ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-443/2023 от 21.08.2023 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело 3а-443/2023

32OS0000-01-2023-000198-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 21 августа 2023 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

АО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» обратилось в суд с административным иском, в котором просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости:

-земельного участка, общей площадью 39 099 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес>, установив кадастровую стоимость объекта равной рыночной стоимости в размере 3 845 387 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

-земельного участка, общей площадью 35 984 кв.м., с кадастровым номером виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Брянская область, <адрес>, установив кадастровую стоимость объекта равной рыночной стоимости в размере рыночной стоимости 3 613 153 руб. по состоянию на 1 января 2019 года;

-земельного участка, общей площадью 16 710 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Брянская область, <адрес>, установив кадастровую стоимость объекта равной рыночной стоимости 2 082 066 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость принадлежащих обществу объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, что необоснованно возлагает на него обязанность по уплате налоговых платежей в завышенном размере.

В обоснование требований административный истец представил отчет об оценке № 007985/22/330/02 от 29 декабря 2022 года, выполненный оценщиком ФИО9

Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года определена приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 следующим образом: земельного участка с кадастровым номером – 17 646 160,68 руб., земельного участка с кадастровым номером – 16 240 298,88 руб., земельного участка с кадастровым номером – 7 541 557,2 руб.

Лица, участвующие в деле, их представители, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

От представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области) Рубан В.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

От представителя Управления Росреестра по Брянской области Казанской М.Ю. представлены письменные возражения, где представитель указала, что Управление является ненадлежащим административным ответчиком, исковые требования в части привлечения его в данном процессуальном статусе не признает, поскольку как регистрирующий орган права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный истцом отчет, по существу заявленных требований не возражает.

Представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е., представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Артикуленко К.О. представили отзывы, в которых возражали против заявленных требований.

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как следует из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости:

-земельного участка, общей площадью 39 099 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес>

-земельного участка, общей площадью 35 984 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес>

-земельного участка, общей площадью 16 710 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Брянская область, <адрес>

Кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 по состоянию на 1 января 2019 года в размере: земельного участка с кадастровым номером – 17 646 160,68 руб., земельного участка с кадастровым номером – 16 240 298,88 руб., земельного участка с кадастровым номером – 7 541 557,2 руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата начала применения – 1 января 2020 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 1 ноября 2022 года № 1660 «Об утверждении результатов кадастровой стоимости на территории Брянской области» кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере: земельного участка с кадастровым номером – 19 766 890,44 руб., земельного участка с кадастровым номером –18 192 071,04 руб., земельного участка с кадастровым номером – 9 823 307,7 руб. Дата начала применения – 1 января 2023 года.

Таким образом, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, в настоящее время является архивной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В абзаце втором пункта 1.1 статьи 391 НК РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В данном случае административный истец имеет правовой интерес в оспаривании результатов архивной кадастровой стоимости спорных земельных участков, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы для расчета земельного налога за 2021, 2022, 2023 годы, при этом за административным истцом сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.

В силу статьи 245 КАС РФ, частей 1, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2014 № 1555-О, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной выступает законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Согласно статьям 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил отчет об оценке № 007985/22/330/02 от 29 декабря 2022 года, выполненный оценщиком ФИО10 согласно которому рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет: земельного участка с кадастровым номером - 3 845 387 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 3 613 153 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 2 082 066 руб.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки судом назначена экспертиза, производство которой поручено ООО «Международный центр оценки и консалтинга», эксперту ФИО11

Согласно экспертному заключению ООО «Международный центр оценки и консалтинга» от 20 июля 2023 года № 019/07/2023, в отчете 007985/22/330/02 от 29 декабря 2022 года, выполненном оценщиком ФИО12., допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, которые повлияли на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемого объекта. Отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в последней редакции; Федеральным стандартам оценки – ФСО I, II, III, IV, V, VI, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200; Федеральному стандарту оценки № 7, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611.

В связи с несоответствием отчета об оценке 007985/22/330/02 от 29 декабря 2022 года, выполненного оценщиком ФИО13., обязательным требованиям законодательства об оценочной деятельности судебным экспертом проведено исследование с целью установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Экспертным заключением ООО «Международный центр оценки и консалтинга» от 20 июля 2023 года № 019/07/2023 рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере: земельного участка с кадастровым номером - 6 803 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 6 405 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 3 659 000 руб.

Оценивая экспертное заключение ООО «Международный центр оценки и консалтинга» от 20 июля 2023 года № 019/07/2023 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и даны обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнений в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела, административный истец требования в части размера рыночной стоимости объектов с учетом выводов судебной экспертизы в порядке статьи 46 КАС РФ не уточнял.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 24 Постановления № 28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Проанализировав доказательства, представленные в подтверждение размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что отчет об оценке 007985/22/330/02 от 29 декабря 2022 года, выполненный оценщиком ФИО14., не может быть признан доказательством, достоверно устанавливающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований АО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», и установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, определенной судебным экспертным заключением ООО «Международный центр оценки и консалтинга» от 20 июля 2023 года № 019/07/2023: земельного участка с кадастровым номером – в размере 6 803 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 6 405 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером - 3 659 000 руб.

Доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области).

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (статьи 9, 13, 14), изложенные в письменном отзыве доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд полагает несостоятельными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Административным истцом настоящий административный иск направлен в Брянский областной суд 20 марта 2023 года.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества Международных перевозок «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью 39 099 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6 803 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью 35 984 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6 405 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью 16 710 кв.м., с кадастровым номером , виды разрешенного использования: для производственной базы, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 3 659 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 марта 2023 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение суда изготовлено 25 августа 2023 года.