ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/19 от 29.04.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-44/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «РегионСнабЭкспорт» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пункта 2691 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86, пункта 3933 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «РегионСнабЭкспорт» (далее также – административный истец, Общество) обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области в котором указало, что приказами Министерства от 26 июля 2017 года № 86 и от 26 декабря 2017 года № 161 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2017 год и на 2018 год.

В данные перечни включено принадлежащее на праве собственности ООО «РегионСнабЭкспорт» нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35, общей площадью 1119,4 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Административный истец указывает, что названный объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для отнесения его к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Объект не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. В здании отсутствуют централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Законных оснований для включения объекта в перечни по мотиву наличия в его наименовании в Едином государственном реестре недвижимости слова «административное» не имелось.

Общество в ноябре 2018 года обращалось в Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области с заявлением об исключении вышеуказанного здания из перечней, однако в принятии такого решения было отказано.

С учётом последующего уточнения заявленных требований, Общество просит суд признать недействующими со дня принятия пункт 2691 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли от 26 июля 2017 года № 86, пункт 3933 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли от 26 декабря 2017 года № 161. Административный истец также указал, что названные Перечни в оспариваемой части нарушают законные права и интересы Общества, которое ранее не осуществляло уплату налога на имущество организаций, применяя упрощённую систему налогообложения, и обязано в отношении вышеуказанного объекта недвижимости уплатить налог на имущество организаций за 2017 год в размере 390490 рублей, за 2018 год – 709998 рублей.

Определением суда от 12 апреля 2019 года произведена замена административного ответчика по настоящему административному делу - Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области на надлежащего административного ответчика - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области (далее также – административный ответчик).

В судебном заседании представитель ООО «РегионСнабЭкспорт» по доверенности – ФИО1 заявленные административным истцом уточнённые требования поддержала.

Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области - ФИО2 просила суд в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, настаивая на правомерности включения указанного объекта в Перечени, указывая, что объект с кадастровым номером 39:15:150844:35 подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из наименования и назначения указанного здания, как административного, а также вида разрешённого использования земельного участка, на котором оно находится.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ботвиной Л.В. о наличии оснований к удовлетворению административного иска, судебные прения, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Калининградской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введён Законом Калининградской области от 5 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год в оспариваемой редакции и Перечня на 2018 год) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год в оспариваемой редакции и Перечня на 2018 год) административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 5 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год в оспариваемой редакции, и Перечня на 2018 год), налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Следовательно, в силу вышеприведённых положений Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Калининградской области «О налоге на имущество организаций», включению в Перечень на 2017 год в оспариваемой редакции, и в Перечень на 2018 год, подлежали, в частности, административно-деловые центры - отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года № 254 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год в оспариваемой редакции, и Перечня на 2018 год) определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.

Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года № 111 определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.

Под пунктом 2691 в данный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35, принадлежащее ООО «РегионСнабЭкспорт» на праве собственности, общей площадью 1119,4 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

В дальнейшем, оспариваемым приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 ранее утверждённый Перечень фактически изложен в новой редакции. Нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35 включено в новую редакцию Перечня (далее – Перечень на 2017 год) также под № 2691, что подтверждается выпиской из приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 (л.д. 104).

Приказ Министерства от 26 июля 2017 года № 86, согласно положениям его пункта 5, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Приказ от 26 июля 2017 года № 86 размещён на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://minprom.gov39.ru) и направлен в налоговый орган.

Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161 определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее также – Перечень на 2018 год).

Согласно положениям его пункта 4, приказ Министерства от 26 декабря 2017 года № 161 в части определения Перечня на 2018 год вступил в силу с 1 января 2018 года.

Нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35, принадлежащее ООО «РегионСнабЭкспорт», в Перечень на 2018 год включено под пунктом 3933, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161 (л.д. 103).

Приказ Министерства от 26 декабря 2017 года № 161 размещён на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://minprom.gov39.ru) и направлен в налоговый орган.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административный ответчик доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения этого здания в Перечни, не представил.

Согласно пояснениям административного ответчика, основанием для включения принадлежащего административному истцу здания в Перечень на 2017 год и в Перечень на 2018 год явились содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о наименовании и назначении указанного здания, как административного, а также вид разрешённого использования земельного участка.

Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35, общей площадью 1119,4 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150844:14, площадью 14143 кв.м, принадлежащем ООО «РегионСнабЭкспорт» на праве собственности. Разрешённое использование данного земельного участка: «под существующие здания и сооружения складской базы, Для иных видов использования, характерных, для населённых пунктов», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 апреля 2019 года № КУВИ-001/2019-8920473 (л.д. 123-126). Согласно пояснениям административного истца, вид разрешённого использования земельного участка изменён в 2019 году. Ранее указанный земельный участок имел вид разрешённого использования: «под существующие здания и сооружения складской базы», что подтверждается копией свидетельства о праве собственности от 17 января 2013 года (л.д.61), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 февраля 2019 года № 99/2019/246284414 (л.д. 35-60).

Названный вид разрешённого использования прямо не предусматривает размещения объектов, поименованных в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), в связи с чем по признаку вида разрешённого использования земельного участка объект не подлежал включению в Перечни.

Кроме того, суд принимает во внимание, что доводы административного истца о том, что расположенные на вышеуказанном земельном участке нежилые здания образуют единый комплекс, административным ответчиком не опровергнуты. Вместе с тем, также расположенные на вышеуказанном земельном участке нежилые здания с кадастровыми номерами 39:15:150844:30, 39:15:150844:31, 39:15:150844:36, 39:15:150844:44, первоначально включённые в Перечень на 2017 год (позиции 7592, 7593, 7594, 7595), исключены из названного Перечня приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 160 «О внесении изменений в Приказ от 26 июля 2017 года № 86».

По сведениям кадастрового учёта, содержащимся в ЕГРН, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 39:15:150844:35 действительно имеет наименование – «административное», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2018 года № КУВИ-001/2018-16666908 (л.д. 105-107).

Вместе с тем указанное наименование в силу вышеприведённых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Калининградской области само по себе не свидетельствует о том, что данное здание является административно-деловым или торговым центром, предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно данным технического паспорта, составленного Калининградским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 27 августа 2004 года (л.д.133-153), помещения здания имеют следующее назначение: «кабинет», «тамбур», «вспомогательное», «коридор», «вестибюль», «основное», «лестничная клетка», «коридор», «туалет», «душевая».

Суд исходит из того, что использованный в техническом паспорте термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных в техническом паспорте помещений здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалы административного дела не представлено.

Таким образом, законных оснований для включения объекта в Перечень на 2017 год и Перечень на 2018 год только по мотиву наличия в его наименовании слова «административное» не имелось.

При отсутствии документов, достоверно подтверждающих возможность отнесения здания с кадастровым номером 39:15:150844:35 к административно-деловому центру по вышеназванным признакам, данное здание могло быть включено в оспариваемые Перечни на основании его фактического использования.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.2 Закона Калининградской области «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года № 330 установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок).

Пунктом 10 Порядка определено, что уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации.

В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда документы, предусмотренные пунктом 11 Порядка (правоустанавливающие документы на здание (помещение) и земельный участок, техническую документацию на здание (помещение) и т.д.).

В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13 Порядка).

Из содержания пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и приведенных положений Порядка следует, что такое обследование объектов проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года.

Однако в отношении объекта недвижимости административного истца до утверждения Перечня на 2017 год и Перечня на 2018 год, т.е. до принятия оспариваемых норм, мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования не проводились.

Относительно фактического использования здания административный истец представил сведения о том, что здание в настоящее время не используется, ранее использовалось под склад, что административным ответчиком не опровергнуто.

Суд также принимает во внимание, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 31-34) основным видом деятельности ООО «РегионСнабЭкспорт» является деятельность в области архитектуры.

Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади принадлежащего административному истцу здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено.

Следовательно, здание не могло быть включено в Перечень на 2017 год и в Перечень на 2018 год и по признаку фактического использования.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для включения объекта с кадастровым номером 39:15:150844:35 в Перечень на 2017 год и в Перечень на 2018 год не имелось.

Включением указанного объекта в Перечень на 2017 год и в Перечень на 2018 год нарушены права и законные интересы административного истца в сфере налогообложения, поскольку на него возложены обязанности по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах дела суд полагает административный иск ООО «РегионСнабЭкспорт» подлежащим удовлетворению. Суд также находит, что для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые нормы Перечней подлежат признанию недействующими со дня вступления приказов Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 и от 26 декабря 2017 года № 161 в силу, соответственно, - с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ООО «РегионСнабЭкспорт» удовлетворить.

Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 2691 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86.

Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 3933 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161.

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в те­чение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков