Дело № 3а-446/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Хабеевой А.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,
представителя административного истца – ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – ФИО2, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими со дня принятия пункта 1615 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 2854 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 3662 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 4118 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2010 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 4235 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
установил:
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Постановление № 944-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
Указанное Постановление № 944-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2017 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 48, 04 декабря 2017 года, вступило в силу с 1 января 2018 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённый Постановлением № 944-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 1). В указанный Перечень 1 под пунктом 1615 включено здание с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: <...>.
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 3 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 1 января 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый Постановлением № 756-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 2). В указанный Перечень 2 под номером 2854 включено здание с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: <...>.
Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Указанное Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 2 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - №48, 9 декабря 2019 года, вступило в силу с 1 января 2020 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 3). В указанный Перечень 3 под номером 3662 включено здание с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: <...>.
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2020 года №896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 896-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Указанное Постановление № 896-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2020 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 7 декабря 2020 года, вступило в силу с 1 января 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый Постановлением № 896-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 4). В Перечень 4 включено под номером 4118 включено здание с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: <...>.
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2021 года №940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 940-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Указанное Постановление № 940-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2021 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 6 декабря 2021 года, вступило в силу с 1 января 2022 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённый Постановлением № 940-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 5). В Перечень 5 под номером 4235 включено здание с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: <...>.
ФИО3 (далее по тексту также – административный истец), являясь собственником вышеуказанного Здания обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1615 Перечня 1, пункта 2854 Перечня 2, пункта 3662 Перечня 3., пункта 4118 Перечня 4, пункта 4235 Перечня 5.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Здание не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат действующим законам, нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении, пояснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, из которых следует, что у Правительства Пермского края имелись основания для включения Здания в Перечни по данным предоставленным из филиала ФГБУ «ФКП Россреестр», учитывая вид разрешённого использования земельного участка, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также учитывая предназначение использование объекта.
Заинтересованное лицо администрация Соликамского городского округа направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа извещено надлежащим образом, представителей не направило, ходатайств об отложении не заявляло.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от16октября2015года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (с августа 2019 года наименование изменено на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, далее по тексту также - «Министерство») уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 11615 указанного Перечня 1 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым **:276.
Постановлением Правительства Пермского края № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 2854 указанного Перечня 2 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером **276.
Постановлением Правительства Пермского края № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 3662 указанного Перечня 1 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером **:276.
Постановлением Правительства Пермского края № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт 4118 указанного Перечня 1 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером 59:10:0407032:276.
Постановлением Правительства Пермского края № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год. В пункт 4235 указанного Перечня 1 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером **:276.
Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года №944-п, от 29 ноября 2018 года №756-п, от 28 ноября 2019 года №874-п, от 25 ноября 2020 года № 869-п, от 29 ноября 2021 года № 940-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5октября2007года №223-П, указа губернатора Пермского края от10апреля2009года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Соликамский, <...>.
-нежилого административного здания, общей площадью 2071,9 кв.м., с кадастровым номером **:276.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах на период принятия Перечня 1 здание с кадастровым номером **:276 имело наименование административное здание, назначение: нежилое. Согласно сведениям Росреестра за период принятия оспариваемых перечней наименование, назначение, площадь зданий не изменялись.
Вышеуказанное здание с кадастровым номером **:276 включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года №944-п под пунктом 1615; включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п под пунктом 2854; включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п под пунктом 3662; включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22 ноября 2020 года № 896-п под пунктом 4118; включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п под пунктом 4235.
Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечень 1 (на 2018 год), Перечень 2 (на 2019 год), Перечень 3 (на 2020 год), Перечень 4 (на 2021 год), Перечень 5 (на 2022 год) на основании сведений о предназначении Здания, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» что, по мнению административного ответчика, являлось достаточным основанием для включения Зданий в Перечни имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из представленных административным истцом и административным ответчиком в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что отношении здания с кадастровым номером **:276 в 2018 году, в 2019 году, в 2020 году, в 2021 году, 2022 году обследования на предмет установления фактического использования Здания, уполномоченным органом не проводилось.
Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела по существу.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу требований пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; 2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах); 3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года № 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;
3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № 944-п, № 756-п, № 874-п,896-п, 940-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Здания в Перечень 1 на 2018 год, в Перечень 2 на 2019 год, в Перечень 3 на 2020 год, в Перечень 4 на 2021 год, в Перечень 5 на 2022 год.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу Здания в оспариваемые Перечни, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 виду разрешенного использования – размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, для иных целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 налогового кодекса Российской Федерации соответствуют пунктам 3.3 – бытовое обслуживание, 4.2 - Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и пунктом 4.6 - в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Представитель административного ответчика пояснила, что при определении основанием для включения спорного объекта с кадастровым номером **:276 в Перечни, явился вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание.
Из материалов дела следует, что Здания с кадастровым номером **:276, расположенное по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Соликамский, <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 59:10:0407032:23, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости. Для указанного земельного участка вид разрешенного по классификатору Росреестра установлен «для иного использования», по документу - «объекты физкультурно-оздоровительного назначения, отделения финансово-кредитных учреждений, магазины». 19 марта 2020 года в результате корректировки сведений Единого государственного реестра недвижимости Управлением Росреестра по Пермскому краю внесены изменения, вид разрешенного использования по документу установлен «объекты физкультурно-оздоровительного назначения, отделения финансово-кредитных учреждений, магазины», по классификатору Росреестра «для объектов общественно-делового значения». С 19 марта 2020 года вид разрешённого использования земельного участка не изменялся.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером **:276 расположено по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером **:23, находящийся в собственности административного истца. Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как «объекты физкультурно-оздоровительного назначения, отделения финансово-кредитных учреждений, магазины», в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами:**:305, **:7963, **:303, **:276**:277, **:135239.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Деятельность финансово - кредитных организаций Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам не отнесена. «Классификаторами видов разрешенного использования земельных участков» банковская и страховая деятельность отнесена к самостоятельному п. 4.5, в котором отсутствует указание на объекты, указанные в ст. 378.2 НК РФ.
Объекты капитального строительства - банки, согласно Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой опенке», относятся к сегменту 4 «Предпринимательство» -«Банковская и страховая деятельность. Здания, сооружения, помещения, предназначенные для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги».
Они же согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой опенке», относятся к группе 6. «Административные и бытовые объекты», но не отнесены к группе 4. «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения».
Аналогичные нормы содержат «Методические указания о государственной кадастровой опенке», утверждённые Приказом Росреестра от 4 августа 2021года № П/0336, действующие с 1 марта 2022 года.
Спорное здание расположено среди прочих объектов недвижимости на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение магазинов.
В материалах дела имеется справка № 776 от 27 июня 2022 года, выданная КАиГ администрацией Соликамского городского округа, где указано на расположение земельного участка в территориальной зоне «Ж-2. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)» (согласно Карте градостроительного зонирования территории, действующих с 6 ноября 2021 года. «Правил землепользования и застройки населенных пунктов Соликамского городского округа», утверждённых постановлением администрации Соликамского городского округа от 1 ноября 202 1года № 2159-па «Об утверждении «Правил землепользования и застройки Соликамского городского округа» (ст. 32)).
Таблица 6 содержит перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, среди которых упомянуты и магазины (код 4.4). Однако такое использование зданий допустимо лишь в случае, если общая площадь объекта капитального строительства на земельном участке составляет от 0 кв. м до 350 кв. м. Вместе с тем, общая площадь помещений в здании намного больше - 2 071.9 кв. м.
Таблица 4 «Правил землепользования и застройки населенных пунктов Соликамского городского округа», утверждённых решением Думы Соликамского городского округа от 25 сентября 2019 года № 600, действовавших с 28 сентября 2019 года до 6 ноября 2021 года, содержит аналогичные нормы в отношении зданий в территориальной зоне «Ж-1. Зона многоэтажной жилой застройки (5-12 этажей)».
Так, здание не могло быть с 28 сентября 2019 года использовано для размещения магазина без получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Таким образом, принадлежащие административному истцу Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания.
В связи с изложенным, вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования таких объектов недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данных объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, размещения объекта общественного питания, не менее 20 процентов общей площади административного здания.
Из объяснений представителя административного ответчика, заинтересованного лица, следует, что Здание с кадастровым номером **:276 было включено в Перечни по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с назначением здания, расположенного на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), установленным на основании наименования объектов недвижимости – «административное здание». Согласно данным, на момент включения объект значился как «административное здание», общей площадью 1441,7 кв.м. Административный истец использует объект в целях коммерческого назначения, что подтверждается договором аренды здания от 1 апреля 2020 года, от 1 июля 2018 года, согласно которому здание передано в аренду Р. сроком на 10 лет, обществу с ограниченной ответственностью «Премиум» сроком на 10 лет. Осмотр указанных Зданий, помещений в них на предмет их фактического использования при подготовке проектов Перечней уполномоченным органом - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (с 2019 года - Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края), не проводился.
Вместе с тем, по документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении здания с кадастровым номером **:276 как офисного либо в целях общественного питания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером – **:276, является нежилым зданием с наименованием: «административное здание», пять этажей, площадью 2071,9 кв.м. (выписка ЕГРН в материалах дела). Как следует из описания объекта недвижимости в техническом паспорте, составленном по состоянию на 4 апреля 2017 года Муниципальным предприятием БТИ Чердынского района (л.д. 117-125) в Здании имеются помещения следующего назначения. В подвале: коридор, подвальное помещение, тепловой узел, помещение, вентиляционная, вестибюль, операторская, лестничная клетка, тамбур, подсобное помещение, душевая, сан.узел. На первом этаже: помещение, лестничная клетка, коридор, подсобное помещение, сан.узел, холл. На втором этаже: помещение, лестничная клетка, коридор, подсобное помещение, сан.узел, холл, шкаф. На третьем этаже: подсобное помещение, техническая, лестничная клетка, помещение, коридор, холл, гардероб, коридор, раздевалка, поддушевая, душевая, тренажерный зал.
Изучив представленные доказательства в совокупности, суд учитывает, что в отношении Здание с кадастровым номером **:276 «помещения» в спорном здании не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «помещение» - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подпункт 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Часть помещений в здании являются подсобными (вспомогательными) и не могут использоваться непосредственно для целей, указанных в стаье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Помещения 4 этажа используются для размещения фитиес - клуба «Фитнес - сити». В соответствии с «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10 - действует с 1 января 2013 года):
«... 3.12 помещение для физкультурных занятий и тренировок: Помещение площадью 150 м и менее, предназначенное для размещения тренажеров, занятий ритмической гимнастикой, единоборствами, хореографией и т.п.».
Пунктом 5.3.2 ГОСТ Р 57116-2016. Национальный стандарт Российской Федерации, Фитнес-услуги. Общие требования к фитнес-объектам (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 4 октября 2016 г. N 1304-ст) тренажерные залы отнесены к основным функциональным фитнес-зонам, в которых оказываются физкультурно-оздоровительные услуги.
Помещения на четвертом этаже здания с наименованием «тренажерный зал» не могут быть отнесены к объектам, обозначенным кодами 93.29.19 и 93.11.10., только исходя из их наименования без доказательств фактического использования помещений способом, указанным в Классификаторе под кодами 93.29.19 и 93.11.10.
По смыслу положений глав 30, 39 Гражданского кодекса РФ, а также исходя из положений Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1036, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 55, правоотношения в сфере оказания услуг и розничной купли-продажи направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работ или услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, оказание таких услуг должно носить публичный характер и быть доступно для каждого потребителя.
По договору аренды здания от 1 апреля 2020 года, от 10 января 2019 года здание передано в аренду Р. сроком на 10 лет, обществу с ограниченной ответственностью «Премиум» сроком на 10 лет.
Представитель административного истца в судебном заседании представил письменные пояснения, где указано, что большая часть помещений в здании (кроме помещений № 5 на втором этаже, площадью 36,4 кв. м., и части помещения № 14 на первом этаже, площадью 60 кв. м.) фактически используются только ИП Р. лично и для размещения своего имущества, часть помещений не используется.
Данные помещения не имеют самостоятельного офисного назначения и предназначены для обслуживания деятельности административного истца, поскольку возможное использование им части площади собственного объекта недвижимости вышеуказанным образом в целях осуществления какой - либо деятельности не противоречит нормам действующего законодательства и не является доказательством коммерческого (офисного, торгового и т. п.) использования объекта недвижности в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ.
По договору субаренды нежилых помещений от 12 августа 2021 года помещение № 5 на втором этаже, площадью 36,4 кв. м. передано в пользование нотариусу П. для размещения своего офиса (дата государственной регистрации – 16 декабря 2021 года, номер государственной регистрации -**:276-59/294/2021-12).
По договору субаренды нежилых помещений от 25 января 2019 года часть помещения № 14 на первом этаже, площадью 60 кв. м., передано в пользование общества с ограниченной ответственностью «День за Днём» для размещения кафе.
Общая площадь этих помещений - 96,4 кв. м., что менее 20% от общей площади здания (414,38 кв.м.).
Представленные доказательства не позволяет суду сделать вывод об отнесении переданного в аренду объекта к офисным и другим помещениям, используемым в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, Здание, принадлежащие административному истцу используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли административным истцом, а составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от него. Административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что Здание с кадастровыми номерами **:276 используются в административно-офисных целях, для оказания услуг общественного питания, иной коммерческой деятельности не связанной с производственной деятельностью истца. Каких-либо допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о размещении в Здании административно-делового центра, офисного объекта и объекта общественного питания, применительно к правовому режиму, установленному положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона № 141-ПК ответчиком не представлено.
Установив, что Здание с кадастровым номером **:276 используются административным истцом для сдачи в аренду под офис нотариуса, кафе, фитнес-центра, суд приходит к выводу о том, что использование спорных Зданий административным истцом, не отвечает критериям установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ для зданий административно-делового назначения, общественного питания, здание с кадастровым номером **:276 не отвечает ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, ГОСТ 30389-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
Иных доказательств в обоснование соответствия Здания условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено Здание, не предусматривает размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях в материалах дела не имеется, отнесение таких Зданий к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения зданий в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается чек-ордером от 26 мая 2022 года № 25.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1615 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 2854 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 3662 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от28ноября2019года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 4118 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 4235 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 августа 2022 года.
Судья: подпись