Дело № 3а- 44/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Псковский областной суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Анашкиной М.М.,
при секретаре Николаевой У.А.,
с участием представителя Региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества в Псковской области «Общественный Совет Псковского Гражданского общества» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. начальника Управления Министерства юстиции России по Псковской области ФИО2 о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества в Псковской области «Общественный Совет Псковского Гражданского общества»,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции России по Псковской области обратилось в Псковский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) Региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества в Псковской области «Общественный Совет Псковского Гражданского общества» (далее Организация или Общественная организация «Общественный Совет Псковского Гражданского общества»).
В обоснование иска указано, что Общественная организация «Общественный Совет Псковского Гражданского общества» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции России по Псковской области (далее Управление) 07 февраля 2014 г., ей присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, поставлена на налоговый учет, осуществляет деятельность на основании Устава.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес местонахождения Организации: <...>; физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации, – ФИО3, должность – председатель Общественного Совета (единоличный исполнительный орган), также ФИО3 является одним из учредителей Организации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее ФЗ № 82-ФЗ) не может быть учредителем, членом, участником общественной организации, а также ее руководителем, лицо, включенное в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
ФИО3 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее Перечень).
Информация о включении ФИО3 в Перечень размещена 25 июля 2019 г. на сайте Росфинмониторинга и доведена до Управления Минюстом России.
Помимо нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 19 ФЗ № 82-ФЗ, проведенной Управлением внеплановой выездной проверкой установлено, Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; здание по указанному адресу находится в аварийном состоянии, расселено и законсервировано на капитальный ремонт. Неизвещение Управления об изменении сведений о местонахождении Организации в течение трех дней с момента таких изменений указывает на нарушение требований части 2 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ.
В целях устранения указанных нарушений 08 августа 2019 г. Управлением в адрес Организации направлено предупреждение № 18-ПО, установлен срок для устранения нарушений до 16 сентября 2019 г.
Организация обжаловала предупреждение в Минюст России, которое не нашло нарушений, и в Псковский городской суд, который отказал Организации в удовлетворении заявленных требований.
В связи с тем, что срок полномочий председателя Общественного Совета Организации ФИО3 истек 04 октября 2019 г., Управление направило запрос в Организацию.
Согласно ответу Организации и представленному протоколу общего собрания членов Организации от 06 ноября 2019 г. председателем Организации на срок полномочий 2 года вновь избран ФИО3, являющийся учредителем и членом данной Организации, изменено место нахождения Организации: «<****>», т.е. по фактическому местожительству ФИО3
Как указывает административный истец, до настоящего времени нарушения, указанные в предупреждении от 08 августа 2019 г. № 18-П не устранены. Кроме того, в нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ Организация не представила в Управление в срок до 01 июля 2020 г. отчет за 2019 г.
По мнению Управления, Организация грубо нарушает действующее законодательство, создает реальную угрозу общественному порядку и безопасности государства.
В связи с допущенными грубыми нарушениями в соответствии с частью 1 статьи 44 ФЗ № 82-ФЗ Управление просит ликвидировать Организацию и исключить сведения о ней из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание представитель Управления, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, просит рассмотреть административный иск в его отсутствие.
Представитель Общественной организации «Общественный Совет Псковского Гражданского общества» ФИО1 с заявленными требованиями не согласился, представил письменный отзыв на административный иск, в судебном заседании указал, что оснований, предусмотренных статьей 44 ФЗ № 82-ФЗ, для ликвидации Организации не имеется, грубых, не устранимых, неоднократный нарушений Организацией не допущено, предупреждение № 18-П не является решением о приостановлении деятельности общественной организации, а такового не принималось. Несвоевременное устранение нарушений, указанных в предупреждении № 18-П, не может служить основанием для ликвидации Организации. Доводы о том, что Организация создает реальную угрозу общественному порядку и безопасности государства, несостоятельны.
Со ссылкой на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 27 декабря 2016 г. № 64, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод представитель административного ответчика считает, что при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель, являться необходимым в демократическом обществе. Цели, которые преследует Управление, обращаясь с данным иском, не указаны.
Кроме того, представитель административного ответчика указал на устранение Организацией выявленных Управлением нарушений. В частности, 24 августа 2020 г. на общем собрании Организации ФИО3 поставил вопрос об освобождении его от занимаемой должности, новым председателем избран ФИО4 28 августа 2020 г. в Управление представлен отчет за 2019 г. об объеме получаемых Организацией от иностранных государств, их органов и лиц денежных средств. 16 сентября 2020 г. общим собранием Организации были приняты решения об изменении адреса места нахождения Организации: <...>, председателем Общественного совета избрана ФИО5, утвержден Устав в новой редакции. Необходимые документы представлены в Управление для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
То обстоятельство, что Управление распоряжением от 01 октября № 222-р отказало в государственной регистрации внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, то оно правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку решения приняты общим собранием Организации, являются действующими, и свидетельствуют об устранении нарушений, указанных в предупреждении № 18-П. ФИО3 вышел из членов Организации, сложил полномочия председателя Общественного Совета. Учредителем Организации он является номинально, никаких прав как учредитель в отношении Организации не имеет, выход из учредителей не прописан ни в Уставе, ни в законе. При таких обстоятельствах, по мнению представителя административного ответчика, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В соответствии со статьей 38 ФЗ № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
В силу пункта 30.7) Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий, и иных юридических лиц.
Исходя из данных правовых норм, Управление вправе обратиться в суд с требованиями о ликвидации общественной организации и исключении из ЕГРЮЛ сведений о ней.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются положениями ФЗ № 82-ФЗ.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 ФЗ № 82-ФЗ).
В силу статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ); информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 19 ФЗ № 82-ФЗ не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в частности, физическое лицо, в отношении которого имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Как следует из материалов административного дела, 07 февраля 2014 г. Управлением издано распоряжение № 19-р о государственной регистрации Общественной организации «Общественный Совет Псковского Гражданского общества», 17 февраля 2014 г. сведения о создании Организации внесены в ЕГРЮЛ, Организации присвоен ОГРН <***>, она поставлена на налоговый учет.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 16 июля 2020 г. место нахождения Организации: <...>; сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, - ФИО3, должность: председатель Общественного Совета, ФИО3 является одним из пяти учредителей (участников) Организации.
Письмом Минюста России от 26 июля 2019 г. до Управления доведена информация о том, что ФИО3, являющийся руководителем Общественной организации «Общественный Совет Псковского Гражданского общества», включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (далее Перечень).
На сайте Росфинмониторинга размещен указанный Перечень, ФИО3 включен в него под номером 5860.
На основании распоряжения Управления от 06 августа 2019 г. № 240-р проведена выездная внеплановая проверка в отношении Организации. Установлено, что Организация не находится по адресу: <...>, здание находится в аварийном состоянии, не эксплуатируется и находится на реконструкции.
По результатам проверки в адрес Организации направлено предупреждение от 08 августа 2019 г. № 18-ПО с указанием допущенных Организацией нарушений требований части 2 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ и пункта 5.1 раздела 5 Устава Организации (не представление сведений и документов об изменении адреса юридического лица), пункта 2 части 3 статьи 19 ФЗ № 82-ФЗ (неправомерное нахождение ФИО3, включенного в Перечень, в составе членов, учредителей и руководителей Организации), установлен срок для устранения нарушений – до 16 сентября 2019 г.
Минюст России, рассмотрев жалобу, в ответе от 14 октября 2019 г. указал на законность оспариваемого предупреждения № 18-П.
Решением Псковского городского суда от 29 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 21 мая 2020 г., отказано в удовлетворении административного иска Организации о признании незаконным предупреждения № 18-ПО.
Организация 11 ноября 2019 г. представила в Управление сообщение о том, что на должность председателя Общественного Совета общим собранием Организации от 06 ноября 2019 г. избран ФИО3, «живой мужчина, Человек, не являющийся «физическим лицом», ФЗ № 82-ФЗ не подлежит применению, не имеет юридической силы, поскольку принят с нарушением требований, не подписан Президентом РФ, официально не опубликован».
Управление распоряжением от 20 декабря 2019 г. № 408-р отказало в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 ФЗ № 82-ФЗ в связи с тем, что представленные для государственной регистрации сведения и документы противоречат законодательству Российской Федерации, в т.ч. пункту 2 части 3 статьи 19 ФЗ № 82-ФЗ.
Таким образом, на момент обращения Управления с настоящим административным иском в Псковский областной суд (05 августа 2020 г.) Организация не устранила нарушения, указанные в предупреждении № 18-ПО, и не предприняла мер к их устранению, несмотря на то, что после вынесения предупреждения прошло более 11 месяцев.
На вопрос суда о причинах не устранения допущенных нарушений столь продолжительное время, представитель административного ответчика каких-либо объективных причин не указал, доказательств невозможности устранения нарушений не представил.
Более того, указанные выше обстоятельства дела, по мнению суда, свидетельствуют об отрицании Организацией и ее руководителем ФИО3 норм действующего законодательства и законных требований Управления.
После предъявления настоящего административного иска Организация 28 августа 2020 г. представила в Управление отчет за 2019 г. о получаемых от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций и иных иностранных источников денежных средств и иного имущества и протокол общего собрания Общества от 24 августа 2020 г. об освобождении ФИО3 от занимаемой должности председателя Общественного Совета.
Распоряжениями Управления от 01 октября 2020 г. за №№ 222-р и 223-р Организации отказано в государственной регистрации изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и изменений, вносимых в учредительные документы Организации, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 ФЗ № 82-ФЗ в связи с тем, что представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации.
Из чего следует, что предпринятыми Организацией мерами указанные выше нарушения не устранены.
Согласно пункту 2 статьи 44 ФЗ № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64).
Проанализировав допущенные Организацией нарушения, суд приходит к выводу о том, что они являются грубыми и неоднократными.
Пункт 2 статьи 19 ФЗ № 82-ФЗ содержит запрет в отношении физического лица, включенного в Перечень, быть учредителем, членом, участником общественного объединения.
Несмотря на указанный запрет и вынесенное Управлением предупреждение, Организация не только не устранила данное нарушение, а, напротив, 06 ноября 2019 г. вновь избрала ФИО3 председателем Общественного Совета, представила в Управление ответ с отрицанием требований действующего законодательства.
Данное нарушение, по мнению суда, является грубым и неоднократным, поскольку совершено в сфере законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, правовую основу которого составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, их основополагающей целью является: защита прав и свобод человека и гражданина; защита основ конституционного строя; обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.
Абзац 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ предусматривает, что общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1.2 и 2 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» определено, что общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, за 2019 г. не позднее 01 июля 2020 г.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 12 статья 29 ФЗ № 82-ФЗ).
Как указано выше, в нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ Организация не представила в Управление в срок до 01 июля 2020 г. указанные сведения за 2019 г. Отчет в Управление был представлен Организацией 28 августа 2020 г. после предъявления настоящего иска в суд.
Данное нарушение требований закона, направленных на противодействие экстремизму и терроризму, также является грубым. Совершение только данного нарушения в силу закона может повлечь прекращение деятельности общественной организации в качестве юридического лица.
В силу статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, в частности, об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно полученным Управлением в ходе внеплановой выездной проверки сведениям из Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова здание, расположенное по адресу: <...>, не эксплуатируется и находится на реконструкции с 24 декабря 2018 г.
О том, что Организация не находится по указанному адресу, стало известно в связи с проведением Управлением выездной проверки, о чем 08 августа 2019 г. составлен акт.
Об изменении адреса Организация сообщила в Управление 21 сентября 2020 г. в связи с рассмотрением настоящего иска.
Из чего следует, что Организацией в нарушение требований закона более полутора лет не предоставлялась информация о ее местонахождении, что свидетельствует о грубом характере нарушения.
Учитывая, что Организацией допущены грубые, неоднократные нарушения законодательства, свидетельствующие об игнорировании действующего законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, то суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 44 ФЗ № 82-ФЗ оснований для ликвидации общественного объединения.
В связи с этим, заявленные Управлением исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что допущенные нарушения законодательства в настоящее время устранены и не являются грубыми.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ до настоящего времени учредителем (участником) и председателем Общественного Совета значится ФИО3, Организация находится по адресу: <...>.
Принятие общим собранием Организации иных решений, а также предоставление ею в Управление документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства, в целях внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, не может быть расценено как устранение допущенных грубых нарушений.
Аргументы о том, что ФИО3 является номинальным учредителем Организации, несостоятельны, поскольку согласно статье 19 ФЗ № 82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Сведений о том, что ФИО3 перестал быть учредителем и членом Организации, суду не предоставлено.
Кроме того, как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суд полагает, что ликвидация Организации, игнорирующей требования законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходима в целях защиты прав и законных интересов граждан, безопасности государства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями статьями 29, 44 ФЗ № 82-ФЗ, главы 27 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление и.о. начальника Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Псковской области ФИО2
Ликвидировать Региональную общественную организацию содействия развитию гражданского общества в Псковской области «Общественный Совет Псковского Гражданского общества».
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества в Псковской области «Общественный Совет Псковского Гражданского общества».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2020 г.
Судья Псковского областного суда М.М. Анашкина