Дело № 3а-443/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 27 декабря 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Еремеевой С.С.,
с участием представителя административных ответчиков ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению департамента имущественные отношений администрации города Перми об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
у с т а н о в и л:
департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее также – Департамент, административный истец) обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также – Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) от 1 августа 2018 г. № 739 об отклонении заявления Департамента о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости и возложить обязанность на Комиссию пересмотреть кадастровую стоимость данного объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Департамент обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером ** в виде торгового центра в составе многофункционального жилого комплекса «Солнечный город», расположенного по адресу: ****, принадлежащего на праве собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, полагая, что установленная федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Пермскому краю кадастровая стоимость объекта в размере 57443825,47 рублей по состоянию на 3 октября 2016 г., исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) нежилых зданий по кадастровому кварталу ** на площадь объекта (9352,93 рубля за 1 кв. м), не соответствует законодательству, так как не определяет стоимость объекта, исходя из совокупности всех ценообразующих факторов, что свидетельствует об использовании недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости. Согласно отчёту об оценке № 7820 от 13 декабря 2017 г. рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 3 октября 2016 г. определена в размере 180503 950 рублей и подтверждает очевидную недостоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости. Вместе с тем, Комиссия своим решением от 1 августа 2018 г. № 739 отклонила заявление Департамента о пересмотре кадастровой стоимости объекта.
В судебном заседании представитель административного истца департамента имущественных отношений администрации города Перми ФИО11, действующая на основании доверенности, участие не принимала, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие, настаивала на удовлетворении административного иска.
Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности и протокола заседания Комиссии, с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве (том 2, л.д. 241 – 242).
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности, просила отказать Департаменту в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (том 3, л.д. 1 – 2).
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, извещённое о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, письменный отзыв на административный иск не представило.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд не явились, письменные возражения на административное исковое заявление не представили.
Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, заинтересованных лиц и их представителей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменный отзыв и письменные возражения на административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, а также дело № 11/31 (том 739), суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 являются сособственниками объекта недвижимости – торгового центра в составе многофункционального жилого комплекса «Солнечный город», назначение: нежилое, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, площадью 6141,8 кв. м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 1, л.д. 22 – 39).
Кадастровая стоимость торгового центра по состоянию на 3 октября 2016 г. определена в размере 57443825,47 рублей на основании акта ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 3 октября 2016 г. № **, с учётом удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС), утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края», в размере 9 352,93 рубля за 1 кв. м (том 1, л.д. 41 – 43).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учётом положений статьи 5 приведённого Кодекса.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 г. № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2018 г. установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Спорный объект недвижимости включён в перечень, утверждённый постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (№ 590).
Таким образом, сособственники объекта недвижимости с кадастровым номером ** являются плательщиками налога на имущество физических лиц, размер которого с января 2018 года исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. При этом в силу положений статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от уплаты налога на имущество физических лиц подлежат зачислению в бюджет городского округа по месту нахождения объектов недвижимости, в данном случае – в бюджет муниципального образования город Пермь по нормативу 100 процентов.
18 июля 2018 г. Департамент обратился в Комиссию при Управлении Росреестра по Пермскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в связи с недостоверностью сведений об указанном объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости этого объекта. В обоснование своих доводов административный истец ссылался на то, что при установлении кадастровой стоимости принято среднее значение УПКС нежилых зданий по кадастровому кварталу **, при том что объекты недвижимости в пределах приведённого кадастрового квартала имеют различные технические характеристики и виды целевого использования.
Решением Комиссии при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 1 августа 2018 г. № 739 заявление Департамента было отклонено.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как следует из утверждённого решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. № 210 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, Департамент уполномочен оспаривать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (за исключением земельных участков), находящихся в муниципальной собственности города Перми, а также в отношении объектов недвижимости (за исключением земельных участков), находящихся в собственности физических лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности муниципального образования город Пермь.
Таким образом, Департамент является органом, уполномоченным в порядке, установленном статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, на обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случае выявления факта использования недостоверных сведений при оценке объекта недвижимости (за исключением земельного участка), находящегося на территории муниципального образования город Пермь.
В Пермском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 26 октября 2012 г. № П/485 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра в состав Комиссии были внесены изменения относительно её персонального состава, численный состав комиссии остался прежним.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок), Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подаётся заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением в том числе документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.
1 августа 2018 г. состоялось заседание Комиссии, которое было правомочным, поскольку в соответствии с пунктами 10, 12 Порядка на нём присутствовали три члена комиссии. Решение принято большинством голосов. Таким образом, компетенция органа была соблюдена, порядок принятия, форма и вид решения Комиссией не нарушены.
Как предусмотрено статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 19 Порядка при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, Комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Поскольку перечень объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки был сформирован на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 22 июня 2012 г., сведения в отношении торгового центра в составе многофункционального жилого комплекса «Солнечный город» с кадастровым номером **, поставленного на учёт 3 октября 2016 г., в данный Перечень не вошли.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113 (далее – Порядок № 113).
Кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 Порядка № 113, определяется путём умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь (пункт 2.1 Порядка № 113).
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу **, в пределах которого расположено спорное здание торгового центра, как следует из постановления Правительства Пермского края № 1588-п, составило 9 352,93 рублей за 1 кв. м. Умножив УПКС на площадь объекта (6141,8 кв. м), определена кадастровая стоимость в сумме 57443825,47 рублей. Таким образом, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** нарушение пункта 2.1 Порядка № 113 судом не установлено.
Административный истец считает, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании суммирования показателей объектов недвижимости, имеющих различные технические характеристики и виды целевого использования (такие как: нежилое здание (строение)(институт), нежилое здание (Корпус гальванических и лакокрасочных покрытий), одноэтажное здание, административное здание, гараж с сараем, нежилое здание (строение) (здание операторной с закусочной), нежилое здание (строение) (Магазин) и т.п.) экономически необоснованно и противоречит целям установления кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Данное утверждение Департамента суд признаёт ошибочным, поскольку перечисленные выше и другие объекты недвижимого имущества отнесены к нежилым зданиям, то есть в этом смысле имеют аналогичное назначение, в связи с чем УПКС в размере 9 352,93 рубля за 1 кв. м, утверждённый постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1588-п, применён верно.
Доводы административного истца об обратном несостоятельны, поскольку группирование объектов оценки в зависимости от вида их функционального использования не предусмотрено.
Принимая во внимание, что Департаментом не представлено доказательств, опровергающих изложенные в акте ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 3 октября 2016 г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости сведения, которые бы свидетельствовали об использовании при определении кадастровой стоимости спорного здания торгового центра недостоверных сведений о нём, суд приходит к выводу, что вынесение Комиссией решения об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду не подтверждения недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, является законным и обоснованным.
С учётом изложенного, основания для удовлетворения требований административного истца о признании решения Комиссии от 1 августа 2018 г. № 739 незаконным по основанию наличия недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, отсутствуют, как отсутствуют основания и для возложения обязанности на Комиссию пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **.
По мнению суда, департамент имущественных отношений администрации города Перми фактически не согласен с УПКС, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1588-п, однако какие-либо требования относительно приведённого нормативного правового акта административным истцом не заявлены.
Кроме того, Департамент фактически просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, что подтверждается представленным административным истцом отчётом об оценке № 7820 от 13 декабря 2017 г., который также прилагался и к заявлению от 18 июня 2018 г., поступившему в Комиссию. Вместе с тем, таким правом Департамент в силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности не наделён.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления департамента имущественных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 1 августа 2018 г. № 739, возложении обязанности пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 29 декабря 2018 г.
Решение в законную силу не вступило.
Судья - подпись