ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-443/18 от 25.06.2018 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 3а-443/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2018 г. г.Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Ермолаевой Е.А.,

с участием прокурора Гущиной А.А.,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Тамбовскому районному Совету народных депутатов о признании недействующим пункта 4.9 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 488 от 30 марта 2017 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области», в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1, о признании недействующим пункта 4.9 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 609 от 29 марта 2018 года «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденное решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. № 488», в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (далее – административный истец) обратился в Тамбовский областной суд с административным иском к Тамбовскому районному Совету народных депутатов об оспаривании нормативного правового акта, указав в обоснование своих требований следующее. ФИО2 является арендатором земельного участка, расположенного на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области. 30 марта 2017 года административным ответчиком было принято решение № 488 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее – решение № 488, оспариваемое решение), пунктом 4.9 приложения к которому для расчета арендной платы за пользование земельными участками с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящимися на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, был установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1. Административный истец полагает, что оспариваемое решение в этой части противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановления № 582), а именно принципу экономической обоснованности. В административном иске административный истец просит признать пункт 4.9 приложения к решению № 488 в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1.

В ходе судебного разбирательства административный истец увеличил административные исковые требования, просил также признать недействующим с момента принятия пункт 4.9 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 609 от 29 марта 2018 года «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденное решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. № 488», в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагает оспариваемые положения нормативного правового акта законными и обоснованными.

В судебное заседание административный истец, представитель административного истца административный не явились, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие. Также в судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что между администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) 04 мая 2016 г был заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов № 8.

Согласно условиям указанного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под строительство автомастерской, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, в юго-западной части кадастрового квартала *** (п.1.1 договора).

Вышеуказанный договор заключен на срок три года.

Размер годовой арендной платы согласно п.3.1 вышеуказанного договора, расчетов арендной платы (приложение № 1 к договорам) рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, применяемый к кадастровой стоимости.

На момент заключения вышеуказанного договора аренды земельного участка размер арендной платы рассчитывался на основании решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 г. № 203 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее – решение № 203). Согласно приложения к названному решению № 203, процент от кадастровой стоимости для земель населенных пунктов на период строительства объектов был определен в размере 2.

30 марта 2017 года Тамбовским районным Советом народных депутатов было принято решение № 488 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее по тексту – Положение, утвержденное решением № 488), пунктом 2 которого решение № 203 было признано утратившим силу, а пунктом 1 было утверждено Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области.

Названным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле Ап=КстхПр, АП – арендная плата земельного участка, Кст – кадастровая стоимость земельного участка, Пр – процент, устанавливаемый органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).

Такой же порядок определения размера арендной платы предусмотрен пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 18 марта 2015 г. № 271).

Согласно пункта 1 статьи 2 Положения, утвержденного решением № 488, для определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области по видам разрешенного использования устанавливаются проценты от кадастровой стоимости земельных участков согласно приложению к настоящему Положению.

Пунктом 4.9 приложения к Положению, утвержденному решением № 488, для земель, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1.

Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области № 609 от 29 марта 2018 года (далее по тексту – решение № 609) были внесены изменения в вышеуказанное Положение, утвержденное решением № 488, в том числе пунктом 2 статьи 1 решения № 609 приложение к Положению, утвержденному решением № 488, было изложено в новой редакции (далее по тексту – Положение в редакции решения № 609).

Согласно пункта 4.9 приложения к Положению в редакции решения № 609 для земель, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.

Таким образом, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, поскольку оспариваемым нормативным актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы как законного владельца земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 18 марта 2015 г. N 271) ежегодный размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, рассчитывается по формуле:

, где:

Ап - арендная плата земельного участка;

Кст - кадастровая стоимость земельного участка;

Пр - процент, устанавливаемый правовыми актами органов местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, решение № 488 принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано временно исполняющим обязанности главы района, опубликовано на сайте Тамбовского областного портала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.top68.ru 31 марта 2017 г., внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области, вступило в силу 01 апреля 2017 г., таким образом, при его принятии были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия представительного органа местного самоуправления на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, включая порядок опубликования, государственной регистрации (пункты 1, 14 статьи 25, статья 30 Устава Тамбовского района Тамбовской области).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582) предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Таких документов административный ответчик суду не представил.

В обоснование своих доводов о соответствии оспариваемого Положения, утвержденного решением № 488, принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительную записку к проекту решения, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правого акта и экономическое обоснование коэффициентов по арендной плате на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по Тамбовскому району Тамбовской области, отзыв на административные исковые требования.

При исследовании экономического обоснования в судебном заседании с участием специалиста ***., имеющего высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит», степень кандидата экономических наук, прошедшего профессиональную переподготовку, обладающего опытом работы в оценочной деятельности, сфере финансового консалтинга, опыт преподавания экономических дисциплин в Тамбовском государственном университете им.Г.Р.Державина, судом установлено, что данное экономическое обоснование не подписано лицом, его составившим, не содержит сведений о дате его составления, заказчике, использованных источниках, списка литературы, оглавления, сведений об образовании, квалификации и опыте работы лица, его составившего.

Текст экономического обоснования состоит из нескольких блоков. В первом содержится обзор действующего законодательства в области установления размера арендной платы, второй блок содержит описание порядка расчета арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в третьем блоке содержится описание формул расчета коэффициента к видам разрешенного использования. В приложении содержится таблица коэффициентов, соответствующая приложению к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденному решением № 488.

В предложенном экономическом обосновании, когда речь идет о доходности, на стр. 21 заявляются две формулы, одна из которой рассчитывается - как произведение определенных коэффициентов, вторая – как сумма безрисковой ставки и премий за риск. Однако какой формуле отдает предпочтение автор экономического обоснования, не уточняется. Сами формулы и их элементы некорректны с экономической и математической точки зрения, поскольку отдельные составляющие формул приведены, в процентах, а другие – в коэффициентах, проверяемость использованных данных не обеспечена.

Многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате представленное экономическое обоснование не содержит.

Расчеты процента к кадастровой стоимости земельного участка административного истца с помощью любой из формул, содержащихся в экономическом обосновании, не дают результата 33,1.

Кроме того, из названия документа следует, что он выполнен в целях экономического обоснования коэффициентов по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по Тамбовскому району Тамбовской области. Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт регулирует порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы не только земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, но и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области.

Административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлен муниципальный контракт на подготовку и составление экономического обоснования, сведения, каким образом было выбрано лицо, его составившее, суду не представлено, в связи с чем возникают сомнения в достоверности данного доказательства.

Из текста пояснительной записки к проекту решения № 488 следует, что изменение размера арендной платы производится в связи с инфляцией, размер которой Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлен на уровне 4 процентов, в связи с чем приводится формула и пример расчета процента от кадастровой стоимости по этой формуле, однако эта формула отличается от тех, что содержится в экономическом обосновании. Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта также не содержит многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате.

Из протокола заседания и решения постоянной комиссии по бюджету, экономике, налогам и муниципальной собственности Тамбовского районного Совета народных депутатов и протокола заседания Тамбовского районного Совета народных депутатов не следует, что экономическое обоснование, представленное суду, обсуждалось депутатами при принятии оспариваемого решения № 488.

Таким образом, из представленных административным ответчиком документов невозможно установить, каким образом были рассчитаны проценты к кадастровой стоимости, утвержденные оспариваемым решением № 488.

В обоснование своих доводов о соответствии оспариваемого Положения в редакции решения № 609 принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительную записку к проекту решения, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правого акта и отчет № 2512-17 о проведенном исследовании, составленный 25 декабря 2017 года ***., сотрудником ООО ОПЦ «Альтаир».

*** допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что составление вышеуказанного отчета было поручено ему руководителем на основании муниципального контракта, заключенного с администрацией Тамбовского района Тамбовской области. Пояснил, что высшего экономического образования не имеет, имеет квалификацию оценщика и работает в качестве оценщика. Также показал, что при составлении отчета руководствовался положениями Постановления Правительства РФ № 582, однако государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и размер субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке, не учитывал в связи с отсутствием у него таких сведений. Пункты 3.2, 3.3 технического задания к муниципальному контракту им не выполнялись в связи с отсутствием необходимых данных, анализ стоимости земельных участков проводился только для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Свидетель затруднился пояснить, какая формула использовалась им при расчете коэффициентов к арендной плате и где именно в отчете она содержится. Также свидетель не пояснил, где в тексте отчета можно найти расчеты коэффициентов. Пояснил, что процент к виду разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» земель, находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовской области, в размере 44,8 был получен путем умножения рассчитанного им коэффициента, учитывающего экономическое устаревание земельного участка с видом разрешенного использования «Торговля», расположенного на территории Цнинского сельсовета Тамбовской области (размер коэффициента 22,4, таблица 5, стр. 27 отчета) на размер земельного налога.

В обоснование произведенных им расчетов *** представил статью «Развитие теоретико-методического подхода к определению арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», автор ФИО3, опубликованную в журнале «Фундаментальные исследования» № 11 за 2017 год.

При исследовании данного отчета в судебном заседании с участием специалиста *** имеющего высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит», степень кандидата экономических наук, прошедшего профессиональную переподготовку, обладающего опытом работы в оценочной деятельности, сфере финансового консалтинга, опыт преподавания экономических дисциплин в Тамбовском государственном университете им.Г.Р.Державина, судом установлено, что многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате представленный отчет не содержит. Формулы расчета коэффициентов по арендной плате в нем не имеется, имеется формула расчета арендной платы (страница 12 отчета), отдельные составляющие которой некорректны с экономической точки зрения и не имеют экономического обоснования. Использование такой формулы методологически со ссылкой на научные источники не обосновано. В отчете не обеспечена прозрачность расчетов, нет ссылки на источники, имеющаяся формула расчета арендной платы не содержит в себе доходности земельных участков. Автором отчета рассчитан коэффициент экономического устаревания земельных участков по 8 видам использования земельных участков и по всем сельсоветам (таблица 5 отчета). При расчете данного коэффициента автором отчета использовались показатели «доходы местного бюджета фактически выполненные (статья баланса «Налоговые и не налоговые доходы»), доходы местного бюджета фактически исполненные (статья баланса «Налоги на имущество») и средняя рентабельность активов в разрезе видов экономической деятельности по Российской Федерации. На основе анализа рыночной стоимости земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в разрезе сельсоветов значение коэффициента экономического устаревания было скорректировано, при этом фактически был использован двойной счет, поскольку корректировка по стоимости земельных участков в различных сельсоветах имеет то же экономическое значение, что и расчет исходя из доходов бюджета. При введении корректировки автор отчет предполагал, что разница в ценах зависит только от местоположения земельных участков в разных сельсоветах, однако из объявлений этого не следует. По мнению специалиста, прямой связи данных расчетов с доходностью земельных участков не усматривается.

Даже если модифицировать имеющуюся в отчете формулу расчета арендной платы, исключив из нее размер кадастровой стоимости земельного участка, с ее использованием невозможно получить размер коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков.

Так, производя расчет способом, указанным свидетелем ***. в судебном заседании, невозможно получить в результате 44,8, поскольку размер рассчитанного им коэффициента, учитывающего экономическое устаревание земельного участка с видом разрешенного использования «Торговля», расположенного на территории Цнинского сельсовета Тамбовской области составляет 22,4, а максимальный размер ставки земельного налога, предусмотренный статьей 394 Налогового кодекса РФ, составляет 1,5%. В любом случае умножение коэффициента на процент, как предлагает автор отчета, некорректно с математической точки зрения, так как для такого умножения необходимо привести множители к одинаковому виду. При математически правильном расчете 22,4 следует умножить на 0,015, и полученный результат отличается от итогового коэффициента, указанного в таблице 6 отчета. Экономического смысла такое математическое действие в себе не несет.

Статья в журнале «Фундаментальные исследования», на которую ссылается автор отчета в судебном заседании, в отчете среди источников не указана. Из анализа приведенных в данной статье расчетов следует, что автор отчета использовал в своем отчете такие же сокращенные наименования показателей, однако полные наименования показателей, использованных в статье, и их экономический смысл существенно отличаются от тех, что были использованы в отчете.

Из текста пояснительной записки к проекту решения № 609 следует, что изменение размера арендной платы производится в связи с неоднократными судебными решениями об отмене установленных коэффициентов, учитываемых при расчете арендной платы за земельные участки. В целях приведения решения № 488 в соответствие с требованиями федерального законодательства был заключен муниципальный контракт с ООО ОПЦ «Альтаир» на проведение исследования «Расчет и экономическое обоснование коэффициентов, учитываемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Тамбовского района Тамбовской области с целью установления обоснованных коэффициентов. Согласно текста пояснительной записки расчет коэффициентов при передаче в аренду земельных участков был выполнен на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ, оценщиком был проведен анализ состава арендаторов земельных участков в соответствии с действующими договорами аренды, а также действующих ставок арендной платы за землю, обоснование ставок на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельного участка, учета необходимости поддержки социально-значимых видов деятельности, сравнительный анализ проектируемых и действующих ставок, в том числе по итогам аукционов, проведенных в Тамбовском районе в 2015-2017 годах, анализ практики других субъектов Российской Федерации по экономическому обоснованию ставок, при этом была достигнута поставленная перед оценщиком цель- расчет и обоснование коэффициентов, учитываемых при расчете арендной платы за землю. Таким образом, расчет оценщика полностью соответствует принципам, сформулированным постановлением Правительства РФ № 582. Проект нормативного акта прошел процедуру оценки регулирующего воздействия.

Таким образом, текст пояснительной записки содержит краткую рецензию на вышеуказанный отчет, а также выборочный анализ динамики изменения арендной платы земельного участка, в результате которого делается вывод о том, что в результате принятия данного решения увеличатся коэффициенты по таким видам разрешенного использования, как ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество, и понизятся коэффициенты на земельные участки под коммерческие цели на 71%.

Содержание пояснительной записки не соответствует ни содержанию отчета, ни показаниям свидетеля *** ни содержанию оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в отчете фактические не содержится ни расчета коэффициентов, ни анализа состава арендаторов земельных участков в соответствии с действующими договорами аренды, а также действующих ставок арендной платы за землю. Кроме того, из анализа оспариваемых нормативных правовых актов следует, что процент арендной платы, применяемый к земельному участку административного истца, используемому для коммерческих целей, в 2017 году составлял 33,1, а в 2018 году – 44,8, то есть произошло не уменьшение данного коэффициента на 71%, а его увеличение более чем на одну треть.

Также пояснительная записка не содержит многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате, формулы расчета коэффициентов по арендной плате в нем не имеется.

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта также не содержит многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате.

Таким образом, из представленных административным ответчиком документов невозможно установить, каким образом были рассчитаны проценты к кадастровой стоимости, утвержденные оспариваемым Положением в редакции решения № 609.

Суд полагает, что отчет, составленный лицом, не имеющим высшего экономического образования, не содержащий в себе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализа климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате, формулы, позволяющей произвести такой расчет, имеющего значительные методологические и математические недостатки, не подтверждает соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы.

Иных доказательств, свидетельствующих о проведении расчетов размера процента к кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и имеющих вид разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков на территории Тамбовского района Тамбовской области в целом и территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что Положение, утвержденное решением № 488, равно как и Положение в редакции решения № 609, было принято без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением № 582, а именно принципу экономической обоснованности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку данный акт с момента его принятия неоднократно применялся в отношении неопределенного круга лиц.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Притамбовье», в которой согласно положениям пункта 11 статьи 52 Устава Тамбовского района Тамбовской области осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов Тамбовского района Тамбовской области.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые подлежат возмещению за счет административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 4.9 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 488 от 30 марта 2017 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области», в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.9 Приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 609 от 29 марта 2018 года «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденное решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. № 488», в части установления для земель с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Притамбовье».

Взыскать с Тамбовского районного Совета народных депутатов в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.

Судья Гурулева Т.Е.

Решение суда в окончательной форме составлено 29 июня 2018 года.

Судья Гурулева Т.Е.