ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/18 от 22.01.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-6/2019 (3а-44/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 22 января 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего – Кунгаа Т.В.,

при секретаре Донгак А.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва ФИО3, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 ноября 2014 года, вступившим в законную силу 9 апреля 2015 года, исковое заявление прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворено. Судом на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м. 22 января 2015 года судебным приставом-исполнителем в МОСП г. Кызыла РОВИП УФССП России по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу ФС от 29 декабря 2014 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва. До настоящего времени решение суда не исполнено. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, взыскать расходы по уплаченной ею государственной пошлине в размере ** рублей.

Определением суда от 27 декабря 2018 года в качестве заинтересованных лиц по административному делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и её представитель ФИО2 поддержали административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва по доверенности ФИО3 с административным иском не согласилась.

Представитель административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 ноября 2014 года, вступившим в законную силу 9 апреля 2015 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (МОСП г. Кызыла по РОВИП) 19 января 2015 года.

22 января 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить ФИО6 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

Судом установлено, что ФИО6 сменила имя на ФИО1, что подтверждается свидетельством о перемене имени от 3 октября 2016 г.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

Поскольку исполнительное производство возбуждено 22 января 2015 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 22 марта 2015 года.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (19 января 2015 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (19 декабря 2018 года), составила 3 года 11 месяцев.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22 января 2015 г. Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

11 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда, получено должником 12 февраля 2015 года.

17 февраля 2015 года от Министерства земельных и имущественных отношений поступило письмо, в котором оно просило отложить исполнение решения суда в связи с подготовкой в суд иска об отмене судебного акта в связи с тем, что в связи с внесением в законодательство изменений надлежащим ответчиком по делу является Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

8 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере ** рублей.

10 апреля 2015 года от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва поступило письмо, в котором сообщается об отсутствии свободных жилых помещений, о несоздании специализированного жилищного фонда.

24 ноября 2015 года вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отложении исполнительных действий в связи с подачей в суд заявления о замене стороны в исполнительном производстве.

В феврале, ноябре 2016 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника выносились требования об исполнении в установленный срок решения суда.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение в адрес должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Получено должником 7 марта 2017 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок исполнения решения суда - до 7 апреля 2017 года.

7 марта, 30 мая, 23 августа и 24 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника выносились требования об исполнении в установленный срок решения суда, которые должником получены 7 марта, 25 августа и 25 октября 2017 года.

30 мая, 28 сентября и 18 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение в адрес должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Получено должником.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику повторно направлено требование об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления требования.

15 февраля 2018 года судебным приставом – исполнителем в Министерство финансов Республики Тыва направлен запрос о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на 2016-2018 г.г.

15 февраля, 18 июня и 20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.

В апреле, мае, июне, июле, октябре 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления требования.

30 мая, 4 июля, 28 сентября и 18 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение в адрес должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Получено должником.

27 ноября 2018 года Министерством направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, в котором сообщается о том, что 15 ноября 2018 г. состоялось совещание по вопросу исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, рассматривается вопрос по передаче полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "ФИО7 и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "ФИО7 и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок следует признать установленным, а административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, стояла в очереди на получение жилого помещения с 2 февраля 2006 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в специализированном жилищном фонде, отсутствием строительства таких жилых помещений в связи с отсутствием финансирования, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, при этом срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также ФИО1 подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме ** рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по операции от 6 декабря 2018 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, а также ** рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО1, открытый в Красноярском отделении ** ПАО «Сбербанк» **, ИНН , БИК кор./счёт

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 28 января 2019 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа