ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-447/20 от 24.12.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-447/2020

42OS0000-01-2020-000363-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«24» декабря 2020 года

административное дело по административному иску Майер Натальи Анатольевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Майер Н.А. обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Требования мотивированы тем, что 11 ноября 2015 года решением Таштагольского городского суда Кемеровской области на администрацию Таштагольского муниципального района возложена обязанность предоставить административному истцу жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области, благоустроенное общей площадью не менее 94,5 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат. Во исполнение указанного решения постановлением судебного пристава - исполнителя 26 сентября 2016 года возбуждено исполнительное производство. Решение суда на момент предъявления административного искового заявления не исполнено. Майер Н.А. считает, что нарушено ее право на исполнение судебного акта в разумный срок. В связи с изложенным просит взыскать с административного ответчика компенсацию в размере 3 800 000 рублей.

Административный истец Майер Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что действительно в период исполнения судебного акта ей предлагали жилые помещения в пос. Мандебаш, от данных квартир она отказалась, так как они находились в ином населенном пункте, нежели ей должны были предоставить согласно решения суда. От осмотра квартиры в пос. Шерегеш не отказывалась. Подтвердила, что исполнительный лист в 2015 году направлялся ею судебным приставам-исполнителям без заявления и был возвращен. Фактически предъявила исполнительный лист в сентябре 2016 года. До этого времени полагала, что администрация исполнит решение суда добровольно.

Представитель административного истца Мальцев А.А., действующий на основании доверенности, требования Майер Н.А. поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Таштагольского муниципального района Колосанова О.Г., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Возражение на исковое заявление в письменном виде приобщено к материалам дела (том 2 л.д. 123). Отметила, что решение суда не исполнено по уважительным причинам, квартира для Майер Н.А. запланирована в строящемся доме, который с 26.11.2020 года введен в эксплуатацию. Переселение граждан из аварийного жилого фонда, в том числе Майер Н.А. планируется до конца 2020 года. Также просила учесть, что администрацией истцу были предложены для заселения два других жилых помещения, расположенных в пгт. Мундыбаш, от которых она отказалась.

Представитель Финансового управления по Таштагольскому району Бедарева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Возражение на исковое заявление в письменном виде приобщено к материалам дела (том 2 л.д. 202 – 204).

Представитель министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области Максимова И.А., просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая, что исходя из предмета исполнения, нарушения разумных сроков исполнения решения суда не усматривается.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу, Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1929/2015 по иску Майер Натальи Анатольевны к Администрации Таштагольского района, Администрации Шерегешского городского поселения о предоставлении квартиры, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04 ноября 1950 года в г. Риме, закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46).

Положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу частей 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При разрешении требований о компенсации подлежит установлению и является юридически значимым факт нарушения права административного истца, в данном случае, на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, с учетом поведения административного истца, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общая продолжительность неисполнения судебного акта (статья 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Порядок принудительного исполнения судебных актов установлен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, предусмотренному в статье 36 указанного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Из обстоятельств дела следует, что Майер Н.А. являлась нанимателем жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который заключением Межведомственной комиссии от 25.12.2014 признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 58 - 59 в гражданском деле № 2-1929/2015).

30 декабря 2014 года распоряжением Главы Таштагольского муниципального района №843-р «О дальнейшем использовании помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>» указанный дом признан непригодным для проживания граждан со сроком расселения 5 лет (л.д. 57 в гражданском деле № 2-1929/2015).

Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2015 года на администрацию Таштагольского муниципального района Кемеровской области возложена обязанность предоставить Майер Н.А. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 94,5 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат в черте поселка Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области (л. 67-68 в гражданском деле №2-1929/2015). Решение вступило в законную силу 17 декабря 2015 года.

17 декабря 2015 года для принудительного исполнения решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 005561311, который 22 декабря 2015 года получен Майер Н.А., что следует из отметки в справочном листе дела № 2-1929/2015.

Впервые исполнительный лист серии ФС № 005561311 поступил в МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области 29 декабря 2015 года, о чем на исполнительном листе имеется соответствующая отметка (том 1 л.д. 75). Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 22.01.2016 в возбуждении исполнительного производства отказано, поскольку исполнительный лист предъявлен без заявления взыскателя, исполнительный лист возвращен Майер Н.А. (том 2 л.д. 189).

Данное обстоятельство административным истцом не оспаривается, равно как и то, что в последующем исполнительный лист серии ФС № 005561311 был предъявлен к исполнению в сентябре 2016 года, поступил в отдел судебных приставов 22 сентября 2016 года (том 1 л.д. 75 - 76). До указанного времени, как пояснила административный истец, она полагала, что решение суда будет исполнено ответчиком добровольно.

26 сентября 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство № 52099/16/42034-ИП в отношении должника администрации Таштагольского муниципального района, предмет исполнения – предоставить Майер Н.А. для постоянного проживания по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области, благоустроенное применительно к условиям п. Шерегеш Таштагольского района, общей площадью не менее 94,5 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат (том 1 л.д. 79 - 80).

Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен в отсутствие уважительных причин, постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 ноября 2016 года с должника - администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (том 1 л.д. 37).

01 декабря 2016 года должник предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 82).

16 декабря 2016 года и 22 декабря 2016 года судебному приставу-исполнителю в ответ на запрос поступила информация об отсутствии обращений администрации Таштагольского муниципального района в Департамент строительства Кемеровской области либо в Главное финансовое управление Кемеровской области по вопросу оказания финансовой поддержки для предоставления жилых помещений гражданам по решению суда (том 1 л.д. 87, 89).

26 декабря 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 25 января 2017 года (том 1 л.д. 91).

27 декабря 2016 года Майер Н.А. обратилась к Главе Таштагольского муниципального района с заявлением о предоставлении ей и ее семье 2-комнатной и 3-комнатной квартир в районе улицы «Поспелова» (том 1 л.д. 95).

01 февраля 2017 года администрацией Таштагольского муниципального района направлено обращение Заместителю Губернатора Кемеровской области с просьбой профинансировать приобретение четырех жилых помещений в сумме 5 160 505 рублей для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, в числе которых указана Майер Н.А. (том 1 л.д. 155).

02 февраля 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 06 марта 2017 года (том 1 л.д. 101).

09 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о наличии прав на объекты недвижимости за администрацией Таштагольского муниципального района. 17 марта 2017 года на запрос судебного пристава-исполнителя направлено уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (том 1 л.д. 109).

14 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 13 апреля 2017 года, а в дальнейшем постановлением от 20 апреля 2017 года установлен срок для исполнения требований исполнительного документа – до 22 мая 2017 года (том 1 л.д. 111, 113).

24 апреля 2017 года администрацией Таштагольского муниципального района в адрес Майер Н.А. направлено уведомление об имеющихся вариантах жилых помещений муниципальной собственности, свободных от заселения третьих лиц, расположенных в границах муниципального образования. Майер Н.А. предложено рассмотреть варианты свободных жилых помещений: 2-комнатную квартиру, общей площадью 51 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> 1-комнатную квартиру, общей площадью 33 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. (том 2 л.д. 82).

Согласно акта, составленного специалистами администрации Таштагольского муниципального района 13 мая 2017 года, от предложенных вариантов жилых помещений Майер Н.А. отказалась (том 1 л.д. 96- оборот, 97).

23 мая 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 26 июня 2017 года (том 1 л.д. 119).

На требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации по исполнению решений судов, 26 мая 2017 года администрацией Таштагольского муниципального района направлено сообщение, о том, что в 2017 году запланировано израсходовать 25 555 млн. рублей для приобретения 25 квартир по исполнению решений судов для обеспечения жильем детей-сирот (том 1 л.д. 121).

30 июня 2017 года Майер Н.А. обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Таштагольского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2015 года. Определением от 03 августа 2017 года заявление удовлетворено (л.д. 129-131 в гражданском деле №2-1929/2015). Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2017 года определение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 03 августа 2017 года отменено, в удовлетворении заявления Майер Н.А. об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 11 ноября 2015 года отказано (л. 146-150 в гражданском деле №2-1929/2015).

В последующем, судебным приставом-исполнителем устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа постановлениями: от 20 июля 2017 года со сроком для исполнения требований исполнительного документа до 21 августа 2017 года, от 05 октября 2017 года со сроком для исполнения требований до 17 ноября 2017 года, от 23 ноября 2017 года со сроком для исполнения требований до 29 декабря 2017 года, от 30 января 2018 года со сроком для исполнения требований исполнительного документа до 26 марта 2018 года (том 1 л.д. 123,125,133,135).

20 февраля 2018 года Администрацией Таштагольского муниципального района направлено обращение исполняющему обязанности Губернатора Кемеровской области с просьбой профинансировать приобретение четырех жилых помещений в сумме 6 548 591,7 рублей для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, в числе которых указана Майер Н.А. (том 1 л.д. 175).

06 апреля 2018 года Администрацией Таштагольского муниципального района на запрос МОСП по ОВИП УФССП России по КО направлено сообщение, из содержания которого следует, что исполнить решение суда не имеется возможности из-за отсутствия свободного жилья необходимой площадью, а также отсутствия финансовой возможности в бюджете муниципального образования (том 1 л.д. 91 оборот – 92).

24 апреля 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 21 июня 2018 года (том 1 л.д. 137).

10 июня 2018 года постановлением Главы Таштагольского муниципального района дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр многоквартирных жилых домов признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу в Таштагольском муниципальном районе после 01.01.2012.

22 июня 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 27 июля 2018 года (том 1 л.д. 145).

25 июня 2018 года должник предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 144).

25 июня 2018 года и 29 июня 2018 года администрацией Таштагольского муниципального района судебному приставу-исполнителю направлены сообщения, из которых следует, что в реестре многоквартирных домов признанных аварийными после 01.01.2012 значится 65 многоквартирных домов, расселение которых будет производиться после продления программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов расходы на исполнение решений судов о предоставлении жилья детям - сиротам, инвалидам и другим категориям граждан не запланированы (том 1 л.д. 139-143, 154).

30 июля 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 27 сентября 2018 года (том 1 л.д. 148).

28 августа 2018 года администрация Таштагольского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с заявлением о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам (л.д. 154-158 в гражданском деле №2-1929/2015), в удовлетворении которого 11 сентября 2018 года отказано определением, оставленным апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 ноября 2018 года без изменения (л.д. 170 - 172, 199-202 в гражданском деле №2-1929/2015).

24 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол №516 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (том 1 л.д. 164).

15 октября 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 28 декабря 2018 года (том 1 л.д. 176).

Судебным приставом-исполнителем должнику выставлено требование о необходимости исполнения решения суда в 7-дневный срок, которое получено последним 17.10.2018 года (том 1 л.д. 177).

17 октября 2018 года должник предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 178).

15 января 2019 года и 04 марта 2019 года постановлениями судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 01 марта 2019 года и до 15 апреля 2019 года соответственно (том 1 л.д. 179, 180).

13 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол № 118 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (том 1 л.д. 181).

16 апреля 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 03 июня 2019 года (том 1 л.д. 182).

29 апреля 2019 года между Администрацией Таштагольского муниципального округа и Министерством строительства заключен договор №49/2019/03 «О предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (том 2 л.д. 133 – 136, 45 - 47).

11 июня 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 05 августа 2019 года (том 1 л.д. 147).

28 июня 2019 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол №359 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (том 1 л.д. 146).

18 июля 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 16 сентября 2019 года (том 1 л.д. 185).

23 июля 2019 года Администрацией Таштагольского муниципального района в адрес Майер Н.А. направлено уведомление о наличии освободившегося жилого помещения муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 58 кв.м. (том 2 л.д. 78 - 80)

Согласно акта, составленного специалистами администрации Таштагольского муниципального района 29 июля 2019 года, от предложенного варианта жилого помещения Майер Н.А. отказалась (том 2 л.д. 84).

09 октября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 06 декабря 2019 года (том 1 л.д. 186).

26 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол №804 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (том 1 л.д. 187).

27 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 16 марта 2020 года (том 1 л.д. 188).

11 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника вынесено постановление №8056/19/42034-АП о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (том 2 л.д. 33-34).

17 марта 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 07 мая 2020 года (том 2 л.д. 48).

30 марта 2020 года и 29 апреля 2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлены протоколы №214 и №237 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (том 1 л.д. 190, 194).

08 мая 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 01 июля 2020 года (том 2 л.д. 49).

На требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов, 08 мая 2020 года администрацией Таштагольского муниципального района направлено сообщение о том, что переселение граждан из аварийного жилого фонда, в том числе Майер Н.А., планируется в 2020 году, в первой половине 2021 года (том 1 л.д. 195-196).

14 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника вынесено постановление № 8334/20/42034-АП о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (том 2 л.д. 37-38).

15 июня 2020 года Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на требование судебного пристава-исполнителя сообщила, что администрацией Таштагольского муниципального района в рамках реализации этапа 2019-2020 гг. «Программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» заключены 2 соглашения с собственниками на предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения, в том числе с собственником квартиры в доме по адресу: <адрес><адрес>, расселение остальных аварийных домов будет производиться путем приобретения жилых помещений в новых строящихся домах (том 2 л.д. 40-41).

02 июля 2020 года, а затем 03 сентября 2020 года постановлениями судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 01 сентября 2020 года и 02 ноября 2020 года соответственно (том 2 л.д. 50, 51).

17 сентября 2020 года между Администрацией Таштагольского муниципального района в лице Главы Таштагольского муниципального района и Муниципальным унитарным предприятием «Управление развития жилищного комплекса» Таштагольского муниципального района заключен муниципальный контракт № 111_88416 на приобретение жилых помещений, одно из которых общей площадью 94,5 кв.м., в строящемся доме по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 61-77).

09 ноября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 31 декабря 2020 года (том 2 л.д. 52).

26 ноября 2020 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (том 2 л.д.140 – 141).

Жилое помещение, площадью 94,5 кв.м., приобретенное в рамках муниципального контракта № 111_88416, 14 декабря 2020 года поступило в муниципальную собственность (том 3 л.д. 192).

Сведения о заключении договора социального найма указанного жилого помещения с Майер Н.А. суду не представлены, исполнительное производство до настоящего времени не окончено, судебный акт не исполнен.

Таким образом, продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области - 22 сентября 2016 года до даты обращения в суд (31 августа 2020 года – штамп почтового отделения на конверте) составила 3 года 11 месяцев 9 дней, с учетом срока для добровольного исполнения - 2 месяца; исчисляемая из даты первоначального поступления исполнительного документа в МОСП - 29 декабря 2015 года, 4 года 8 месяцев 2 дня. Общий срок с даты вступления в законную силу судебного акта до даты обращения административного истца с настоящим иском в суд составил 4 года 8 месяцев 14 дней.

Доказательств того, что длительность неисполнения судебного акта имела место по причинам, зависящим от административного истца, не представлено.

Также суд приходит к выводу о том, что со стороны суда и службы судебных приставов не допущено каких-либо действий, бездействия, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда, исполнительный лист выдан судом своевременно; судебным приставом-исполнителем также своевременно возбуждено исполнительное производство, с должника взыскан исполнительский сбор, должник неоднократно предупрежден судебным приставом - исполнителем об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также привлекался к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Административным ответчиком - администрацией Таштагольского муниципального района не предоставлено каких-либо достаточных либо допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения судебного акта вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда.

Направление в адрес административного истца предложений о заключении договора социального найма жилых помещений в ином населенном пункте, нежели это установлено решением суда, либо меньшей площадью не свидетельствует о принятии администрацией Таштагольского муниципального района надлежащих мер по исполнению решения суда.

Также суд не может признать обоснованными доводы административного ответчика о принятии мер к исполнению решения суда в виде предложения взыскателю в ходе телефонного разговора произвести осмотр муниципальной квартиры во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в <адрес> от которого последняя отказалась (том 2 л.д. 193).

Из материалов дела следует, что уведомление об осмотре указанного жилого помещения административному истцу не направлялось, пояснительная записка, составленная 15 декабря 2020 года в ходе телефонного разговора (том 2 л.д. 193), надлежащим доказательством такого уведомления не является и не может рассматриваться в качестве доказательства воспрепятствования взыскателем исполнению решения суда.

В равной степени не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда отсутствие свободных жилых помещений на территории муниципального образования либо недостаточность денежных средств на приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, поскольку исполнение решения является гарантией защиты прав граждан на жилище.

Соответственно, данные доводы суд не может принять в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 46, 47, 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Принимая во внимание специфику предмета исполнительного производства, степень сложности исполнения, весь комплекс мер, принятых администрацией Таштагольского муниципального района, на которую возложена обязанность по исполнению судебного акта, суд приходит к выводу о том, что в целом срок исполнения нельзя признать отвечающим требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия администрации Таштагольского муниципального района не являются в полной мере достаточными и эффективными в целях своевременного исполнения судебного акта.

С учетом изложенного, административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца (право на жилище и достойные условия проживания). Вместе с тем, суд считает, что сумма требуемой компенсации существенно завышена. С учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд полагает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию в размере 60 000 рублей. В остальной части требования административного истца суд признает чрезмерными.

В силу требований статьи 4 Закона о компенсации, компенсация в данном случае присуждается за счет средств местного бюджета, судебное решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (абзац 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно п. 4.1.2 пп. 21 Положения о финансовом управлении по Таштагольскому району, утвержденного Приказом Министерства финансов Кузбасса № 117 от 15.07.2020, п. 2.1 пп. 21 Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 07 августа 2020 года, финансовое управление по Таштагольскому району осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета (том 2 л.д. 103 -107, 109 - 117).

Таким образом, решение по настоящему делу подлежит исполнению Финансовым управлением по Таштагольскому району за счет средств бюджета муниципального образования «Таштагольский муниципальный район».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Майер Натальей Анатольевной административные исковые требования удовлетворить частично.

Присудить Майер Наталье Анатольевне ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес><адрес><адрес>, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, перечислив их на счет , открытый на её имя в Кемеровском отделении ПАО Сбербанк.

Решение подлежит исполнению финансовым управлением по Таштагольскому району за счет средств бюджета муниципального образования «Таштагольского муниципального района».

Решение суда о присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2020 года.