ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/2021УИД37О0000-01-2021-000048-08 от 17.05.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-44/2021 УИД 37OS0000-01-2021-000048-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской региональной спортивной общественной организации «Хоккейный клуб «Иваново» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую региональную спортивную общественную организацию «Хоккейный клуб «Иваново» (далее – Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановской региональной спортивной общественной организации «Хоккейный клуб «Иваново» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации.

Так, организацией не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание; не проводились заседания правления; с 2015 года не переизбирались ревизор и правление организации; ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации; членами Организации не уплачивались членские и иные имущественные взносы; организация не утверждала годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, не рассматривала и не утверждала предварительную и исполнительную годовую смету доходов и расходов, не принимала решений о размере и порядке уплаты членами членских и иных имущественных взносов, не рассматривала и не утверждала смету доходов и расходов по различным направлениям деятельности; в Уставе отсутствует описание эмблемы, использованной на оттиске печати, не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомление с указанным отчетом.

16 февраля 2021 года Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение № 37/03-11/502 об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, полученное президентом Организации в тот же день.

В срок до 19 марта 2021 года указанные в предупреждении нарушения не устранены. Из письма, датированного 21 января 2021 года, представленного президентом Организации ФИО1 следует, что Организация не предполагает осуществлять свою деятельность, в связи с чем устранение выявленных в ходе проверки нарушений невозможно.

В судебное заседание представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская региональная спортивная общественная организация «Хоккейный клуб «Иваново» зарегистрировано 28 апреля 2015 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации, 29 апреля 2015 года, выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации.

На основании распоряжения № 391-р от 30 декабря 2020 года в период с 20 января 2021 года по 16 февраля 2021 года Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Организации, отраженные в акте проверки № 1 от 16 февраля 2021 года

По итогам проверки в адрес Организации административным истцом 16 февраля 2021 года направлено предупреждение № 37/03-11/502 с требованием устранить нарушения действующего законодательства и учредительных документов в срок до 19 марта 2021 года.

Выявленные истцом нарушения Организацией не оспаривались. В ответе на предупреждение от 27 апреля 2020 года президент Организации ФИО1 сообщил о прекращении деятельности Организации и об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Проверкой выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В нарушение данной статьи Организацией в проверяемом периоде в нарушение пункта 5.2 устава не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание (должно созываться не реже 1 раза в год); в нарушение пунктов 5.6, 5.11 устава Правление организации и Ревизор, срок полномочий которых составляет 3 года, не переизбирались с 2015 года, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 5.12 устава Ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации (должны проводиться не реже одного раза в год); в нарушение пункта 5.3 устава членские взносы членами Организации не уплачивались; в нарушение абзацев 6 и 11 пункта 5.3, абзаца 5 пункта 5.7 устава Организация не утверждала годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, не рассматривала и не утверждала предварительную и исполнительную годовую смету доходов и расходов, не принимала решений о размере и порядке уплаты членами членских и иных имущественных взносов, не рассматривала и не утверждала смету доходов и расходов по различным направлениям деятельности; в нарушение пункта 5.8 устава не проводились заседания Правления (должны проводиться не реже одного раза в полугодие).

Судом также установлено, что в уставе Организации в нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ отсутствует описание эмблемы, используемой на оттиске печати, наличие которого в случае использования общественным объединением символики должно содержаться в уставе общественного объединения.

В нарушение абзаца третьего статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста Российской Федерации по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены после вынесенного предупреждения, а также отсутствие у организации намерения осуществлять свою деятельность и устранять выявленные в ходе проверки нарушения суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Ивановская региональная спортивная общественная организация «Хоккейный клуб «Иваново» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской региональной спортивной общественной организации «Хоккейный клуб «Иваново» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую региональную спортивную общественную организацию «Хоккейный клуб «Иваново» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.