Дело № 3а-44/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 07 февраля 2018 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,
с участием представителей :
административного истца Вартазарова Э.А. – Золотаревой Н.В., действующей в суде по доверенности,
административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещёковой А.Е.,
административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю – Кийковой Е.АВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вартазарова Эдуарда Аванесовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил :
Вартазаров Э.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Правительству Ставропольского края, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года :
- с кадастровым номером № площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу : <адрес> - 658178 рублей 23 копейки;
- с кадастровым номером №, площадью 4457 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - 1629744 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником указанных земельных участков. Право собственности на объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 8 сентября 2017 года кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере :
- с кадастровым номером № – 2343834 рубля;
- с кадастровым номером № – 8330222 рубля 14 копеек.
Административный истец обратился к независимому оценщику «Независимая оценка. Консалтинг» для определения рыночной стоимости спорных земельных участков. Согласно отчета № НИ-136-05/2017 от 17 мая 2017 года действительная рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составляет :
- с кадастровым номером № – 658178 рублей 23 копеек
- с кадастровым номером № – 1629744 рублей.
Фактически имеет место несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно завышена. Данное обстоятельство нарушает права истца, поскольку приводит к обязанности оплаты налогов в большем размере, чем налоги, рассчитанные из реальной рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В письменных возражениях административный ответчик – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю указывает на отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельных участков у административного истца не имеется. Вартазаров Э.А. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю и в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Комиссия отказала.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованного лица администрации города-курорта Железноводска, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В имеющихся в материалах дела возражениях на административное исковое заявление административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя Управления (том 1 л.д. 124-127).
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Вартазарова Э.А. – Золотарева Н.В. уточнила заявленные в административном иске требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Представители административных ответчиков - Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещёкова А.Е., Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю – Кийкова Е.А. просили суд вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, разъяснения эксперта по проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости заявленных в иске земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Объектами налогообложения для юридических лиц в соответствии со статьей 373 Налогового Кодекса Российской Федерации является имущество, признаваемое объектами налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378,2 указанного Кодекса (статья 375 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 24,18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актов, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеуказанного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Из материалов административного дела следует, что в собственности административного истца Вартазарова Э.А. находится недвижимое имущество :
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования крытых автостоянок и ремонтных мастерских для автотранспорта, площадью 1800 кв.м., местоположение (адрес) : <адрес> на основании договора купли-продажи от 6 ноября 2015 года (том 1 л.д. 31-36);
- земельный участок с кадастровым номером 26:31:020124:10, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации приобретенных в собственность объектов, площадью 4457 кв.м., местоположение (адрес) : <адрес>, на основании договора купли-продажи от 6 ноября 2015 года (том 1 л.д. 38-40).
Право собственности на указанные земельные участки за административным истцом зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждена кадастровая стоимость указанных в административном иске земельных участков, которая в соответствии с кадастровыми справками от 8 сентября 2017 года составила :
- с кадастровым номером № 2343834 рубля;
- с кадастровым номером № – 8330222 рубля 14 копеек (том 1 л.д. 30, 37).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Согласно отчета об оценке № НИ-136-05/2017 от 17 мая 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков их итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года составила:
- с кадастровым номером № – 658178 рублей 23 копейки,
- с кадастровым номером № – 1629744 рублей (том 1 л.д. 42-108).
Судом установлено, что административный истец 6 июня 2017 года обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков. Решением комиссии от 22 июня 2017 года заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка отклонено (т. 1 л.д. 109-111).
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет № НИ-136-05/2017 от 17 мая 2017 года об определении рыночной стоимости земельных участков, указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков, находящихся в собственности административного истца, на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов административного истца и возможных возражений ответчиков по настоящему административному делу, по ходатайству представителя административного истца определением суда от 14 ноября 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ЭКСПЕРТ-ПРОФИ».
По заключению эксперта рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером № - 680400 рублей;
- с кадастровым номером № - 1684 746 рублей (том 1 л.д. 145-200).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 указанной процессуальной нормы).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем величин рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - №
Из экспертного заключения следует, что при производстве экспертизы экспертом проводилось обследование объектов оценки с выполнением фоторабот, отражающих состояние исследуемых объектов. Объекты оценки расположены в северной части поселка Иноземцево в промышленной зоне на окраине. Рельеф участков – небольшой склон. Земельный участок с кадастровым номером № расположен на склоне с насыпным грунтом. Проезд к нему осуществляется через земельный участок с кадастровым номером №. Иной проезд к участку невозможен.
На участке с кадастровым номером № расположены строения (проходная, здание производственно-складского назначения). Проезд осуществляется с улицы Промышленной (дорога с асфальтовым покрытием), далее через проезд с грунтовым покрытием. Улица Промышленная выходит на улицу Гагарина, являющуюся центральной улицей, проходящую через весь поселок, и являющуюся крупной автодорогой. Расстояние от участка до улицы Гагарина более 1 км. Окружение объектов исследования составляют объекты коммерческого назначения.
Экспертом произведен анализ рынка объекта исследования, социально-экономической ситуации в Ставропольском крае в 2014 году, фактических данных цен предложений земельных участков коммерческого назначения в городе Железноводске, поселке Иноземцево с 1 января по 31 декабря 2014 года, основных ценообразующих факторов.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанных земельных участков в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. Для этого эксперт использовал источники информации – собственную базу данных и сведения, публикуемые в архивах сайтов объявлений. В качестве объектов-аналогов для выбраны 3 объекта, расположенные в городе Железноводске. Все земельные участки для целей коммерческой застройки, с возможностью подключения коммуникаций. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
При определение рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на условия рынка, местоположение, на расположение относительно автомагистралей, на недостатки объекта исследования (склон), общую площадь, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Бондарь Д.В. подтвердил свое заключение, пояснил, что на определение рыночной стоимости повлияли расположение земельных участков на склоне, отсутствие самостоятельного выезда и въезда на земельный участок.
Поясняя несогласие с возражениями заинтересованного лица – администрации города Железноводска со ссылкой на нахождение оцениваемых земельных участков в особо - охраняемом эколого-курортном регионе- Кавказские Минеральные Воды, поступившими в суд и предъявленными эксперту в судебном заседании, последний указал, что земельные участки, рыночная стоимость которых установлена им в экспертном заключении, расположены в промышленной зоне, объекты-аналоги подобраны также в промышленной зоне аналогичного назначения. Невозможность установления рыночной стоимости может быть связана только с земельными участками, находящимися в 1 зоне санитарной охраны, а это участки, на которых находятся скважины или земельные участки рекреационного назначения, подобрать аналоги к которым невозможно, так как такие участки ограничены в обороте.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеют специальное высшее образование; стаж работы по специальности – 7 лет, стаж экспертной работы – 6 лет.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, а также того, что выводы отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № НИ-136-05/2017 от 17 мая 2017 года опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет и на результатах которого основывает свое решение об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка, исковые требования подлежат удовлетворению.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Доводы возражения административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости административного истца в размере их рыночной стоимости, по мнению суда, нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и изменения рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
Не подлежат удовлетворению и доводы заинтересованного лица – администрации города Железноводска о необходимости отказа в иске административному истцу как по вышеизложенным основаниям, так и потому, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поэтому обращение административного истца Вартазарова Э.А. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - №№ в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административные исковые требования Вартазарова Эдуарда Аванесовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1800 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для использования крытых автостоянок и ремонтных мастерских для автотранспорта, адрес (местоположение) <адрес>», в размере его рыночной стоимости - 680400 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 4457 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации приобретенных в собственность объектов, адрес (местоположение) : <адрес>», в размере его рыночной стоимости - 1684 746 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - №
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков используется для начисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать дату обращения Вартазарова Э.А. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю – 06 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Судья Задорнева Н.П.