ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/20 от 21.05.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД 19OS0000-01-2020-000029-14

Дело № 3а-44/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 21 мая 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чаптыкова С.В. к муниципальному образованию город Абакан, администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана, Министерству финансов Республики Хакасия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Чаптыков С.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана (далее – БФУ администрации г. Абакана), Министерству финансов Республики Хакасия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Абаканского городского суда от 29 сентября 2014 г. в разумный срок, которым суд обязал администрацию города Абакана предоставить Чаптыкову С.В. благоустроенное применительно к условиям города Абакана жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения в городе Абакане. Ссылаясь на длительное неисполнение судебного акта, просил взыскать компенсацию в размере 345 988 рублей 34 копейки.

Определением суда от 21 апреля 2020 г. к участию в деле привлечено в качестве административного соответчика муниципальное образование город Абакан.

В судебное заседание административный истец Чаптыков С.В. не явился, написал заявление, в котором, поддержав требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Интересы муниципального образования город Абакан в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) представляет администрация города Абакана (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), БФУ администрации г. Абакана (финансовый орган), представитель которых Шестопалова И.А., (она же представитель административных ответчиков администрации города Абакана, БФУ администрации г. Абакана) представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором возражала относительно удовлетворения требований, указала, что администрация города Абакана исполняет решения суда в пределах предоставленного финансирования, считала, что заявленная сумма компенсации завышена и подлежит снижению. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель администрации города Абакана Богданова Д.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасова А.Н. представила письменный отзыв, в котором указала, что Министерство финансов Республики Хакасия является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание представителей не направили.

Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 сентября 2014 г., вступившим в законную силу 16 декабря 2014 г., на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить Чаптыкову С.В. благоустроенное применительно к условиям города Абакана жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения в городе Абакане по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

14 января 2015 г. выдан исполнительный лист, который 21 января 2015 г. получен Чаптыковым С.В.

26 января 2015 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

26 января 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

09 февраля 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

12 марта 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

22 июля 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

10 декабря 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

07 декабря 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

09 марта 2016 г. определением Абаканского городского суда администрация города Абакана освобождена от взыскания исполнительского сбора.

19 апреля 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

21 апреля 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

30 августа 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

01 сентября 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

30 ноября 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

15 декабря 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

14 февраля 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

22 февраля 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

08 июня 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

14 июня 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 сентября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

21 сентября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

28 ноября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

11 декабря 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

07 февраля 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

19 апреля 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 июня 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

15 августа 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 декабря 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

22 января 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

14 февраля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 марта 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

24 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 июня 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

18 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 сентября 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

24 октября 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

20 декабря 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

23 января 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении жилого помещения.

28 января 2020 г. судебным приставом-исполнителем вручено извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

06 февраля 2020 г. судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении № 74.

20 февраля 2020 г. в отношении администрации города Абакана вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.

04 марта 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности.

Доказательств того, что решение Абаканского городского суда от 29 сентября 2014 г. исполнено в материалы дела не представлено; исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, исполнительный лист не возвращался взыскателю.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Чаптыков С.В. в силу указанной нормы Федерального закона № 68-ФЗ является лицом, имеющим право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закон № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В пункте 1 (абзац 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11) разъяснено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Срок неисполнения решения суда от 29 сентября 2014 г. составляет с 26 января 2015 г. (дата возбуждения исполнительного производства) по 21 мая 2020 г. (дата принятия решения по настоящему делу) 1942 дня.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд принимает во внимание требования административного истца, учитывает обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта, значимость для административного истца удовлетворенного указанным решением суда требования, направленного на реализацию права на жилище, принимаемые должником меры по исполнению решения суда.

Исходя из установленных обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Чаптыкова С.В. 195 000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленному требованию, суд исходит из пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, закрепляющего, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок закреплен в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, пунктом 4 поименованной нормы предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» отмечено, что финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

В пункте 63 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 обращено внимание, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

По схожим правоотношениям в пункте 15 Постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства; предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Принимая во внимание указанные выше законоположения, учитывая руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, надлежащим административным ответчиком по административному делу о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является публично-правовое образование.

Применительно к рассматриваемому административному делу надлежащим ответчиком является муниципальное образование город Абакан, интересы которого представляли в суде органы местного самоуправления - администрация города Абакана (главный распорядитель средств бюджета города Абакана) и БФУ администрации г. Абакана (финансовый орган муниципального образования город Абакан).

Следовательно, администрация города Абакана, БФУ администрации г. Абакана, Министерство финансов Республики Хакасия являются ненадлежащими административными ответчиками по настоящему делу; в удовлетворении требований к данным органам следует отказать.

На основании части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 174-179, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Чаптыкова С.В. к муниципальному образованию город Абакан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования город Абакан в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Чаптыкова С.В. компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 29 сентября 2014 г. в размере 195 000 (сто девяносто пять тысяч) рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет Чаптыкова С.В., открытый в <данные изъяты> БИК , ИНН , КПП к/с , счет получателя

Решение суда в части присуждения (взыскания) компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Обязанность по исполнению настоящего решения суда возлагается на Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана.

В удовлетворении административного искового заявления Чаптыкова С.В. к администрации города Абакана, Бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана, Министерству финансов Республики Хакасия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 25 мая 2020 г.