№ 3а-43/2022
10OS0000-01-2022-000052-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2022 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Сафоновой М.В.
с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-43/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018г. №28/15-296 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа»,
УСТАНОВИЛ:
иск предъявлен по тем основаниям, что ФИО2 является собственником (...) в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью (...) кв.м., вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, по адресу: (.....). Административный истец имеет намерение перераспределить земельный участок с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Вместе с тем, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска принадлежащий истцу на праве собственности и вновь образуемый земельные участки расположены в территориальной зоне «Рпр. Природно-рекреационная зона» и «Жи. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки», в связи с чем перераспределение земель невозможно. Административный истец указывает, что графические части Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа (далее – ПЗЗ) и Генерального плана г.Петрозаводска не соответствуют друг другу в части местоположения земельного участка с кадастровым номером №. Согласно Генеральному плану г.Петрозаводска, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах жилой зоны, рекреационная зона на указанной территории не установлена. Частью 3 статьи 9, частью 9 и частью 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры из развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Административный истец просил признать не действующим решение Петрозаводского городского Совета от 26.04.2018 №28/15-296 «О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа», в части установления на Карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа, входящего в состав ПЗЗ, территориальной зоны «Рпр. Природно-рекреационная зона» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающего к нему по границе от точки 9 до точки 1 земельного участка площадью (...) кв.м в границах точек со следующими координатами в системе координат МСК-10: (...).
Административный ответчик представил возражения на иск, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке в пределах компетенции Петрозаводского городского Совета. Администрации Петрозаводского городского округа ХХ.ХХ.ХХ на заседании комиссии по подготовке проекта ПЗЗ внесла предложение о внесении изменений в ПЗЗ в части изменения зоны застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка площадью (...) кв.м. (.....), в целях размещения объекта физкультурно-оздоровительного назначения. Комиссией было принято решение о внесении изменений в ПЗЗ в части вышеуказанного предложения. По вопросу внесения изменений в ПЗЗ проводились публичные слушания ХХ.ХХ.ХХ, по результатам которых подготовлено заключение о принятии рекомендательного решения о внесении изменений в ПЗЗ. Решением Петрозаводского городского Совета от 26.04.2018 №28/15-296 в статью 22 ПЗЗ внесены изменения: зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) изменена на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка площадью 10542 кв.м в районе пер. Западный согласно прилагаемой схеме, ХХ.ХХ.ХХ решение официально опубликовано. В настоящее время ведется корректировка действующего Генерального плана г.Петрозаводска в отношении земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, планируется установить функциональную зону «спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанной с обслуживанием данной зоны», в целях обеспечения возможности размещения спортивного объекта для жителей данного района. С принятием корректировки Генерального плана существующее в настоящий момент противоречие между ПЗЗ и Генеральным планом будет устранено. Кроме того, постановлением Законодательного собрания Республики Карелия от 19.04.2018 принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г.Петрозаводска. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия издан приказ от 06.10.2020 №1755 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Петрозаводска». В лесопарковых зеленных поясах согласно пункту 1 статьи 62.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности.
Заинтересованное лицо - администрация Петрозаводского городского округа в отзыве на иск позицию административного ответчика поддержало.
Заинтересованное лицо - министерство национальной и региональной политики Республики Карелия в отзыве на иск разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в отзыве на исковое заявление указало на невозможность образования земельного участка с указанными истцом координатами в силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца П.А.ВБ., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. Дополнил, что министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия ХХ.ХХ.ХХ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, материалы административного дела №3а-91/2021, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что за ФИО2 и (...) зарегистрировано право общей долевой собственности (...) на земельный участок с кадастровым номером № площадью (...) кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона – зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, расположенный по адресу: (.....).
Земельный участок с кадастровым номером № образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, который также находился в общей долевой собственности (...) и ФИО2, и земель, государственная собственность на которые не разграничена в кадастровом квартале № в границах точек со следующими координатами в системе координат МСК-10: (...).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25.05.2021 (дело №3а-91/2021) признано не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018г. №28/15-296 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа» в части установления на Карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, территориальной зоны «Природно-рекреационная зона (Рпр)» в отношении земельного участка площадью (...) кв.м в кадастровом квартале № в границах точек со следующими координатами в системе координат МСК-10: (...).
ХХ.ХХ.ХХ ФИО2 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждении схемы расположения земельного участка, на что письмом от ХХ.ХХ.ХХ отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в соответствии с ПЗЗ в территориальной зоне «Рпр. Природно-рекреационная зона» и «Жи. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки».
Учитывая, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются интересы административного истца как собственника земельного участка с кадастровым номером №, обратившегося за заключением соглашения о перераспределении земель в порядке статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у него права на обращение в суд.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки, а также внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления ( часть 1 статьи 32, статья 33 ГрК РФ
В соответствии со статьей 16, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входят в полномочия органов местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, что регламентировано пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии со ст.15 Устава Петрозаводского городского округа представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 19.02.2018 по административному делу № 3а-11/2018 установлено, что указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры и порядка его принятия.
В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Петрозаводского городского Совета от 26.04.2018 №28/15-296 в статью 22 ПЗЗ внесены изменения, в соответствии с которыми зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) изменена на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка площадью (...) кв.м в районе (.....) согласно прилагаемой схеме.
Процедура принятия оспариваемого решения Петрозаводского городского Совета о внесении изменений в ПЗЗ проверялась в судебном порядке, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25.05.2021 по административному делу № 3а-91/2021 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ также имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Разрешая вопрос о соответствии принятого административным ответчиком решения федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено,
что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Пункт 3 статьи 1 ГрК РФ определяет устойчивое развитие территорий как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с пунктом 2 части 2, частью 4 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
В силу частей 3, 9 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие генеральному плану городского округа.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в ПЗЗ регламентирован статьей 33 ГрК РФ и осуществляется в соответствии с положениями статей 31 и 32 ГрК РФ. Перечень оснований, по которым допускается внесение изменений в ПЗЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Из системного толкования указанных правовых норм следует, что должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, установление территориальных зон осуществляется в соответствии с функциональными зонами, определенными генеральным планом городского округа, без изменения назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из Генерального плана г.Петрозаводска следует, что земельный участок площадью (...) кв.м в районе пер. Западный в г. Петрозаводске в кадастровом квартале № расположен в функциональной зоне «Зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, которым осуществлено отнесение указанного земельного участка к территориальной зоне «Природно-рекреационная зона (Рпр)» нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку градостроительное зонирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования. Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25.05.2021 по административному делу № 3а-91/2021 установлено, что рекомендательного решения по одобрению внесения вышеуказанных изменений в ПЗЗ не было принято. Доказательств наличия необходимости изменения территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи)» на зону «Природно-рекреационная зона (Рпр)» не представлено.
Корректировка в Генеральный план г.Петрозаводска в части изменения функциональной зоны спорной территории на данный момент не произведена.
Судом отклоняются доводы представителя ответчика о частичном расположении испрашиваемого административным истцом земельного участка в границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г.Петрозаводска, поскольку юридически значимым для разрешения настоящего спора указанное не является.
Пунктом 11 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Границы лесопаркового зеленого пояса в ЕГРН не внесены.
Вопрос перераспределения земель не является предметом настоящего спора.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений пункта 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию с административного ответчика расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Петрозаводского городского Совета от 26 апреля 2018г. №28/15-296 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа» в части установления на Карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, территориальной зоны «Природно-рекреационная зона (Рпр)» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающего к нему по границе от точки 9 до точки 1 земельного участка площадью (...) кв.м в границах точек со следующими координатами в системе координат МСК-10: (...).
Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Петрозаводского городского Совета.
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу ФИО2 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение составлено 28.03.2022