ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-440/2024 от 27.02.2024 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0<№>-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>

<дата>

Номер производства 3а-440/2024

Резолютивная часть решения объявлена <дата>.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ( / / )3 с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства <№>а-440/2024,

по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ( / / )1 (ИНН 667350848179)

к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки»,

с участием заинтересованного лица – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110004:1729 равной его рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель ( / / )1 (далее – административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным иском об установлении по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110004:1729 (далее – земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № ОК-1223-02 от <дата> (далее – Отчет), выполненный оценщиком ( / / )4 (ООО «ОценКинг»).

От ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу поступил отзыв, в котором представитель ( / / )8 указал, что Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от <дата><№> по состоянию на <дата> была утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 16100 800 руб., сведения о которой, были внесены в ЕГРН <дата>.

В дальнейшем кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на <дата> ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» на основании Акта № АОКС-66/2023/000239 от <дата> в размере 16836970,30 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ( / / )6 настаивала на удовлетворении административного иска, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.

Представитель ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» ( / / )7 возражений касающихся размера определенной Отчетом рыночной стоимости земельного участка не заявила.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.

Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от <дата> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Нормами данного Закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

В абзаце 2 статьи 3 Закона № 135-ФЗ дано определение рыночной стоимости оцениваемого объекта - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно статье 245 КАС РФ, статье 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По материалам административного дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 2 095 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Актуальная кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на <дата> на основании акта определения кадастровой стоимости № АОКС-66/2023/000239 от <дата>, подготовленного ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» и установлена в размере 16836970,30 руб.

Вышеуказанная стоимость внесена в ЕГРН <дата> и применяется с <дата>.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку земельный участок является объектом обложения земельным налогом, исчисляемым от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил Отчет, выполненный оценщиком ( / / )4 (ООО «ОценКинг»), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка определена в размере 3150 880 руб. по состоянию на <дата>.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его требованиям Закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Согласно положениям статей 12, 15 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности.

Оценщик ( / / )4 имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», его ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка.

Оценщик произвел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект оценки, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, использованные при определении рыночной стоимости земельного участка.

Оценщиком мотивировано использование сравнительного подхода с методом сравнения продаж, обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.

Отобранные оценщиком объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам; различия скорректированы путем введения соответствующих поправок.

Использованная оценщиком в Отчете информация отвечает принципам существенности и проверяемости.

Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками не представлено; административные ответчики не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом Отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нашли свое документальное подтверждение, соответственно, заявленное им требование подлежит удовлетворению, с установлением по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ( / / )1 (ИНН 667350848179) удовлетворить.

Установить по состоянию на <дата> кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110004:1729 в размере его рыночной стоимости 3150 880 (три миллиона сто пятьдесят тысяч восемьсот восемьдесят) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110004:1729 считать <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова