ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/2018 от 19.03.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-44/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 19 марта 2018 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Рожелюк А.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинградской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования Высоцкое городское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области от 09.08.2013 № 189 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

советом депутатов муниципального образования Высоцкое городское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее - СД МО «Высоцкое ГП») 09.08.2013 принято решение № 189 об утверждении Генерального плана муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее –Генеральный план), которое опубликовано 23.08.2013 в газете «Выборг» (№ 37(369)).

Заместитель прокурора Ленинградской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части включения в границы г.Высоцк лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах 1 (выделы 1-3,5-7,9,10,16), 2 (выделы 3,4,11,33), 4 (выделы 6,8,9,15,16,20-22,29,32,35,40), 6, 9 (выделы 1-3) Советского участкового лесничества Рощинского лесничества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением находящиеся в федеральной собственности лесные участки общей площадью 86,41 Га включены в границы населенного пункта с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана предусмотренной ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Оспариваемый акт препятствует осуществлению предпринимательской деятельности лицами, использующими такие лесные участки в соответствии со ст.25 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), влечет необходимость проектирования лесничеств, изменения закрепления на местности их границ, нарушает права как Российской Федерации на владение, пользование, распоряжение участками лесного фонда, так и права неопределенного круга лица на благоприятную окружающую среду, обеспечиваемую, в том числе, путем сохранения лесных территорий.

В письменных возражениях административным ответчиком указано, что оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным органом в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Процедура согласования соблюдена – получено сводное заключение. Несоблюдение трехмесячного срока отрицательных последствий не повлекло, так как никаких заключений, влекущих необходимость изменения содержания проекта Генерального плана, не поступило. Административным истцом не представлено доказательств, что оспариваемые лесные участки поставлены на кадастровый учет, не доказано нарушение прав. Включение оспариваемых лесных участков в границы населенного пункта не ведет к нарушению прав, так как не изменяет вид разрешенного использования этих участков, не лишает права владеть и пользоваться ими, не ведет к прекращению права собственности на них.

В судебном заседании прокурор Ленинградской области Марков Б.П. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена и нарушений прав Российской Федерации не допущено.

Присутствующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО2 указала о наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку процедура включения лесных участков в границы населенного пункта нарушена, так как не получено согласие Рослесхоза.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Статьей 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Судом установлено, что 18.02.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером , включающий Советское участковое лесничество кв.1-26.

Согласно выписке из государственного лесного реестра Ленинградской области площадь земель, на которых расположены леса Советского участкового лесничества Рощинского лесничества (кв.1 выд.1-3,5-7,9,10,16, кв.2 выд.3,4,11,33, кв.4 выд.6,8,9,15,16,20-22,29,32,35,40, кв.6 выд.1-19, кв.9 выд.1,2,3) составляет 75,0761, лесистость территории 95,3%.

24.07.2009 администрацией МО «Высоцкое ГП» принято постановление № 50 «О подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области».

Подготовленным в соответствии с муниципальным контрактом № 1 от 11.01.2010 проектом Генерального плана предусмотрено включение лесных участков в границы населенного пункта г.Высоцк.

В частности, Разделом 3.4.1 Положения о территориальном планировании (том 1 Генерального плана) предусмотрено изменение целевого назначения земель лесного фонда на земли населенных пунктов в количестве 86,41 га.

Согласно разделу 3.4.2 Положения о территориальном планировании (том 1 Генерального плана) предусмотрено формирование на основе существующих территорий размещения объектов производственного назначения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и свободных от застройки земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и земель лесного фонда системы производственных зон общей площадью 347,06 га, обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры.

Из раздела 1.2.6 Материалов по обоснованию (том 2 Генерального плана) следует, что в границы Высоцкого городского поселения входят леса Рощинского лесничества (Советское участковое лесничество) и Северо-Западного лесничества.

В разделе 2.1.3 Материалов по обоснованию (том 2 Генерального плана) указаны мероприятия по переводу земель из которых следует, что изменение границ г.Высоцк происходит за счет перевода земель лесного фонда площадью 86,41 га в земли населенных пунктов, что приведет к уменьшению земель лесного фонда с 2080,31 до 1993,9 га.

Освоение лесных территорий предусмотрено следующим образом: развитие жилых зон площадью 18,57 га и создание двух локальных промзон площадью 4,43 га и 63,41 га.

При этом, предусмотрен перевод в земли населенных пунктов лесных участков 1,2,4 и 6 Советского участкового лесничества Рощинского лесничества.

Включение лесных участков в границы населенного пункта подтверждается выполненным ФГБУ «Рослесинфорг» картографическим наложением границ населенного пункта (со схемы границ функциональных зон) на границы Советского участкового лесничества и ответом главного лесничего Рощинского лесничества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в границы населенного пункта оспариваемым нормативным правовым актом включены лесные участки.

Статья 8 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент подготовки и принятия оспариваемого акта) предусматривала, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно ст.84 ЗК установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции в период подготовки оспариваемого акта) к вопросам местного значения поселения было отнесено утверждение генерального плана поселения.

Статьей 23 Устава МО «Высоцкое городское поселение» к полномочиям совета депутатов относилось утверждение генерального плана муниципального образования.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своей компетенции и опубликован в установленном порядке, что административным истцом не оспаривается.

Согласно ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона указанным органом обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными (ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Следовательно, полагая нарушенным порядка принятия Генерального плана, заместитель прокурора Ленинградской области вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения регламентирован ст.24 ГрК РФ.

Согласно ч.8 указанной статьи проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 25 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно п.10 ст.11 Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» подготовка, согласование и утверждение проектов документов территориального планирования, государственный или муниципальный контракт на подготовку которых заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом).

Поскольку муниципальный контракт № 11 на выполнение работ по изготовлению проекта генерального плана МО «Высоцкое ГП» был заключен между ЗАО «Лимб» и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области 11.01.2010, то особенности согласования генерального плана поселения определялись ст.25 ГрК РФ, в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ.

Частью 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции до внесения изменений предусмотренных Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ), было предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Согласно ч.7 ст.25 ГрК РФ срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

При этом, ч.8 ст.25 ГрК РФ предусматривала, что в случае не поступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Пункт 3 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178, предусматривал, что установленный ГрК РФ 3-месячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчисляется с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.

Судом установлено, что 12.03.2013 комитет по природным ресурсам Ленинградской области направил председателю комитета по архитектуре и градостроительству заключение о согласовании проекта Генерального плана в котором сообщил, что в случаях, когда проекты генеральных планов предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, они должны согласовываться в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

02.07.2013, в соответствии с п.1 ст.25 ГрК РФ, постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, проект Генерального плана направлен в Министерство регионального развития РФ.

Доводы административного ответчика о соблюдение порядка принятия Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов лесных участков судом оцениваются критически, поскольку согласно ст.192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В данном случае трехмесячный срок для получения согласования истекал 02.10.2013, следовательно, утверждение 09.08.2013 Генерального плана являлось преждевременным.

Исходя из приведенных положений ГрК РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О об особом правовом режиме лесного фонда, суд приходит к выводу о том, что отсутствие согласования Рослесхозом проекта Генерального плана, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Доводы административного ответчика в части того, что после истечения установленного законом срока никаких возражений по проекту Генерального плана не поступило, судом отклоняются, поскольку из представленной Рослесхозом информации следует, что в 2013 году проект Генерального плана на согласование не поступал. Вместе с тем в 2014 году в Рослесхоз поступил на рассмотрение проект внесения изменений в Генеральный план, который был рассмотрен и не согласован.

Как разъяснено в п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Таким образом, доводы административного ответчика о том, что включение оспариваемых лесных участков в границы населенного пункта не ведет к прекращению права собственности на них, к существу рассматриваемого спора, предметом которого является соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, не относятся.

Исходя из положений ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Поскольку при принятии Генерального плана нарушен установленный ГрК РФ порядок, то административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.28 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48, приходит к выводу о признании недействующим Генерального плана, в части включения в границы населенного пункта лесных участков, со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинградской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования Высоцкое городское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области от 09.08.2013 № 189 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области» в части включения в границы г.Высоцк лесных участков в кварталах 1 (выделы 1-3,5-7,9,10,16), 2 (выделы 3,4,11,33), 4 (выделы 6,8,9,15,16,20-22,29,32,35,40), 6, 9 (выделы 1-3) Советского участкового лесничества Рощинского лесничества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2018 года.