Дело №3а-442/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.
при секретаре Третьякове И.А.,
с участием прокурора Потоцкой Ю.А.,
административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области – ФИО6,
заинтересованного лица – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Ростовской области №49-2 от 14 августа 2018 года о регистрации региональной подгруппы в Ростовской области инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, №50-6 от 16 августа 2018 года об отказе в регистрации Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации, заинтересованные лица – ФИО8, ФИО9, ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Избирательной комиссии Ростовской области №49-2 от 14 августа 2018 года зарегистрирована региональная подгруппа в Ростовской области инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу «Вы за установление запрета на увеличение установленного законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраста, по достижении которого возникает право на назначение пенсии по старости ?» (далее – вопрос 1).
Постановлением этой же избирательной комиссии №50-6 от 16 августа 2018 года отказано в регистрации Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), повышаться не должен ?» (далее - вопрос 2).
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, являясь уполномоченными представителями Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу 2 референдума, обратились в Ростовский областной суд 23 августа 2018 года с требованиями о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Ростовской области №49-2 от 14 августа 2018 года о регистрации региональной подгруппы в Ростовской области инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации (вопрос 1), №50-6 от 16 августа 2018 года об отказе в регистрации Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу 2.
В обоснование заявления указано, что при выдвижении инициативы проведения референдума зарегистрированной подгруппой по вопросу 1 допущены нарушения требований частей 2-5, 8-12 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", в частности, при нотариальном удостоверении подписей участников собрания (108 подписей участников вопреки письму Федеральной нотариальной палаты №543803-16-3, постановлению ЦИК РФ от 22.11.2017 №111/913-7, методическим рекомендациям по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных 15.03.2000 №91, удостоверены 10 нотариусами; в протоколе отсутствует нумерация листов, листы не прошиты, протокол не является единым документом; подписи участников в 16 случаях проставлены не в той графе, что приводит к выводу о наличии лишь 92 достоверных подписей участников зарегистрированной подгруппы). Исходя из времени начала и окончания проведения собрания 7 августа 2018 года (12 часов 45 минут), времени регистрация ходатайства с изготовленными документами в комиссии (13 часов 56 минут) имеются сомнения в реальности проведения самого собрания. Избирательная комиссия не уведомила ЦИК РФ о поданном 8 августа 2018 года второй инициативной группой ходатайстве, уведомив вышестоящую комиссию лишь о первом ходатайстве. Административный ответчик на день принятия постановления от 16 августа 2018 года об отказе в регистрации региональной подгруппы, которую представляют административные истцы, не располагал заключением ЦИК РФ о смысловом тождестве вопросов, выносимых на референдум, поэтому отсутствовало правовое основание для отказа в регистрации, предусмотренное частью 18 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Административные истцы в суд явились, доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме, полагали, что все документы, представленные зарегистрированной подгруппой, являются дефектными, действительных подписей членов этой подгруппы было недостаточно для вывода о наличии 100 и более участников, избирательная комиссия фактически уклонилась от проверки действительности представленных документов, что в итоге привело к незаконному отказу в регистрации представляемой истцами региональной подгруппы.
Представитель Избирательной комиссии Ростовской области – ФИО6, действующий на основании доверенности, в суд явился, просил отказать в удовлетворении заявления, представил письменные возражения на административный иск, полагал, что отсутствуют основания для проверки комиссией представленных подписей в заявлениях и в протоколах участников собраний на их достоверность и действительность, процедура выдвижения инициативной группы по вопросу 1 была соблюдена, о наличии поданных ходатайств обеих групп комиссия своевременно информировала ЦИК РФ 7 и 8 августа 2018 года соответственно; представитель присутствовал на собрании первой инициативной группы, которое реально проведено 7 августа 2018 года.
Заинтересованное лицо – уполномоченный представитель зарегистрированной инициативной подгруппы ФИО7 в суд явилась, просила отказать в удовлетворении заявления. ФИО8, ФИО9 (уполномоченные представители той же группы) в суд не явились, извещены надлежаще, дело рассмотрено в их отсутствие в силу положений статьи 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
Статьёй 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" регулируется порядок реализации инициативы референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации.
В силу частей 13,15,18 статьи 15 Федерального конституционного закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.
Основанием для отказа в регистрации региональной подгруппы является невыполнение требований, предусмотренных статьей 7 Федерального конституционного закона, частями 2 - 5 и 8 - 12 данной статьи, либо несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 Федерального конституционного закона, установленное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Решение об отказе в регистрации региональной подгруппы принимается также в случае, предусмотренном частью 18 этой статьи.
После регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) референдума, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам).
Установлено, что постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 №174/1412-7 и от 10 августа 2018 №175/1415-7 вышеприведенные формулировки вопросов референдума Российской Федерации признаны соответствующими требования статьи 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ на основании части 13 статьи 15 этого же Закона (л.д.48-51 том 1).
Инициативная группа по вопросу 1 уведомила 1 августа 2018 года в 11 часов 26 минут Избирательную комиссию Ростовской области о проведении собрания инициативной группы, назначенного на 7 августа 2018 года (л.д.14 том 3).
Такое собрание, исходя из представленного протокола, проведено по указанному в уведомлении адресу, 7 августа 2018 года (время регистрации участников с 12.00, время начала собрания 12.45). В результате проведения собрания составлены протокол, список членов региональной подгруппы в количестве 108 граждан, назначено 3 уполномоченных, которым выданы доверенности в простой письменной форме, протокол регистрации участников региональной подгруппы на 108 листах (на 1 листе – 1 подпись участника, нотариально удостоверенная), письменные заявления членов подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума по вопросу 1 (л.д.10-137 том 3). Ходатайство о регистрации региональной подгруппы поступило в избирательную комиссию области 7 августа 2018 года в 13 часов 56 минут.
7 августа 2018 года Избирательная комиссия Ростовской области направила в ЦИК РФ согласно части 13 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ копию поступившего ходатайства по вопросу 1 и копию протокола собрания региональной подгруппы (л.д.18 том 3).
8 августа 2018 года в 16 часов 56 минут в избирательную комиссию поступило ходатайство от уполномоченных представителей Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума РФ по вопросу 2 (л.д.153 том 3). К ходатайству приложены документы по списку согласно части 11 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ. В представленном протоколе собрания этой подгруппы указано, что оно проведено 7 августа 2018 года (время начала 14.00, время окончания – 16.50). Подписи в протоколе собрания, доверенностях на имя уполномоченных представителей и в протоколе регистрации участников собрания удостоверены одним нотариусом (л.д.159-245 том 3).
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Ростовской области предоставил копию уведомления от 8 августа 2018 года (исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) ЦИК РФ о проведении собрания Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума РФ по вопросу 2 (л.д.264 том 3).
В пределах срока, установленного частью 14 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ, Избирательная комиссия Ростовской области, проверив на заседании 14 августа 2018 года соответствие ходатайства группы по вопросу 1 и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным Федеральным конституционным законом, приняла решение о регистрации региональной подгруппы.
По ходатайству Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу 2 референдума избирательная комиссия приняла постановление 16 августа 2018 года об отказе в регистрации региональной подгруппы на основании части 18 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ, установив смысловое и содержательное совпадение вопросов 1 и 2, предложенных на референдум.
Таким образом, оба вышеприведенных постановления Избирательной комиссии Ростовской области взаимосвязаны, поскольку постановление об отказе в регистрации региональной подгруппы основано на постановлении о регистрации первой подгруппы.
Принимая во внимание это обстоятельство, а также наличие права заинтересованных лиц – участников референдума оспаривать решения, действия и бездействие избирательных комиссий в связи с проведением референдума (ч.1 ст.239 КАС РФ), суд посчитал возможным проверить оба постановления в рамках предмета административного иска, а постановление о регистрации подгруппы - в той мере, в какой оно затрагивает права и свободы административных истцов с точки зрения принципа равенства участников референдума.
Вместе с тем суд, с учетом смысла и содержания статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ, статьи 239 КАС РФ, приходит к выводу о том, что процедура выдвижения другой инициативной группы прямо не связана с реализацией прав другой группы, поэтому юридически значимым является установление факта первой регистрации инициативной группы по вопросу референдума, который соответствует статье 6 Федерального конституционного закона, и выполнение избирательной комиссией требований части 18 статьи 15 этого Федерального конституционного закона при отказе в регистрации. Оба оспоренных постановления суд посчитал необходимым проверить в соответствии с частями 14,15,18 статьи 15 Федерального конституционного закона.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Для целей Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ применяется следующее определение понятия «страховая пенсия» - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 4 этого же Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Анализ содержания вопросов 1 и 2, предлагаемых на референдум обеими инициативными группами, приводит к однозначному выводу о смысловом тождестве формулировок, поскольку они связаны с возможностью изменения возраста, с которым законодательство связывает назначение пенсии по старости (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), ни о каких других видах пенсий и условиях их назначения в рассматриваемых вопросах не указано, именно поэтому формулировки касаются по существу одного вопроса.
При таком положении суд считает правомерным вывод Избирательной комиссии Ростовской области о необходимости применения при регистрации региональных подгрупп части 18 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ. Наличие постановлений ЦИК РФ о признании допустимыми разных формулировок вопроса о возможности изменения условий назначения пенсии по старости (по достижении определенного возраста) на стадии выдвижении вопросов не препятствует принятию решения избирательной комиссией субъекта РФ об отказе в регистрации. Разница в дате, с которой связана постановка вопроса (1 июня 2018 или 1 июля 2018 года) никак не влияет на оценку смысла вопроса, поскольку по состоянию на эти даты соответствующий пенсионный возраст остался прежним.
Суждения административных истцов о том, что возможна регистрация обеих групп при наличии совпадающих по смыслу или содержанию формулировки вопроса (вопросов) референдума, рассмотренных ЦИК РФ, а также об отсутствии у Избирательной комиссии Ростовской области полномочия по оценке содержания смыслового сходства предложенных вопросов не могут служить основанием к удовлетворению административного иска. Полномочие избирательной комиссии субъекта РФ на проверку тождества вопросов прямо предусмотрено частью 18 статьи 15 Федерального конституционного закона, а наличие зарегистрированной региональной подгруппы исключает возможность регистрацию второй региональной подгруппы, выдвинувшей аналогичный вопрос.
Доводы административных истцов о непроведении собрания зарегистрированной инициативной группы, отсутствии предусмотренных частями 2-5, 8-12 статьи 15 Федерального конституционного закона условий для её регистрации не нашли подтверждения в рамках проверки судом соблюдения избирательной комиссией принципа равенства инициативных групп.
Базовые условия, необходимые для регистрации региональной подгруппы, были выполнены - наличие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа; извещение в установленный срок избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума; проведение собрание на территории Ростовской области; к ходатайству о регистрации региональной подгруппы приложен необходимый состав документов (а именно: 1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы; 2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы; 3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума).
На собрании региональной подгруппы 7 августа 2018 года присутствовал сотрудник Избирательной комиссии Ростовской области, участвовавший в судебном заседании.
Порядок выдвижения региональной подгруппы по вопросу 1 был надлежаще проверен избирательной комиссией, что подтверждается как составом документов, так и протоколом заседания комиссии.
Доводы административных истцов об обязанности комиссии проверить по формальным основаниям действительность подписей участников другой инициативной группы - и в силу этого о необходимости проверки в судебном разбирательстве - безосновательны, поскольку статья 15 Федерального конституционного закона таких требований не содержит, а участник соответствующей группы при нарушении его прав может заявить об этом либо выйти из состава группы, исходя из принципа добровольности участия в инициативной группе.
Каких-либо требований к оформлению заявлений участников и протокола регистрации на собрании, в котором нотариус удостоверяет подпись участника, приведенный Закон не содержит, оснований для применения аналогии закона не имеется (все представленные документы читаемы, из них явно следует определенная информация). Форма устанавливается ЦИК РФ в отношении списка членов региональной подгруппы и её уполномоченных представителей. Также отсутствуют ограничения в возможности удостоверения подписей не одним, а несколькими нотариусами. Действия по оформлению всех документов второй инициативной группы с применением форм, установленных для выборов Президента Российской Федерации, не определяют аналогичный порядок действий иных инициаторов референдума.
Доводы о фактическом непроведении собрания первой инициативной группы, наличии злоупотреблений со стороны избирательной комиссии при проверке и оценке документов обеих групп и нарушении принципа равенства опровергаются материалами дела. Сведения о направлении в ЦИК РФ ходатайства второй инициативной группы представлены административным ответчиком, данное обстоятельство не влияет на оценку постановления об отказе в регистрации региональной подгруппы.
Поскольку предусмотренных законом оснований для признания незаконными и отмены оспоренных постановлений Избирательной комиссии Ростовской области не установлено, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными и отмене постановления Избирательной комиссии Ростовской области №49-2 от 14 августа 2018 года о регистрации региональной подгруппы в Ростовской области инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, постановления Избирательной комиссии Ростовской области №50-6 от 16 августа 2018 года об отказе в регистрации Ростовской областной региональной подгруппы по проведению референдума Российской Федерации.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Д.М.Абрамов
В окончательной форме решение принято 29 августа 2018 года