 года, получено должником 1 декабря 2020 года.

9 декабря 2020 года министр труда и социальной политики Республики Тыва (далее - министр) Монгуш С.В. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

9 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем министру Монгушу С.В. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 25 декабря 2020 года, получено должником 9 декабря 2020 года.

18 декабря 2020 года первым заместителем министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **, исполнение решения не представляется возможным с просьбой приостановить требование в отношении Министерства.

2 февраля 2021 года заместителем министра финансов Республики Тыва Монгуш А.К.-Ч. по запросу судебного пристава-исполнителя представлены сведения о финансировании денежных средств по обеспечению жилыми помещениями **

15 января 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 3 февраля 2021 года.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

5 февраля 2021 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Получено должником 8 февраля 2021 года.

9 февраля 2021 года из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва по запросу судебного пристава-исполнителя представлены сведения о наличии на территории г. Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены **.

11 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем министру Монгушу С.В. направлено требование об исполнении решения суда в срок до 25 марта 2021 года, получено Министерством 15 марта 2021 года.

11 марта 2021 года министр Монгуш С.В. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

4 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

4 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 11 июня 2021 года.

4 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 июня 2021 года, получено должником 4 июня 2021 года.

15 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

17 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

17 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, получен должником 17 июня 2021 года.

17 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

18 июня 2021 года и.о. первого заместителя министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва ** исполнение решения не представляется возможным с просьбой приостановить исполнительное производство.

22 июня 2021 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП в отношении Министерства вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. Получено должником 25 июня 2021 года.

8 сентября 2021 года и.о. министра Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

16 сентября 2021 года и.о. первого заместителя министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва ** исполнение решения не представляется возможным.

11 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

11 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 28 октября 2021 года.

11 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 28 октября 2021 года, получено должником 12 октября 2021 года.

20 октября 2021 года министром Санданом Э.Ф. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлены пояснения о невозможности исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде **.

22 октября 2021 года министром Санданом Э.Ф. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде на территории г. Кызыла.

18 ноября 2021 года и.о. первого заместителя министра Увангуром А.К.-Х. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлен ответ о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва **, исполнение решения не представляется возможным.

26 января 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, в соответствии с которым решение суда не исполнено.

26 января 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 25 февраля 2022 года.

26 января 2022 года судебным приставом-исполнителем в Министерство направлено требование об исполнении решения суда в срок до 25 февраля 2022 года, получено должником 26 января 2022 года.

31 января 2022 года судебным приставом-исполнителем министру направлено требование об исполнении решения суда в срок до 9 февраля 2022 года, получено должником 1 февраля 2022 года.

1 февраля 2022 года министр Сандан Э.Ф. предупрежден под роспись об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

10 февраля 2022 года министром Санданом Э.Ф. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде ** Республики Тыва.

21 февраля 2022 года заместителем министра Ондар О.К. в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде ** Республики Тыва.

25 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем министру Сандану Э.Ф. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

10 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

10 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем в отношении министра Сандана Э.Ф. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, получен 11 марта 2022 года.

10 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем министру Сандану Э.Ф. направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия судебных приставов и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 840 000 руб.

Исходя из требований О. , принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что О. является лицом, **, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 30 сентября 2014 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 95 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета О. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по безналичной оплате услуг от 25 марта 2022 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить О. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 95 000 рублей, а также 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт О. -ооловны , открытый в Кызылском отделении ПАО «Сбербанк», ИНН , БИК , корреспондентский счёт , код подразделения .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Новосибирск) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Тыва.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа