ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/17 от 17.05.2017 Томского областного суда (Томская область)


№3а-44/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2017 года

Томский областной суд в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

при секретаре Петлиной М.В.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации г. Томска ФИО2, действующей на основании доверенности от 20.10.2016,

представителя административного ответчика Департамента финансов администрации г. Томска ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.05.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счёт средств местного бюджета,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, просила суд взыскать с администрации г. Томска за счёт средств местного бюджета в свою пользу соответствующую компенсацию в размере 1500000 рублей.

В обоснование заявленных требований в письменном заявлении и в пояснениях суду указала, что 15 сентября 2016 года Советским районным судом г. Томска по делу № 2-2719/2016 было принято решение об обязании администрации г. Томска предоставить ей по договору найма жилого помещения благоустроенное специализированное жилое помещение на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25,0 кв. м.

Несмотря на то, что исполнительное производство по исполнению данного решения возбуждено 31.10.2016, до настоящего времени квартира ей не предоставлена, что нарушает её права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Полагает, что хотя должником предпринимались определённые меры по исполнению решения, однако они не являлись достаточными, своевременными и эффективными, отсутствие у должника жилья и денежных средств на его приобретение не является уважительными причинами неисполнения судебного акта, срок исполнения в данном случае не является разумным. Ожидала, что решение суда о предоставлении ей квартиры будет исполнено в месячный срок.

Полагала, что вправе требовать спорную компенсацию, поскольку с 15 лет после выхода из детского дома проживает на съёмных квартирах, несёт затраты на их оплату.

Интересы муниципального образования «Город Томск» в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» по настоящему делу представляют администрация г. Томска, Департамент финансов администрации города Томска.

В судебном заседании администрация города Томска в лице представителя ФИО2 исковые требования не признала, пояснила суду как устно, так и в письменных отзывах, что при исполнении решения Советского районного суда г, Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016 имели место обстоятельства непредотвратимого и чрезвычайного характера, не позволившие исполнить судебный акт в кратчайшие сроки.

Администрация г. Томска, приобретая жилые помещения для муниципальных нужд, обязана была руководствоваться бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Нормы последнего предусматривают соблюдение процедуры приобретения жилых помещений только посредством проведения аукционов, чему предшествует работа по составлению планов, планов- графиков, проектной документации. Для проведения аукциона также требуется время для размещения извещений о поведении аукциона, соблюдения срока на подачу заявок, заключения контракта.

Кроме того, на срок исполнения решения суда в рассматриваемом случае повлияли увеличение стоимости 1 кв. м жилого помещения на территории муниципального образования «Город Томск» в целях расчёта лимитов выделяемых Томской областью на соответствующие цели бюджетных средств, отсутствие заявок на аукционе, объявленном в мае 2017 года, по приобретению жилого помещения в целях дальнейшего его предоставления ФИО1, изменение кода вида расходов на соответствующие цели решением Думы города Томска от 04.07.2017.

Представитель Департамента финансов администрации города Томска ФИО3 иск не признала, в письменных и устных пояснениях суду указала, что финансирование расходов на приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления им гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счёт средств областного бюджета.

В рассматриваемом случае заявка на предоставление денежных средств для исполнения решения суда о предоставлении ФИО1 жилья была направлена в Департамент по вопросам семьи и детства Томской области своевременно, однако поступление денежных средств после 11.11.2016 сделало невозможным проведение электронного аукциона в соответствующих целях в 2016 году, поскольку все аукционы на сумму контракта до 3000000 рублей подлежали объявлению в срок не позднее указанной даты. В последующем денежные средства были возвращены как неизрасходованные в областной бюджет, подтверждена их потребность в 2017 году. В 2017 году на сроки выполнения решения суда повлияли обстоятельства, перечисленные представителем администрации города Томска, в связи с чем решение суда невозможно было исполнить своевременно по объективным причинам.

По итогам проведения электронного аукциона 11.09.2017 определён продавец. 29.09.2017 по итогам согласования с Департаментом семьи и детей Томской области, в связи с отказом другого лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от предложенной квартиры, решён вопрос о предоставлении ФИО1 во исполнение судебного решения однокомнатной благоустроенной квартиры по договору найма специализированного жилого помещения по адресу: /__/.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебный пристав –исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, Департамент по вопросам семьи и детства Томской области извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились. Суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В письменных отзывах указанные лица изложили сведения о последовательности выполнения действий, совершённых администрацией г. Томска, Департаментом по вопросам семьи и детства Томской области, судебным приставом-исполнителем по исполнению судебного решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующим выводам.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что решением Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 на администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить ФИО1 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25,0 кв. м.

Этим же решением суд обязал администрацию Ленинского района г. Томска включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

В целях развития и обеспечения приведённых конституционных и международных норм Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о компенсации (в редакции Федеральных законов от 29.06.2015 № 190-ФЗ, от 19.12.2016 № 450-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить, в том числе, иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 2,3 указанной нормы компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом обстоятельств достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов (подпункт 4); общей продолжительности судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта (подпункт 5).

В силу разъяснений пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума) компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта (пункт 40).

Таким образом, юридически значимыми по делу являются обстоятельства эффективности и достаточности действий администрации г.Томска по выполнению всех необходимых процедур в целях предоставления ФИО1 жилого помещения, а также общая продолжительность исполнения судебного акта.

Из дела следует, что решение Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016 вступило в законную силу 21.10.2016.

21.10.2016 в Советский районный суд г. Томска поступило заявление ФИО1 о выдаче исполнительного листа, который был выдан 21.10.2016 за № 008137009 и получен ФИО1 27.10.2016.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

27.10.2016 ФИО1 обратилась в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области с заявлением о принятии к исполнению данного исполнительного листа.

31.10.2016, то есть в срок, установленный пунктом 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве ( с учётом выходных дней) судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УССП России по Томской области, возбуждено исполнительное производство № 74589/16/70024-ИП в отношении должника - администрации г. Томска на предмет исполнения судебного акта о предоставлении ФИО1 жилого помещения. Копия данного постановления поступила в Контрольное управление администрации г. Томска в тот же день, 31.10.2016.

По правилу, установленному в статье 36 Закона об исполнительном производстве, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Пунктом 19 постановления Пленума разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5).

С учётом того, что решение суда в данном случае было принято по иску к публично-правовому образованию - администрации г. Томска, срок исполнения решения составлял 3 месяца с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должником и истёк 31.01.2017.

В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Пояснениями представителей Департамента финансов администрации г. Томска, администрации г. Томска, письменными доказательствами в ходе судебного разбирательства нашли своё подтверждение факты того, что администрацией г. Томска как должником были предприняты следующие меры по исполнению решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и не отнесено к вопросам местного значения.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (далее- Закон 188-ОЗ) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделяются администрации поселений и городских округов Томской области (статья 1).

При этом исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций (статья 2).

В соответствии со статьёй 6 Закона 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций:

бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями;

бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций (часть 1).

Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов (часть 2).

Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону (часть 3). При этом для расчета размера такой субвенции на очередной финансовый год в части расходов на приобретение жилых помещений учитывается численность детей соответствующих категорий, у которых право на предоставление жилых помещений возникло до начала текущего финансового года, а также возникнет в текущем и очередном финансовых годах, и состоящих в Списках детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (приложение 1).

Поскольку ФИО1 во внесудебном порядке не была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», на обеспечение её жилым помещением в сводной бюджетной росписи муниципального образования «Город Томск» на 2016 год денежных средств не могло быть предусмотрено. Следовательно, администрация г. Томска была лишена возможности исполнить решение Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016 за счёт средств субвенций, выделенных субъектом Российской Федерации на период 2016 года.

Решением Думы города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов» утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «Город Томск», в соответствии с которой исполнение судебных актов (по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа) финансируется только за счёт средств областного бюджета.

Финансирование тех же расходов предусмотрено аналогичным образом бюджетом муниципального образования «Город Томск» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, утверждённым решением Думы города Томска № 422 от 06.12.2016.

Постановлением Администрации Томской области от 26.04.2012 № 163а в соответствии с законами Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 28.12.2010 № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов» утверждён Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В соответствии с пунктом 2 данного Порядка межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Томской области в соответствии со сводной бюджетной росписью по ходатайствам муниципальных районов и городских округов Томской области с приложением копий следующих документов, подтверждающих потребность в межбюджетных трансфертах:

-копии вступившего в законную силу решения суда,

-копии постановления Главы поселения (городского округа) об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

-копии правового акта органа местного самоуправления поселения (городского округа) об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения (в случае если в решении суда не прописана норма предоставления жилого помещения).

Ходатайства с указанным перечнем документов, подтверждающих потребность в межбюджетных трансфертах, направляются в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Администрация г. Томска как орган, наделённый государственными полномочиями по обеспечению ФИО1 жилым помещением, и должник по исполнительному производству, а также главный распорядитель бюджетных средств обязана была таким образом в целях исполнения судебного решения обратиться с ходатайством о выделении в 2016 финансовом году денежных средств на приобретение квартиры для предоставления её ФИО1

Материалы дела свидетельствуют о том, что представитель администрации г. Томска получив копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу 24.10.2016, ещё до поступления копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику - 28.10.2018 обратился в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (далее- Департамент) с заявлением о выделении денежных средств на исполнение решения Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016.

Денежные средства на соответствующие цели выделены Департаментом 17.11.2016 в виде лимитов бюджетных обязательств в сумме 1452500,00 рублей, что подтверждается письмом от того же числа. Предоставление соответствующего межбюджетного трансферта было запланировано на 4 квартал 2016 года.

Вместе с тем реализация выделенного межбюджетного трансферта требовала от администрации г. Томска соблюдения положений Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе закупок), которым регламентированы действия муниципальных и государственных заказчиков по закупкам для муниципальных и государственных нужд как по последовательности их совершения, так и по срокам.

В соответствии с данным Законом проведение закупок для муниципальных нужд предполагает их планирование (ст. 16), обоснование (ст. 18), нормирование (ст. 19), определение исполнителя конкурентным способом (ст. 24), оценку заявок и предложений участников закупки (ст. 32), заключение контракта (ст. 34), определение исполнителя работы (ст. ст. 48 - 93), исполнение контракта (ст. 94).

Исполнение всех перечисленных процедур является обязательным и требует времени.

С учётом распоряжения администрации города Томска № 1108 от 30.09.2016 «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг в 2016 году и об отмене отдельных распоряжений администрации Города Томска» закупку во исполнение решения Советского районного суда г. Томска необходимо было произвести в форме электронного аукциона, для чего извещение о проведении конкурсных процедур для размещения в единой информационной системе в сфере закупок должно было быть направлено в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации города Томска не позднее 11.11.2016.

В связи с тем, что уведомление Департамента о предоставлении межбюджетного трансферта на исполнение судебного решения по ФИО1 поступило 17.11.2016, администрация г. Томска была объективно лишена возможности провести закупку в целях выполнения решения суда в 2016 году.

В силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В полном соответствии с указанной нормой неиспользованные в 2016 году на закупку квартиры для ФИО1 денежные средства были возвращены администрацией г. Томска в адрес Департамента в установленный срок 20.01.2017, что подтверждается Уведомлениями по расчёту между бюджетами № 7 и № 8 от 20.01.2017.

24.01.2017 администрацией г. Томска была оформлена заявка на возврат данных средств за № 7.

Между тем 16.02.2017 на основании проведённого мониторинга цен в соответствии с информацией, представленной ООО «Бюро оценки «ТОККО» 13.02.2017, распоряжением администрации г. Томска № р117 была установлена расчётная стоимость 1 кв. м жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в 58500 рублей за 1 кв. м, что превысило ранее установленный распоряжением от 19.07.2016 № р 799 показатель ( 58100 рублей).

Соответствующие действия администрации г. Томска явились результатом мониторинга цен на жильё в г. Томске посредством получения информационных услуг по полугодовому предоставлению прогнозной информации во исполнение пункта 4 части 1, части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе закупок, которыми установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую 100000 рублей, контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.

Закупка жилья в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не отнесена к случаям, предусмотренным частью 3 указанной нормы, при которых документальное оформление отчёта не требуется, что обязывало администрацию г. Томска при цене контракта свыше 100000 рублей предусматривать перед объявлением аукциона случай закупки у единственного поставщика, и как следствие обосновывать цену муниципального контракта, заключаемого по результатам такого аукциона.

Данное обстоятельство повлекло необходимость обращения администрации г. Томска в Департамент с просьбой выделить дополнительные денежные средства для исполнения решения суда, о чём администрацией г. Томска 10.03.2017 в адрес Департамента направлено письмо за № 1497.

Необходимые денежные средства были выделены Департаментом 14.04.2017, что следует из письма от того же числа за № 58-02-0693, уведомления по расчётам между бюджетами от 14.04.2017 № 4446, справки № 18 об изменении Департаментом росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств от 14.04.2017.

В соответствии с требованиями статей 16, 17, 21 Закона о контрактной системе закупок такая необходимая стадия контрактной системы закупок как планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Изменение лимита бюджетных ассигнований на приобретение жилья ФИО1 потребовало от администрации г. Томска внесения изменений в план-график закупок, формируемый в соответствии с планами закупок и содержащий перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. Данные действия являлись необходимыми, поскольку план-график закупок в силу действующего законодательства о системе закупок для государственных и муниципальных нужд является основанием для их осуществления.

25.04.2017 администрацией г. Томска начата работа по внесению таких изменений в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2017 год, что подтвердилось письмом комитета по жилищной политике администрации г. Томска в адрес председателя комитета по бухгалтерскому учёту, главному бухгалтеру администрации города Томска за № 426 с приложением изменений, которые были внесены в план-график 03.05.2017.

После утверждения изменений плана-графика 24.05.2017 администрацией г. Томска в установленном порядке размещено извещение о проведении электронного аукциона с определением периода приёма заявок с 24.05.2017 по 01.06.2017.

Электронный аукцион признан несостоявшимся, что подтвердилось протоколом заседания комиссии от 02.06.2017.

В силу части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе закупок в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, настоящего Федерального закона, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

04.07.2017 решением Думы города Томска от 04.07.2017 № 575 «О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 06.12.2016 № 422 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» код вида расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений изменён с 323 на 412 в рамках государственной программы «Детство под защитой».

Изменение данного кода обязало администрацию города Томска для осуществления закупки в целях выполнения решения суда о предоставлении ФИО1 квартиры внести изменения как в план закупок, так и в план – график, поскольку указанные документы в соответствии с положениями статей 16,17,21 Закона о контрактной системе закупок в обязательном порядке должны содержать идентификационный код закупки, формируемый с учётом кода бюджетной классификации (пункт 5 Приказа Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки»).

Из материалов дела следует, что такие изменения в план закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 финансовый год и на плановый период 2018-2019 годов были внесены в установленном порядке 09.08.2017, а в план-график - 10.08.2017.

22.08.2017 был объявлен электронный аукцион в целях приобретения благоустроенных жилых помещений в г. Томске со сроком подачи заявок до 07.09.2017, по итогам которого подана единственная заявка, в связи с чем протоколом комиссии от 11.09.2017 аукцион признан состоявшимся.

Распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска № 1389 от 26.09.2017 ФИО1 предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира общей площадью 25,5 кв. м по адресу: /__/.

Оценивая совокупность представленных суду доказательств, суд пришёл к выводу о том, что действия администрации г. Томска по исполнению решения Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 о предоставлении истице жилого помещения в период с 28.10.2016 по настоящее время являются достаточными и эффективными, поскольку с учётом необходимости соблюдения Бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд представляли собой непрерывную, последовательную, своевременную деятельность, направленную на исполнение судебного решения.

Кроме того, в периоды времени за пределами срока, установленного для исполнения решения суда о предоставлении ФИО1 жилья в соответствии с требованиями бюджетного законодательства (после 31.01.2017) - с 01.02.2017 по 10.03.2017, с 14.04.2017 по 24.05.2015, с 03.06.2017 по 22.08.2017 - необоснованного бездействия со стороны администрации г. Томска не допускалось.

Данные периоды образовались между совершением действий по получению необходимых средств для исполнения судебного акта из областного бюджета Томской области, объявлением электронных аукционов, и их длительность обусловлена рядом причин как зависящих так и не зависящих от администрации г. Томска. К числу последних следует отнести увеличение стоимости 1 кв. м жилого помещения на территории муниципального образования «Город Томск» в первом квартале 2017 года, отсутствие заявок на участие в электронном аукционе, объявленном 24.05.2017, внесение изменений в решение Думы города Томска от 06.12.2016 № 422 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2017 и плановый период 2018-2019 годов».

В связи с перечисленными событиями администрация г. Томска обязана была для организации аукционов в целях исполнения решения суда запрашивать дополнительные денежные средства, вносить изменения в план –график закупок на 2017 год, что было выполнено в мае 2017 года, в план закупок и план-график закупок на 2017 год, что было выполнено в июле-августе 2017 года, а также готовить документацию значительного объёма для объявления аукционов 24.05.2017 и 22.08.2017. Все перечисленные периоды времени были использованы администрацией г. Томска для выполнения необходимых организационных мероприятий, без проведения которых дальнейшее исполнение решения было невозможно.

По своей продолжительности данные периоды с учётом объёма и характера выполненной работы следует признать разумными.

Согласно разъяснениям пункта 55 постановления Пленума при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

С учётом приведённых разъяснений, принимая во внимание, что исполнительное производство № 74589/16/70024-ИП не окончено, на момент обращения ФИО1 в Томский областной суд общий срок выполнения решения Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 составил 9 месяцев 10 дней (с 31.10.2016 по 10.08.2017), просрочка исполнения - 6 месяцев 10 дней, а на день вынесения решения - 11 месяцев 2 дня и 8 месяцев 2 дня соответственно.

Между тем, принимая во внимание достаточность и эффективность действий администрации г. Томска, нарушение сроков исполнения судебного акта со стороны администрации г. Томска на 6 месяцев 10 дней на момент обращения ФИО1 в суд с настоящим административным иском и на 8 месяцев и 2 дня на момент вынесения решения по иску, нельзя рассматривать как лишающее ФИО1 права на судебную защиту в форме исполнения судебного решения.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Из материалов дела следует, что обращение ФИО1 в суд с настоящим иском последовало в максимально ранний период, возможный для такого обращения, поскольку срок для исполнения судебного акта истёк 31.01.2017.

При этом суд также учитывает, что ещё до подведения итогов электронного аукциона, объявленного 22.08.2017 - 31.08.2017 администрацией г. Томска было направлено в Департамент письмо с просьбой разрешить распределение квартиры № /__/ ФИО1 в связи с отказом от данной квартиры П. Предоставление указанной квартиры ФИО1 распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска № 1389 от 26.09.2017 стало возможным по итогам рассмотрения данной просьбы Департаментом 11.09.2017, что подтверждается письмом № 58-02-1778 от того же числа.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 не отрицала, что ей предложено заключить договор найма указанной однокомнатной квартиры, однако в настоящее время она, получив копию распоряжения Главы администрации Ленинского района г. Томска № 1389 от 26.09.2017, из содержания которой следует такое предложение, ещё не предприняла необходимых для заключения такого договора действий.

Из материалов дела следует, что ФИО1 исполнению решения Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016 не препятствовала, однако при указанных обстоятельствах дальнейшее документальное оформление отношений по найму жилого помещения и окончание исполнительного производства зависит также от действий самой ФИО1

С учётом изложенного суд не находит оснований для вывода о нарушении права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.

Также в силу пункта 7 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что такая компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.

Обращаясь в суд, ФИО1 мотивировала размер заявленной компенсации в 1500000 рублей преимущественно материальными затратами, связанными с необходимостью оплаты жилого помещения по договору найма, что недопустимо и указывает на необоснованность заявленных требований в части размера заявленной компенсации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании за счёт средств местного бюджета компенсации за нарушение права на исполнение решения Советского районного суда г. Томска от 15.09.2016 по делу № 2-2719/2016 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Томского областного суда через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Залевская Е.А.