РЕШЕНИЕ
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2016 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Воейкова А.А.,
при секретаре – Русановой О.М.,
с участием прокурора - Щукиной Е.И.,
представителей административного истца: ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» - Никитина Е.И., Варзина В.А.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующим постановления главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18.12.2015 № 372, в части
у с т а н о в и л:
ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обратилось в суд с административным иском к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области (далее ГУ «РЭК») о признании недействующим - постановления от 18.12.2015 № 372 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», в части установления тарифов на тепловую энергию на период с 1 июля 2016 года, указанных в приложениях № 1, № 2, № 4.
В обоснование своих требований указало, что размер необходимой валовой выручки ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», как поставщика тепловой энергии, в силу положений действующего законодательства непосредственным образом влияет на расчет и установление тарифов.
18 декабря 2015 года ГУ «РЭК» принято оспариваемое постановление, но тарифы в названных разделах установлены неправильно (занижены), поскольку ГУ РЭК при их расчете занизил валовую выручку ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», то есть не включил:
- денежную величину «Дельта Рез», связанную с деятельностью ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» за 2012-2013 года (эта величина «Дельта Рез» также именуется - результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования);
- расчетную предпринимательскую прибыль.
ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» считает, что в оспариваемой части постановление незаконно, так как занижение валовой выручки противоречит требованиям Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», «Основами ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжении», «Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденным приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э.
ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» просило удовлетворить заявленные требования, так как оспариваемые акты не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца, как теплоснабжающей организации.
Представитель ГУ «РЭК» заявленные требования не признал и пояснил, что не имелось правовых оснований для включения в полном размере денежной величины «Дельта Рез» за 2012-2013 года и расчетной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», поэтому оспариваемые нормы не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд, выслушав представителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», представителя ГУ «РЭК», исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить административный иск, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу п.3 ст.8 ФЗ «О теплоснабжении», подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области правительство Рязанской области формирует исполнительные органы государственной власти Рязанской области.
Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области действует в соответствии с Положением о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 «Об утверждении положения о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» и является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.
Суд считает, что в силу данных норм к компетенции ГУ «РЭК» относится принятие нормативных актов - постановлений, связанных с установлением, изменением тарифов на тепловую энергию для потребителей.
ГУ «РЭК» принято постановление от 18.12.2015 № 372 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», приложениями № 1, № 2 и № 4 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на период с 1 июля 2016 года.
Данное постановление опубликовано в газете «Рязанские ведомости» № 246-247 (5040-5041) от 31 декабря 2015 года.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, установленными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010, среди которых: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, а также повышение их экономической и энергетической эффективности.
В силу ч.2 ст.9 федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ до 1 января 2016 года должен быть осуществлен переход к регулированию тарифов на тепловую энергию на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, с 2014 года регулирование тарифов для ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода – «индексации установленных тарифов». Первый долгосрочный период регулирования составляет три года (2014-2016 года).
В силу пункта 71 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения» при расчете тарифов с применением метода индексации учитывается необходимая валовая выручка регулируемой организации.
В соответствии с пунктами 35, 42 «Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, в состав необходимой валовой выручки первого долгосрочного периода регулирования (2014-2016 года) включается величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования («Дельта Рез» за 2012-2013 года).
В силу этих норм в состав необходимой валовой выручки ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» за 2014-2016 года подлежит включению «Дельта Рез» за 2012 и 2013 года.
Расчетная величина «Дельта Рез» за 2012-2013 года составила 116819,7 тысяч рублей, из них не возмещенный остаток к 2016 году составил <данные изъяты> (экспертным заключением от 16 декабря 2015 года и сторонами не оспаривалась, что эта величина признана экономически обоснованной).
Согласно выписке из протокола заседания Правления ГУ «РЭК» от 18 декабря 2015 года «Дельта Рез» за 2012 год включена в состав тарифов на 2016 год частично в сумме <данные изъяты>, остаток 2012-2013 годов в размере <данные изъяты> подлежит возмещению в последующий период регулирования – 2017 год.
Суд считает, что такой расчет тарифа, отраженный в оспариваемом постановлении ГУ «РЭК», является незаконным, поскольку противоречит названным выше правовым нормам о необходимости включения величины «Дельта Рез» за 2012-2013 года в расчет необходимой валовой выручки ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в первом долгосрочном периоде регулирования тарифов – 2014-2016 года. Включение этих величин «Дельта Рез» в состав тарифов на следующий, пятилетний долгосрочный период регулирования 2017-2021 годов законом не предусмотрено.
Ссылка административного ответчика на пункт 13 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения» о возможности возмещении экономически обоснованных расходов в течение 3-х лет, поэтому указанные величины «Дельта Рез» 2012-2013 года возмещаются в последующий период регулирования – 2017 года, является необоснованной, поскольку данный пункт 13 является общей правовой нормой, регулирующей вопросы возмещения экономически обоснованных расходов, тогда как пункты 35, 42 Методических указаний являются специальными нормами, регулирующими отношения по включению величины «Дельта Рез» именно в первый долгосрочный период регулирования.
Более того, не включение «Дельта Рез» за 2012 год в состав необходимой валовой выручки 2016 года прямо противоречит не только положениям пунктов 35, 42 Методических указаний, но и пункта 13 Основ ценообразования, так как «Дельта Рез» за 2012 год к валовой выручке 2016 года является не 3-им, а 4-ым годом.
С 14 октября 2015 года пункт 71 Основ ценообразования действует в новой редакции (постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1055), установившей такое понятие как – «расчетная предпринимательскую прибыль регулируемой организации», подлежащей учету при расчете валовой выручки (тарифов).
ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» 19 ноября 2015 года направила в ГУ «РЭК» скорректированный расчет тарифов и дополнительные материалы, указав на необходимость учета в тарифах «расчетной предпринимательской прибыли».
Однако, ГУ «РЭК» принял оспариваемое постановление без учета «расчетной предпринимательской прибыли».
Суд считает, что ГУ «РЭК», рассматривая предложения ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» об установлении тарифов на тепловую энергию на период с 1 июля 2016 года, следовало рассчитать необходимую валовую выручку с учетом расчетной предпринимательской прибыли ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ», поскольку принимая решение об установлении тарифов 18 декабря 2015 года ГУ «РЭК» обязано было руководствоваться вступившими в силу изменениями законодательства, в которых заложена необходимость учета «расчетной предпринимательской прибыли» при определении необходимой валовой выручки, а соответственно и тарифов.
Представитель ГУ «РЭК» в суде пояснил, что в силу требований пункта 13 «Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» до 1 мая 2015 года была обязана представить в ГУ РЭК предложение (с материалами) об установлении цен (тарифов). Такое предложение поступило 29 апреля 2015 года, в котором отсутствовали положения о расчетной предпринимательской прибыли. Это предложение рассмотрено, с вынесением ГУ РЭК постановления от 18 декабря 2015 года №372, названные нормативные акты не предусматривают предоставление регулируемой организацией после 1 мая 2015 года скорректированных расчетов тарифов и дополнительных материалов.
Данный довод суд считает несостоятельным, поскольку названные изменения пункта 71 Основ ценообразования предоставили ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» право на предоставление скорректированных расчетов и документов, связанных с расчетной предпринимательской прибылью.
Другим доводом ГУ «РЭК» является то, что при определении тарифов с учетом названных величин «Дельта Рез» за 2012-2013 года или расчетной предпринимательской прибыли произойдет превышение предельного уровня тарифов на тепловую энергию, утвержденного приказом ФАС России от 12.11.2015 № 1086/15.
Суд считает, что этот довод также не влечет отказа в удовлетворении административного иска, поскольку пунктами 40 и 41 «Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» установлено право ГУ «РЭК» на обращение в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для согласования решения об установлении тарифов на тепловую энергию выше максимального уровня.
Приказом ФСТ России от 3 апреля 2013 года №79 установлен перечень критериев согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, превышающих предельно максимальный уровень тарифов на тепловую энергию.
Одним из критериев является необходимость возмещения обоснованных расходов, которые несет регулируемая организация для осуществления регулируемой деятельности (абзацы 1, 2 пункта 4 Приказа).
При наличии указанного критерия ГУ «РЭК» следовало обратиться в названный федеральный орган для согласования установления тарифов на тепловую энергию ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» выше установленного предельно максимального уровня, но оно этого не сделало.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что оспариваемые цены (тарифы) на тепловую энергию для потребителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» следует признать экономически необоснованными и не соответствующими требованиям статей 7, 9 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года, другим, названным выше, нормативным актам, принятым во исполнение этого закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большему юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление в части разделов приложений № 1, № 2, № 4, устанавливающего тарифы на тепловую энергию на период с 1 июля 2016 года, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому административный иск подлежит удовлетворению.
Рассматривая вопрос о моменте признания недействующим оспариваемого нормативного акта, суд исходит из следующего - согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет определенный срок действия (с 1 июля 2016 года до очередного периода), а также то, что на момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела судом первой инстанции срок платежей по установленным тарифам не наступил, то признание обжалуемых положений недействующими со дня введения в действие (вступления в силу) названного постановления – 1 января 2016 года, будет способствовать защите прав и законных интересов как административного истца, так и неопределенного круга лиц.
В административном иске ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», руководствуясь ч.4 ст.216 КАС РФ, просило обязать ГУ «РЭК» принять новый нормативный акт об установлении новых тарифов в указанной части, но в ходе рассмотрения дела представители административного истца не давали пояснений в этой части.
В силу положений ч.4 ст.216 КАС РФ о праве суда на разрешение данного вопроса, суд считает, что названная необходимость отсутствует.
При подаче административного иска ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» уплатила государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца следует взыскать <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующим постановления главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18.12.2015 № 372, в части - удовлетворить.
Признать не действующим постановление Главного управления «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области от 18.12.2015 № 372 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», в части разделов приложений № 1, № 2, № 4, устанавливающих тарифы на тепловую энергию на период с 1 июля 2016 года, со дня введения в действие данного постановления.
Взыскать с Главного управления «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области в пользу ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете «Рязанские ведомости» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Рязанский областной суд.
Судья: