ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-441/2022 от 17.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24RS0040-01-2021-002310-85

дело № 3А-441/2022

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриева И.Г.,

административного истца Галицкой О.В.,

представителя Правительства Красноярского края- Баженова Д.Е.,

представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Черепахиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административного исковому заявлению Галицкой Ольги Владимировны о признании недействительным постановления Правительства Красноярского края от 18.01.2012 года № 15-п, в части, а также о признании незаконными действий и возложении обязанности

установил:

Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края» (далее постановление Правительства края от 18.01.2012 № 15-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Красноярского края по состоянию на 01 июня 2011 года, а также средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства кадастровых кварталов на территории Красноярского края.

Пунктом 53 таблицы 57 приложения № 2 к постановлению Правительства края от 18.01.2012 № 15-п утверждены средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости для кадастрового квартала 24:55:0601002 в размере 7592,84 рубля за 1 кв.м. (для нежилых зданий и нежилых помещений).

Постановление Правительства края от 18.01.2012 № 15-п подписано исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора края- председателем Правительства Красняорского края 18.01.2012 года, опубликовано в периодическом печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 2(514)/1-94, 23.01.2012 года и в соответствии с пунктом 4 вступило в силу через десять дней после официального опубликования.

Галицкая О.В., с учетом уточнений обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления Правительства Красноярского края от 18.01.2012 года № 15-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края», в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002. Одновременно с данным требованием заявлены следующие требования: о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по внесению недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002; об исключении из ЕГРН сведений об удельном показателе кадастровой стоимости (УПКС) в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002; об исключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером в размере 13973103,45 рубля, до утверждения кадастровой стоимости указанного объекта нормативным правовым актом в соответствии с очередной государственной кадастровой оценкой объектов капитального строительства.

В дальнейшем, по ходатайству административного истца требования: о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по внесению недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002; об исключении из ЕГРН сведений об удельном показателе кадастровой стоимости (УПКС) в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002; об исключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером в размере 13973103,45 рубля, до утверждения кадастровой стоимости указанного объекта нормативным правовым актом в соответствии с очередной государственной, выделены в отдельное производство и направлены по подсудности в Норильский городской суд Красноярского края.

Требования административного искового заявления о признании недействительным постановления Правительства края от 18.01.2012 № 15-п, в оспариваемой части, мотивированы тем, что в период с 11.05.2016 года по 27.02.2017 года административный истец являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Норильск, ж/д станция Каларгон район, зд.строение 7, площадью 1840,3 кв.м., кадастровой стоимостью 13973103,45 рубля определенной по состоянию 20.09.2013 года. Кадастровая стоимость данного нежилого здания была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала 24:55:0601002 (7592,84 рубля х 1840,3 кв.м.= 13973103,45 рубля). Считает, что при определении удельного показателя кадастровой стоимости в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002 допущены нарушения Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения» утвержденные приказом № 358 от 03.11 2006 года Минэкономразвития и торговли Российской Федерации.

Так, в перечень объектов для государственной кадастровой оценке, составленный с целью проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале № 24:55:0601002, включены только 4 объекта недвижимости: гаражи-боксы, с кадастровыми номерами: , , , . Вместе с тем, на территории данного кадастрового квартала расположены как минимум 45 объектов капитального строительства, только 8 из них гаражи-боксы, 4 из которых вошли в перечень объектов для государственной кадастровой оценки в 2011 году. В указанные 45 объектов, входят объекты капитального строительства различного вида, которые можно было подразделить на отдельные группы в соответствии с приведенными Методическими рекомендациями.

Таким образом, в 2011 году на территории кадастрового квартала № 24:55:0601002 была проведена оценка только 4 объектов капитального строительства, входящих в единый обособленный комплекс, что не позволяет построить единую статистическую модель определения кадастровой стоимости всех объектов капитального строительства, расположенных на территории данного кадастрового квартала, а следовательно утвержденный для него постановлением Правительства края от 18.01.2012 № 15-п удельный показатель кадастровой стоимости не соответствует действительности.

В результате продажи нежилого здания с кадастровым номером административный истец обязана оплатить налог на доходы физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости данного нежилого здания. Поскольку кадастровая стоимость данного нежилого здания завышена в 18 раз, что подтверждается отчетом об оценке № 001-779 от 19.08.2015 года, то утверждение постановлением Правительства края от 18.01.2012 № 15-п удельного показателя кадастровой стоимости, для кадастрового квартала № 24:55:0601002 в завышенном размере, нарушает ее права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец участвующий посредством видео-конференц-связи с Норильским городским судом, заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно показала, что при проведении государственной кадастровой оценки в 2011 году, при формировании перечня объектов капитального строительства расположенных в кадастровом квартале № 24:55:0601002 должны были быть использованы также сведения имеющиеся в Бюро технической инвентаризации. Также, административный истец показала, что полномочия Правительства Красноярского края на принятие постановления Правительства края от 18.01.2012 № 15-п, процедуру его принятия, отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Красноярского края, а также положительное заключение на данный отчет она не оспаривает.

Представитель Правительства Красноярского края и представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований о признании постановления Правительства края от 18.01.2012 № 15-п, в оспариваемой части недействительным, поскольку оно принято уполномоченным на то органом, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступления в силу. Нарушений требований законодательства, при формировании Перечня объектов для государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале № 24:55:0601002 и утверждении удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости расположенных в данном кадастровом квартале, не допущено.

Остальные участники процесса извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Прокурор в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) (далее Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Регламентация каждого этапа проведения государственной кадастровой оценки установлена статьями 24.12 - 24.17 Закона об оценочной деятельности.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В силу требований пункта 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (в редакции, действовавшей на время проведения оспариваемой государственной кадастровой оценки) до 1 января 2013 г. заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), поскольку на указанный орган были возложены функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, до 1 января 2013 г. заказчиком работ по определению кадастровой стоимости мог выступать орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, - Росреестр.

Вместе с тем, полномочия заказчика работ, установленные статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, по утверждению и опубликованию результатов государственной кадастровой оценки были возложены на исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 103 Устава Красноярского края высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Красноярского края является Правительство Красноярского края.

Таким образом, оспариваемое в части постановление Правительства края от 18.01.2012 № 15-п принято уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступления в силу. По данным основаниям постановление Правительства края от 18.01.2012 № 15-п административным истцом не оспаривается.

В оспариваемую часть нормативного акта в период его действия изменения не вносились.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств в период с 11.05.2016 года по 27.02.2017 года административный истец являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1840,3 кв.м., кадастровой стоимостью 13973103,45 рубля определенной по состоянию 20.09.2013 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН, договорами купли-продажи, свидетельством о регистрации права (т.1 л.д.4, 12-13, 18-19, 17).

Кадастровая стоимость данного нежилого здания с кадастровым номером была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала 24:55:0601002, утвержденного постановлением Правительства края от 18.01.2012 № 15-п (7592,84 рубля х 1840,3 кв.м.= 13973103,45 рубля), по состоянию на 20.09.2013 года.

В соответствии с частью 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Учитывая, что в соответствии с договором купли-продажи от 13.02.2017 года нежилого здания с кадастровым номером , его цена составила 1000000 рублей, то для административного истца налог на доходы физического лица за 2017 год рассчитан исходя из кадастровой стоимости данного нежилого здания.

При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемых положений постановления Правительства края от 18.01.2012 № 15-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.

25 марта 2011 года Росреестром, на которого возложены функции по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, был издан приказ N П/89 "О формировании и предоставлении перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки» (далее Приказ № П/89), которым был утвержден перечень мероприятий по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, в том числе на территории Красноярского края.

В соответствии с Приказом № П/89, Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации (далее - Территориальное управление) в целях организации подготовки сведений об объектах недвижимости и их предоставления в Управление оценки объектов недвижимости Росреестра направляет в ФГУ "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъекту Российской Федерации (далее - Кадастровая палата) письменный запрос о предоставлении сведений об объектах недвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 2.1.).

Кадастровая палата подготавливает сведения об объектах недвижимости по субъекту Российской Федерации на основе источников, перечисленных в пункте 2.3, по состоянию на конкретную дату (пункт 2.2.).

Источниками для подготовки сведений об объектах недвижимости являются:

1) сведения и содержащие данные сведения документы государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - ГКН и ЕГРОКС);

2) сведения иных фондов данных, баз данных и документов, имеющихся в распоряжении Территориального управления и Кадастровой палаты, в случае если сведения, предусмотренные пунктом 2.4, отсутствуют в ГКН и ЕГРОКС (пункт 2.3.).

Таким образом, функции по формированию перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в Красноярском крае, а также внесение в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости были возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.

Для целей проведения государственной кадастровой оценки филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю был сформирован перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.06.2011 года, в том числе расположенных в кадастровом квартале 24:55:0601002, на территории которого по состоянию на 01.06.2011 года было учтено четыре объекта с кадастровыми номерами , , , , что подтверждается информацией представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю в письме от 01.06.2022 года № 1-6/08166/22.

Для выполнения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Красноярского края Росреестром был заключен государственный контракт № 162Д от 29.11.2010 года с ФГУП «ФКЦ «Земля».

В соответствии с указанным контрактом ФГУП «ФКЦ «Земля» подготовлен отчет № 2-24-2011 от 29.06.2011 года об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Красноярского края по состоянию на 01.06.2011 года.

Проанализировав содержание указанного отчета, суд приходит к выводу о том, что он соответствует Закону об оценочной деятельности, Методическим рекомендациям по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 358, а также Федеральным стандартам оценки N 1, N 2, N 3, N 4 (деле - ФСО N 1, N 2, N 3, N 4), утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, 255, 254, от 22 октября 2010 г. N 508.

В отчете приведен весь перечень информации, предусмотренный указанными выше нормативными актами. Оценщиками произведена и описана группировка объектов оценки, сбор и анализ информации о рынке объектов оценки, обоснован выбор статистической модели для оценки кадастровой стоимости в группах и проанализировано ее качество, приведены результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки с описанием процесса расчета, а также описание процесса расчета и результаты расчета удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов.

В соответствии с положениями статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности, 29.07.2011 года на отчет № 2-24-2011 от 29.06.2011 года получено положительное экспертное заключение № 1/162Д-эксп.-2 НП «СРОО «Экспертный совет», из выводов которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Выбранные Оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных Оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными. Выполненный в Отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным Оценщиком подходам и методам.

Поскольку положительное экспертное заключение на отчет было получено, Росреестр принял результаты работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости нежилого фонда на территории Красноярского края.

Доводы административного истца о нахождении в пределах кадастрового квартала № 24:55:0601002, по состоянию на 01.06.2011 года как минимум 45 объектов нежилого фонда, не включенных в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в Красноярском крае являются несостоятельными, поскольку опровергаются данными представленными ФГБУ «ФКП Росреестра».

Представленные административным истцом сведения из ЕГРН, о нахождении в данном кадастровом квартале более 4 объектов нежилого фонда не имеют правового значения, поскольку данные сведения получены по состоянию на 06.05.2022 года, и не свидетельствуют о нахождении данных объектов на кадастровом учете по состоянию на 01.06.2011 года.

Также, являются необоснованными доводы административного истца о том, что объекты нежилого фонда, сведения о которых содержались в организациях технической инвентаризации, подлежали включению в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, поскольку исходя из буквального толкования пункта 2.3. Приказа № П/89 источниками для подготовки сведений об объектах недвижимости являются только сведения и содержащие данные сведения документы государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - ГКН и ЕГРОКС), а также сведения иных фондов данных, баз данных и документов, имеющихся в распоряжении Территориального управления и Кадастровой палаты, в случае если сведения, предусмотренные пунктом 2.4, отсутствуют в ГКН и ЕГРОКС.

При этом, в пункте 2.4. Приказа № П/89 содержится перечисление количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, сведения о которых имеются в распоряжении Территориального управления и Кадастровой палаты.

Согласно части 1 статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, только учтенных в государственном кадастре недвижимости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренная статьями 24.11 - 24.17 Закона об оценочной деятельности, соблюдена.

Нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, которые препятствовали бы принятию оспариваемого нормативного акта или свидетельствовали о его незаконности, в судебном заседании не установлено.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят Правительством Красноярского края в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав заявителя, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления Галицкой Ольги Владимировны о признании недействительным постановления Правительства Красноярского края от 18.01.2012 года № 15-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края», в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) в отношении объектов кадастрового квартала № 24:55:0601002- отказать.

Обязать Правительство Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать сообщение о данном решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 22 июня 2022 года.