Дело № 3а-444/2017 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 22 ноября 2017 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО2,
представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 15 июня 2017 года № 655-П «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры: улица Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова-Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной», приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 15 июня 2017 года № 656-П «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московской»,
установил:
приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 15 июня 2017 года № 655-П утверждены проект планировки и проект межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры: улица Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова-Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной (далее – приказ № 655-П).
Приказ № 655-П опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 23 июня 2017 года.
Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство) 15 июня 2017 года издан приказ № 656-П «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московской» (далее – приказ № 656-П), который был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 22 июня 2017 года.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия приказы Министерства № 655-П и № 656-П в части утверждения красной линии на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ..., указав на их противоречие пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям СП 42.13330.2011 от 20 мая 2011 года, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 4.13130.2013 от 24 июня 2013 года, и на нарушение его прав по распоряжению, владению и пользованию земельным участком и жилым домом.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что приказом № 655-П красная линия, проходящая по его земельному участку, установлена в приложении № 2 к данному приказу (Схема планировки территории (II этап), а приказом № 656-П указанная красная линия предусмотрена Планом красных линий (приложение № 2 к данному приказу). Оспариваемые приказы подлежат признанию недействующими в обозначенных частях.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО2, представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга ФИО3 возражали против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Министерством в пределах предоставленных полномочий, введены в действие и опубликованы в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав административного истца не нарушают.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Министерства на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых Министерство вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно частям 1, 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года № 95-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования город Екатеринбург и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город Екатеринбург наделено статусом городского округа.
Законом Свердловской области от 12 октября 2015 года № 111-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области» часть полномочий, в том числе полномочия по утверждению документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург» в случаях, предусмотренных федеральным законом, включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург», и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия переданы Правительству Свердловской области.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона и пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 11 ноября 2015 года № 1043-ПП «Об определении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности, и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» в сфере градостроительной деятельности сроком на 6 лет отнесены к полномочиям Министерства, в том числе полномочия по утверждению документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург» в случаях, предусмотренных федеральным законом, включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург», и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия.
Документация по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург» утверждается приказом Министерства (статья 17 Областного Закона от 24 декбря1996 года № 58-03 «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области», подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП).
Процедура подготовки и принятия документации по планировке территории городского округа, ее утверждения регламентирована статьями 45-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, она включает в себя принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа (часть 1 статьи 46), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 2 статьи 46), проверку документации по планировке территории органом местного самоуправления на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, программам комплексного развития инфраструктур, нормативам градостроительного проектирования, требованиям технических регламентов; принятие органом местного самоуправления соответствующего решения о направлении документации по планировке территории главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46), проведение публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории (часть 5 статьи 46), официальное опубликование заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории (часть 10 статьи 46), направление органом местного самоуправления главе местной администрации городского округа подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний (часть 12 статьи 46), принятие главой местной администрации городского округа решения об утверждении документации по планировке территории (часть 13 статьи 46), официальное опубликование утвержденной документации по планировке территории (часть 14 статьи 46).
С учетом перераспределения отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области принятию Министерством оспариваемых в части приказов предшествовали следующие процедуры.
Приказом Министерства от 10 ноября 2016 года № 866-П (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru) обществу с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания «Эверест» (на основании обращения от 30 сентября 2016 года) предоставлено право на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры: улица Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова-Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной (т. 1 л.д. 68-69).
Приказом Министерства от 17 апреля 2017 года № 404-П назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры: улица Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова- Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной (т. 1 л.д. 70-71).
Данный приказ и информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и в Областной газете, 19 апреля 2017 года (т. 1 л.д. 73, 74, 75).
Публичные слушания по указанным проекту планировки и проекту межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры проведены 16 мая 2017 года; по результатам публичных слушаний оформлен протокол от 19 мая 2017 года и заключение от 30 мая 2017 года, которые опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 30 мая 2017 года (т. 1 л.д. 76-77, 78, 79-81, 82).
Приказом Министерства от 15 июня 2017 года № 655-П утвержден проект планировки и проект межевания территории для реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры: улица Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова-Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной (т. 1 л.д. 43-66).
Приказ Министерства № 655-П подписан Министром (подпункт 7 пункта 23 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП), официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 23 июня 2017 (т. 1 л.д. 67).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 05 октября 2015 года № 2761 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Щорса - 8 Марта – Островского – Московской» ООО «Формула строительства» разрешена подготовка проекта планировки и проекта межевания территории в границах указанных улиц (т. 2 л.д. 67).
В связи с перераспределением градостроительных полномочий с 01 января 2016 года проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Щорса - 8 Марта - Островского - Московской поступил в Министерство.
Приказом Министерства от 14 апреля 2017 года № 396-П назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московской (т. 1 л.д. 136-138).
Указанный приказ и информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и в Областной газете, 19 апреля 2017 года (т. 1 л.д. 139, 140, 141).
Публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московской проведены 18 мая 2017 года; по результатам которых оформлен протокол от 01 июня 2017 года (т. 1 л.д. 142-149) и заключение от 01 июня 2017 года (т. 1 л.д. 151-152) (опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 01 июня 2017 года (т. 1 л.д. 150, 153).
Приказом Министерства от 15 июня 2017 года № 656-П утвержден проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московской (т. 1 л.д. 75-134).
Приказ Министерства № 656-П подписан Министром (подпункт 7 пункта 23 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП), официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 22 июня 2017 (т. 1 л.д. 135).
Таким образом, приказы Министерства № 655-П и № 656-П приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в частности, в случае если необходимы установление, изменение или отмена красных линий, планируются строительство, реконструкция линейного объекта (пункты 2, 5 части 3).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 42 указанного Кодекса, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.
В соответствии со статьей 43 этого же Кодекса подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3).
На чертежах межевания территории отображаются, в том числе красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи (часть 6).
Согласно части 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципальных образований относится, в том числе генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с Генеральным планом развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 06 июля 2004 года № 60/1 (далее – Генеральный план), улица Московская, в числе улиц Челюскинцев, Восточная, Ткачей, ФИО6 составляет «Малое кольцо» улично-дорожной сети г. Екатеринбурга (т. 2 л.д. 52, 53) и, согласно выкопировками из основного чертежа Генерального плана, из Схемы развития улично-дорожной сети, входящей в состав Генерального плана, относится к категории магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения (т. 2 л.д. 61-64).
Генеральным планом предусмотрено проектирование тринадцати транспортных развязок, в том числе на пересечении с улицей Московской в целях обеспечения скоростного режима движения транспорта и обеспечения пропуска расчетных транспортных потоков в соответствии с Картограммой интенсивности движения автомобильного транспорта по магистральной улично-дорожной сети города Екатеринбурга на 01 января 2025.
Согласно примечанию к таблице 11.2 «СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/ПР, ширина улиц в красных линиях принимается: для магистральных улиц - 40 - 100 метров.
Противоречие между существующими и планируемыми характеристиками улицы Московская свидетельствует о предусмотренной в документах территориального планирования (Генеральный план) ее реконструкции (расширения) (т. 2 л.д. 60).
Проектом планировки территории, утвержденным приказом Министерства № 655-П, предусмотрена реконструкция проезжей части улицы Московская - на участке от улицы Попова до улицы Пальмиро Тольятти, на участке от улицы Хасановской до бульвара Денисова-Уральского; улица Патриса Лумумбы - на участке от переулка Рижского до улицы Братской; улица Зенитчиков - от улицы Братской до улицы Палисадной; улица 2-ая Новосибирская - от улицы Палисадной до улицы Окружной, в его состав входят: 1) схема планировки территории (I этап) (приложение № 1); 2) схема планировки территории (II этап) (приложение № 2); 3) схема планировки территории (III этап) (приложение № 3); 4) схема планировки территории (IV этап) (приложение № 4); 5) положение о размещении линейных объектов (приложение № 5); 6) положение об очередности планируемого развития территории (приложение № 6).
В составе проекта межевания оспариваемым приказом № 655-П утверждены: 1) схема межевания территории (I этап) (приложение № 7); 2) схема межевания территории (II этап) (приложение № 8); 3) схема межевания территории (III этап) (приложение № 9); 4) схема межевания территории (IV этап) (приложение № 10); 5) перечень и сведения об образуемых земельных участках (приложение № 11); 6) перечень и сведения об изменяемых земельных участках (приложение № 12); 7) перечень и сведения об образуемых частях земельных участков (приложение № 13).
Приказом Министерства № 656-П в составе проекта планировки утверждены: 1 чертеж планировки территории (приложение № 1); 2) план красных линий (приложение № 2); 3) ведомость координат поворотных точек красных линий (приложение № 3); 4) положение о характеристиках планируемого развития территории (приложение № 4).
В составе проекта межевания утверждены: 1) чертеж межевания территории (приложение № 5); 2) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков квартала № 1 (I и II этапы межевания) (приложение № 6); 3) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков квартала № 13 (I этап межевания) (приложение № 7); 4) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков (приложение №8); 5) перечень и сведения о характеристиках образуемых частей земельных участков (приложение № 9); 6) перечень и сведения о характеристиках проектируемых объектов капитального строительства квартала № 1 в соответствии с проектом планировки территории (приложение № 10); 7) перечень и сведения о характеристиках проектируемых объектов капитального строительства квартала № 3 в соответствии с проектом планировки территории (приложение № 11); 8) перечень и сведения о характеристиках проектируемых объектов капитального строительства в соответствии с проектом планировки территории (приложение № 12).
Из материалов административного дела усматривается, что вышеуказанные проекты планировки и проекты межевания территории, утвержденные оспариваемыми приказами Министерства, по своему содержанию соответствуют положениям статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из Цифрового инженерно-топографического плана (т. 2 л.д. 66) по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: ..., принадлежащему на праве общей долевой собственности административному истцу ФИО1 (1/2) и заинтересованным лицам ФИО5 (1/4) и ФИО4 (1/4) (т. 2 л.д. 78) проходит красная линия, обозначающая границы улицы Московской.
Красные линии, в том числе обозначающие границы улицы Московской отображены на схемах планировки территории (I этап, II этап, III этап, IV этап), входящих в состав проекта планировки территории и являющихся приложениями к приказу № 655-П (т. 1 л.д. 46-51), а также предусмотрены планом красных линий, входящим в состав проекта планировки территории в границах улиц Щорса – 8 Марта – Островского – Московская, утвержденного оспариваемым приказом № 656-П (приложение № 2) (т. 1 л.д. 88, т. 2 л.д. 102).
При этом судом установлено, что красные линии улицы Московской сохранены и учтены в оспариваемых приказах № 655-П и № 656-П в соответствии с ранее действовавшей градостроительной документацией.
Из материалов дела следует, что красные линии улицы Московской в районе дома № 253, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, утверждены решением Свердловского Горисполкома от 25 августа 1980 года № 173-а «Об утверждении проекта детальной планировки жилого района «Юг-Центра» в составе проекта детальной планировки «Юг-Центра», разработанного в 1977 году институтом «Свердловгражданпроект» (т. 2 л.д. 21-25), и постановлением Главы города Екатеринбурга от 24 декабря 1998 года № 1011 «Об утверждении корректуры проекта детальной планировки Юго-Западный в границах улиц Московская - Волгоградская – ФИО7 - ФИО8 - Ясная в Ленинском районе г. Екатеринбурга» в составе проекта детальной планировки района «Юго-Западный», разработанного институтом «Екатеринбургпроект» в 1998 году (т. 2 л.д. 26, 27-32, 65).
Под красными линиями в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В рассматриваемом случае красная линия, проходящая по вышеуказанному земельному участку, обозначает границы территории, занятой линейным объектом - автомобильной дорогой, проходящей по улице Московской, и в перспективе, предназначенной для ее планируемого размещения в результате проведения реконструкции (расширения).
Таким образом, земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в границах красных линий городской дороги по улице Московской, коридор которых, общей шириной 80 метров, закладывает градостроительную основу перспективному развитию данной улицы с целью увеличения ее пропускной способности.
Как уже было указано выше, развитие улицы Московской определено Генеральным планом, что в рассматриваемом случае нашло свою реализацию в оспариваемых проектах планировки и межевания территории. Красные линии улицы Московской, обозначенные в составе документации по планировке территории, утвержденной оспариваемыми приказами Министерства, носят планируемый характер и соответствуют Генеральному плану.
С учетом изложенного, суд не усматривает противоречия оспариваемых в части приказов Министерства положениям пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 12 этой же нормы, определяющего понятие территории общего пользования, а также требованиям СП 42.13330.2011, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 4.13130.2013 от 24 июня 2013 года, которыми не регулируется порядок установления красных линий.
Вопреки утверждениям административного истца положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатываются проекты планировки и межевания, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении таких проектов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Суд не находит установленным факт нарушения прав административного истца оспариваемыми положениями приказов Министерства.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Вместе с тем, согласно статьям 17, 35, 55 Конституции Российской Федерации, статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное право может быть ограничено (прекращено) в случаях, предусмотренных федеральным законом, в частности в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (часть 2 статьи 49).
Защита права собственности административного истца гарантируется предусмотренной законодательством (Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации) процедурой изъятия земли исключительно в судебном порядке и с возмещением стоимости имущества, а также ограниченным сроком реализации органом местного самоуправления проекта планировки территории в части определения границ зон планируемых объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для муниципальных нужд (часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и реализации решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (часть 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установление срока (3 года) для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд со дня утверждения проекта планировки территории указывает на то, что именно процедура утверждения проекта планировки предшествует принятию решения об изъятии земли.
Оспариваемые приказы Министерства № 655-П и № 656-П не являются актами изъятия, либо актами, разрешающими вопросы о правах административного истца. Совокупный анализ правовых норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что документация по планировке территории не является актом распоряжения земельными участками и не является основанием для лишения прав собственников на объекты недвижимости.
Таким образом, планируемые красные линии сами по себе не нарушают права административного истца, так как не лишают его права собственности на объекты недвижимого имущества. Утверждение документации по планировке территории не понуждает граждан и юридических лиц к отчуждению принадлежащего им недвижимого имущества, поскольку изъятие недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд производится в специальном порядке на основании отдельного решения государственных или муниципальных органов власти.
В рассматриваемом случае деятельность Министерства по территориальному планированию соответствует положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), отвечает принципу соблюдения баланса личных и публичных интересов.
На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства, с соблюдением установленного порядка принятия, их содержание не противоречитнормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.
Судья | Гылкэ Д.И. |