ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-44/2023 от 24.08.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №3а-44/2023

Решение

Именем Российской Федерации

город Якутск 24 августа 2023 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Колочевой К.А., с участием прокурора Оготоева К.С.

представителя административного истца Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» по доверенности ФИО1, представителей административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании не действующими пунктов 1 и 2 постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года №286 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) на 2023 год»,

установил:

24 ноября 2022 года Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление №286 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) на 2023 год».

Пунктом 1 постановления установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и приобретаемую гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» согласно приложению №1 к постановлению.

Пунктом 2 постановления установлена средневзвешенная стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), приходящейся на весь объем электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком в соответствии с утвержденным прогнозным балансом согласно приложению №2 к постановлению.

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – общество, ПАО «Якутскэнерго») обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском о признании не действующими пунктов 1 и 2 указанного постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - комитет, регулятор, тарифный орган), возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

В обоснование административного иска указано, что Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» является поставщиком электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии на территории Республики Саха (Якутия). Административный истец считает, что при установлении указанных тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2023 год в нарушение положений Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике тарифным органом необоснованно не учтены затраты общества по статье «топливо на выработку электрической энергии на 2020 год» в размере 71 381 тыс. руб., «топливо на выработку электрической энергии на 2021 год» в размере 242 515 тыс. руб., излишне полученные доходы за 2021 год в сумме 159 652 тыс. руб. Просит признать не действующими с момента принятия пункты 1 и 2 постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года №286 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) на 2023 год», на Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) возложить обязанность в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном интернет- портале правовой информации, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснив, что расходы на дизельное топливо (сверх нормативов создания запасов топлива), возникшие в связи с чрезвычайной ситуацией подлежат включению в тариф.

Представители административного ответчика с административным иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, пояснив, что спорные расходы на топливо не подлежат включению в тариф. Административный истец вправе обратиться к правительству о возмещении понесенных расходов, возникших в результате чрезвычайной ситуации. Потребители не обязаны возмещать обществу данные расходы.

Прокурор в своем заключении просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что регулятором обоснованно не учтены расходы общества по оплате спорного топлива.

Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года № 468 (далее Положение № 468), государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).

Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации и в информационно-аналитической системе «тарифные решения» http:tdb.regio№al-tariff.ru и по этим основаниям не обжалуется.

ПАО «Якутскэнерго» является поставщиком электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии на территории Республики Саха (Якутия).

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго», являющееся субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, и полагающее, что этим актом нарушены его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими рекомендациями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э.

29 апреля 2022 года Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» обратилось с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, установлении средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) на 2023 год.

Из протокола заседания правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года №183-пр следует, что тарифным органом выбран метод долгосрочной индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 названной нормы).

При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала энергии (пункт 3 названной нормы).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года №530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы.

В силу пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо определяются на основе:

нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт-ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

цен на топливо;

определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года;

нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 3 Порядка определения нормативов условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии», под нормативом удельных расходов топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г. у.т./кВт-ч) с дифференциацией по месяцам.

В силу пункта 66 Порядка определения нормативов условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии», выбор состава работающего оборудования и распределение нагрузок между отдельными агрегатами ДЭС базируется на принципе минимальных затрат топлива на производство электрической энергии при сохранении условий надежного электроснабжения потребителей.

Согласно пункту 66 указанного Порядка при расчете НУР не учитываются затраты топлива и энергии, вызванные отступлениями от правил технической эксплуатации и режимов функционирования оборудования ДЭС, на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж, пуск и наладку нового оборудования электростанций, на экспериментальные и научно-исследовательские работы.

Основным видом топлива, используемого для выработки электрической энергии, является природный газ.

Дизельное топливо используется для работы резервных ДЭС.

Из объяснений представителя административного истца следует, что ими заявлены расходы на топливо (дизельное топливо, использованное для работы резервных ДЭС в связи с чрезвычайной ситуацией), сверх норматива запаса топлива.

Экономически обоснованные расходы на топливо - это расходы, принятые с учетом утвержденного норматива удельного расхода топлива. Следовательно, все расходы, связанные с потерями и другими перерасходами, в том числе в связи с чрезвычайной ситуацией, ложатся на убытки организации.

Расходы на топливо, связанные с превышением фактического значения удельного расхода топлива над значением удельного расхода топлива, учтенным при установлении тарифов, не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены при установлении регулируемых цен (тарифов).

Подтверждение фактических расходов бухгалтерской и статистической отчетностью не является безусловным основанием для учета данных расходов в тарифах на электрическую энергию. Для такого учета необходимо обязательное условие - экономическая обоснованность.

Таким образом, в данном случае расходы общества на топливо, возникшие в связи с чрезвычайной ситуацией, не подлежали включению в состав экономически обоснованных расходов при установлении тарифа.

На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а потому основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административно иска Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании не действующими пунктов 1 и 2 постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года №286 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком ПАО «Якутскэнерго» на розничных рынках электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) на 2023 год» отказать.

На решение может быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение суда изготовлено в окончательной форме 29 августа 2023 года.