ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/20 от 27.01.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 3а-44/2020

(№ 3а-627/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 27 января 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.

при секретаре Лихтиной А.И.,

с участием представителя административного истца Котовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Местной мусульманской религиозной организации п. Димитровский Илекского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) о ликвидации юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, указав, что Местная мусульманская религиозная организация п. Димитровский Илекского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) (далее – религиозная организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (дата), учетный номер , сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (дата).

В соответствии с пунктом 3 стати 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Религиозной организацией до настоящего времени не представлены в регистрирующий орган сведения для внесения в ЕГРЮЛ.

В связи с неисполнением требований федерального законодательства административный истец просит ликвидировать и исключить Местную мусульманскую религиозную организацию п. Димитровский Илекского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель административного истца Котова Л.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно пункту 5 статьи 20 КАС РФ о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в религиозные организации и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации религиозных организаций в Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Согласно подпунктам 73, 74 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 26, Управление осуществляет, в том числе следующие полномочия:

по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, религиозная организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (дата), учетный номер , сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (дата).

В соответствии с пунктом 3 стати 26 Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

В соответствие с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Религиозной организацией до настоящего времени не представлены в регистрирующий орган сведения для внесения в ЕГРЮЛ.

Представитель административного ответчика Дусталиев К.К. в предварительном судебном заседании не возражал против удовлетворения административного искового заявления, подтвердив, что религиозная организация не действует.

Наличие допущенных административным ответчиком нарушений, указанных выше, подтверждены материалами настоящего дела.

В связи с не представлением религиозной организацией в регистрирующий орган сведений для внесения в ЕГРЮЛ суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 179 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.

Ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию п. Димитровский Илекского района Оренбургской области Духовного Управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), сведения о ней исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов

В окончательной форме решение изготовлено 31 января 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов