ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-446/19 от 25.09.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-446/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2019 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Лобановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Уральский завод горного оборудования» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Уральский завод горного оборудования» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес), на земельном участке расположено здание производственного корпуса, (адрес). Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 27 240 464,68 рублей, его рыночная стоимость, определенная на эту же дату, составляет 6 951 802 рублей;

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала . Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 15 июля 2014 г. и составляет 26 657 097,06 рублей, его рыночная стоимость, определенная на эту же дату, составляет 8 820 152 рубля;

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес). Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 6 июля 2013 г. и составляет 3 818 675,70 рублей, его рыночная стоимость, определенная на эту же дату, составляет 1 223 474 рубля.

Административный истец, полагая, что его права нарушены, поскольку от величины кадастровой стоимости земельного участка зависит земельный налог, просит суд восстановить срок подачи заявления и установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В судебное заседание не явился представитель административного истца, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, администрации г.Орска Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Уральский завод горного оборудования» на праве собственности принадлежит:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение производственного корпуса, расположенный по адресу: (адрес), на земельном участке расположено здание производственного корпуса, (адрес);

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов (9 группа видов разрешенного использования земельных участков), расположенный по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации сборно-инвентарного здания, расположенный по адресу: (адрес).

В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. № 1122-п.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 27 240 464,68 рубля, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 15 июля 2014 г. составляет 26 657 097,06 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 6 июля 2013 г. составляет 3 818 675,70 рублей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19 и 20 сентября 2018 г.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

16 июля 2019 г. административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами .

Как следует из уведомлений Комиссии от 17 июля 2019 г. заявление ООО «Уральский завод горного оборудования» было возвращено в связи с пропуском срока.

Рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» согласно абзацу первому ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропуск указанного срока не служит основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 и 20 сентября 2018 г. кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, определена по состоянию на 1 января 2012 г. (), дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 31 декабря 2012 г.; по состоянию на 15 июля 2014 г. (), дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 15 июля 2014 г., по состоянию на 6 июля 2013 г. (), датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 6 июля 2013 г. С административным исковым заявлением ООО «Уральский завод горного оборудования» обратилось в суд 21 августа 2019 г., то есть с пропуском предусмотренного законом пятилетнего срока.

Поскольку на момент обращения в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости не вносились, кадастровая стоимость является актуальной, срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты об оценке , , от 15 мая 2019 г., выполненные оценщиком ФИО3, являющейся членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков.

Согласно указанным отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 6 951 802 рублей, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 15 июля 2014 г. и составляет 8 820 152 рублей, земельного участка с кадастровым номером рублей определена по состоянию на 6 июля 2013 г. и составляет 1 223 474 рублей.

Отчёты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих истцу.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах о рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 6 951 802 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 15 июля 2014 г. в размере 8 820 152 рублей, земельного участка с кадастровым номером рублей - по состоянию на 6 июля 2013 г. в размере 1 223 474 рублей.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 25 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Поскольку ООО «Уральский завод горного оборудования» обращалось в Комиссию 16 июля 2019 г., датой обращения с заявлением будет 16 июля 2019 г.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ООО «Уральский завод горного оборудования» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Восстановить ООО «Уральский завод горного оборудования» срок для подачи административного иска о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами .

Установить кадастровую стоимость

- земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение производственного корпуса, расположенный по адресу: (адрес), на земельном участке расположено здание производственного корпуса, (адрес), равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 6 951 802 рублей;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов (9 группа видов разрешенного использования земельных участков), расположенный по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала , равной рыночной стоимости по состоянию на 15 июля 2014 г. в размере 8 820 152 рублей;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации сборно-инвентарного здания, расположенный по адресу: (адрес), равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2013 г. в размере 1 223 474 рублей.

Датой подачи заявления считать 16 июля 2019 г.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен: (дата).