ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-441/2022 от 18.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-441/2022

52OS0000-01-2022-000048-37

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 18 апреля 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Беловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Шлокове А.А.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Белякова В.В., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, 2022 год,

установил:

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.

ФИО3 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд: признать недействующими с момента принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 и пункты [номер][номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.

В обоснование заявленных требований административный истец ФИО3 указала, что она является собственником нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

В пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

Однако включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками, по мнению административного истца, не обладают.

Включение указанных объектов недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимости, обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области суду предоставил письменный отзыв с дополнениями на административное исковое заявление, согласно которого оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их опубликования, на основании сведений государственного кадастра недвижимости, сведений из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; суду предоставлены акты обследования спорных помещений, составленные 10 марта 2022 года.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление частично, обсудив доводы административного искового заявления, возражения административного ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц (далее также налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года №307-ФЗ).

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №38, в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, в пункте 1 слова «министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области» заменить словами «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в переделах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (пункт 4.31).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; 2) нормативные правовые акты Губернатора области; 3) нормативные правовые акты Правительства области; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области» установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказы от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20, от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства.

Из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье «административно-деловой центр», под которым понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержится понятие термина – «торговый центр (комплекс)», под которым понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО3 является собственником нежилого помещения, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]; нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]

Из предоставленных по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области Выписок из ЕГРН судом установлено следующее.

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный жилой дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] и нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеют «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположены в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «жилое», «наименование» - «жилой дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный жилой дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный жилой дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный дом».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер] имеющим «назначение» - «многоквартирный дом», «наименование» - «многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, помещениями общественного назначения и крышной котельной», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «для жилищного строительства».

Нежилое помещение, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение»; расположено в здании с кадастровым номером [номер], имеющим «назначение» - «жилое», «наименование» - «жилой дом», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда, «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под многоквартирный дом».

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, сведения об изменении вида разрешенного использования указанных выше земельных участков в юридически значимый период в ЕГРН отсутствуют.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

При этом действующее законодательство разграничивает вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иные виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель.

Такие виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в которых расположены спорные помещения, как «под многоквартирный жилой дом», «под многоквартирный дом», «для жилищного строительства» не предусматривают размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно экспликации Технического паспорта на помещение [номер], расположенное по адресу [адрес], составленного Приуральским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Автозаводское отделение), по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещений: торговый зал ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м); туалет ([номер] кв.м.); тамбур ([номер] кв.м.).

Согласно экспликации Технического паспорта на помещение [номер], расположенное по адресу [адрес] составленного Приуральским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Автозаводское отделение), по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещений: тамбур; нежилое помещение; кладовая; туалет; кабинет. При этом площадь указанного помещения, исходя из предоставленной Выписки из ЕГРН, составляет [номер] кв.м. Учетно-техническую документацию на помещение [номер], расположенное по адресу город [адрес], общей площадью [номер] кв.м., при рассмотрении дела не представлено и судом не установлено.

Согласно экспликации Технического паспорта на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу [адрес] составленного КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещений: тамбур [номер] кв.м., [номер] кв.м.); основная ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.); туалет ([номер] кв.м.).

Согласно экспликации Технического паспорта на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу [адрес], составленного КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», по состоянию на [дата], помещение П [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещений: торговый зал ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.); туалет ([номер] кв.м.); кладовая ([номер] кв.м.).

Согласно экспликации Технического паспорта на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу [адрес] составленного КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещений: тамбур (2); коридор (3); умывальник; туалет; кабинет (6).

Согласно экспликации Технического паспорта на нежилое помещение [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Автозаводское отделение) по состоянию на [дата], предоставленного по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области из кадастрового дела, в помещении поименованы следующие подпомещений: торговый зал ([номер] кв.м.); подсобное ([номер] кв.м.); туалет ([номер] кв.м.).

Согласно экспликации Технического паспорта на нежилое помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Автозаводское отделение) по состоянию на [дата], предоставленного по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области из кадастрового дела, в помещении поименованы следующие подпомещений: тамбур ([номер] кв.м.); торговый зал ([номер] кв.м.); санузел ([номер] кв.м.); кладовая ([номер] кв.м.).

Согласно, имеющегося в материалах кадастрового дела, Распоряжения Заместителя Главы администрации города Нижнего Новгорода главы администрации Автозаводского района от [дата][номер] «[адрес]», в связи с обращением ФИО3 (административного истца по настоящему административному делу), квартира [адрес] переведена в нежилое помещение для размещения промтоварного магазина.

Согласно экспликации Технического паспорта на помещение [номер], расположенное по адресу [адрес], составленного Волго-Вятским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Автозаводское отделение), по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещения: тамбур; коридор; умывальник; туалет; кабинет (2).

Согласно экспликации Технического паспорта на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу [адрес], составленного КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», по состоянию на [дата], помещение [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеет следующее назначение частей подпомещения: торговый зал ([номер] кв.м., [номер] кв.м.); комната персонала ([номер] кв.м.); санузел [номер] кв.м.); коридор ([номер] кв.м.); тамбур ([номер] кв.м.).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение, кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] - относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно включены в Перечни на 2021 и 2022 года по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как нежилые помещения, назначение которых в соответствии с документами технического учета предусматривает размещение торгового объекта.

При этом суд критически относится к предоставленным административным истцом техническим паспортам на указанные помещения, поскольку данные технические паспорта не зарегистрированы в установленном порядке, отсутствуют в материалах кадастровых дел.

Таким образом, оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 и от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, в части включения в Перечни 2021 и 2022 годов пунктов [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] и пунктов [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] соответственно, приняты в соответствии с действующим законодательством.

В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 в указанной части суд полагает необходимым отказать.

В то же время, объекты недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], - исходя из их назначения (а с 2018 года с учетом назначения, разрешенного использования и наименования) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве административно-делового или торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, - не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни.

При этом такое назначение подпомещений как «кабинет» не может однозначно относиться к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Исходя из анализа технической документации, суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], предусматривают или используются под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется. Также как и не представлено доказательств того, что указанные спорные помещения расположены в зданиях, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; делового, административного или коммерческого назначения.

Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 в действующей редакции предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] на момент их включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, на 2022 год, не проводились.

Предоставленные административным ответчиком Акты обследования помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] от [дата] для разрешения настоящего дела правового значения не имеют, поскольку мероприятия по определению фактического использования указанных объектов недвижимости, на основании которых составлены Акты, проведены после включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень.

Вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] были включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 года только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте недвижимости).

При этом суд приходит к выводу, что на основании сведений, содержащихся в технической документации на спорные помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], вывод о возможности отнесения названных объектов недвижимости к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости, сделать нельзя. Само по себе наименование «нежилое» не свидетельствует о том, что данные помещения являются объектами административного, офисного, коммерческого назначения.

При рассмотрении дела судом также установлено, что вступившими в законную силу решением Нижегородского областного суда спорные помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] исключались из Перечней на 2018, 2019, 2020 года (решение суда по делу № 3а-54/2021 от 25 января 2021 года).

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечени объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022 года (нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер]) и в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер]).

Доказательств обратного, в том числе наличие правовых оснований для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] в Перечни на 2021 год и на 2022 год, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20; пункты [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влекут увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20; пункты [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 – признанию недействующими.

Определяя дату, с которой пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20; пункты [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2021, 2022 годы, соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит включение указания на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить копию настоящего решения суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 – удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер][номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.

В удовлетворении остальной части требований ФИО3 – отказать.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 20 апреля 2022 года.

Судья А.В. Белова