ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-450/19 от 09.07.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-450/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 09 июля 2019 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием старшего прокурора прокуратуры Пермского края – Пронина А.Ю., старшего прокурора прокуратуры Пермского края – Поносова А.В.,

представителя административного ответчика Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края - Жоголь Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 сентября 2017 г. № СЭД-46-09-24-5 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края»,

установил:

заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 сентября 2017 года № СЭД-46-09-24-5 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» (далее также – Приказ) с момента его принятия.

В обоснование указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее также – Правила №306). Полагает, что при определении нормативов по отоплению при наличии возможности определения нормативов с использованием метода аналогов необоснованно применен расчетный метод, при определении нормативов расчетным методом использованы некорректные данные. В том числе: многоквартирные жилые дома не были разделены по группам домов в зависимости от материала стен (из кирпича, из панелей, из дерева), в нарушение пункта 32 Правил № 306 расчет выполнен для каждого муниципального образования, а не для групп жилых многоквартирных домов, расположенных в аналогичных климатических зонах.

Прокуроры прокуратуры Пермского края Пронин А.Ю., Поносов А.В. в судебном заседании поддержали административный иск по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пронин А.Ю. пояснил, что нормативы по отоплению при наличии возможности их расчета с использованием метода аналогов необоснованно определены расчетным методом, при использовании расчетного метода нормативы потребления коммунальной услуги для жилых помещений многоквартирных жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях для различных муниципальных образований определены по-разному, что свидетельствует о несоответствии расчета требованиям Правил №306.

Представитель административного ответчика (с 11.01.2019 года в соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 31.10.2018 года №108 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края» - Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края), далее также Министерство, регулирующий орган - возражала против удовлетворения заявленного требования. Указала, что репрезентативные данные, позволяющие установить обоснованные дифференцированные нормативы с использованием метода аналогов, отсутствовали, что подтверждено расчетом выборки, нормативы определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также представитель административного ответчика полагает, что не имеется правовых оснований для обращения прокуратуры с иском, поскольку доказательств нарушения прав граждан оспариваемым актом не имеется.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, обозрев в судебном заседании сведения о многоквартирных жилых домах, представленные по запросу регулирующего органа, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Приказа) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил № 306 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия Приказа) определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.1. Постановления Правительства Пермского края от 02.08.2012 № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 16.11.2017 № 926-п, распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июня 2017 г.) Региональная служба по тарифам Пермского края уполномочена на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению, электроснабжению.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 сентября 2017 года № СЭД-46-09-24-5. Приказ опубликован в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 09.10.2017 года (л.д. 212-229). В силу пункта 6 данного Приказа, он вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказами Региональной службы по тарифам Пермского края от 02.11.21017 № СЭД-46-09-24-7, от 25.12.2017 № СЭД-46-09-24-10, приказом Министерства жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27.02.2019 № СЭД-24-03-19-16 в оспариваемый Приказ внесены изменения (л.д. 47-49, 50-51, 52-53).

Как усматривается из материалов дела, Приказ принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, на момент принятия акта - Региональной службой по тарифам Пермского края, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Проверив доводы административного иска о несоответствии оспариваемого нормативного акта положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что они обоснованы.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

Согласно пунктам 2 и 9 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, который может быть установлен по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26 Правил № 306).

В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды: по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).

Расчетный метод используется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Пункты 21 и 22 Правил № 306 закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Применение метода аналогов и расчетного метода по разным категориям домов по одной коммунальной услуге допустимо в силу того, что Правилами № 306 запрет на это не установлен, а пункт 16 Правил № 306 в качестве основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.

Таким образом, определение способа установления нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур, при определении нормативов потребления коммунальных услуг субъект Российской Федерации вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.

Как следует из представленного административным ответчиком отзыва и объяснений представителя Министерства в судебном заседании, возможность установить нормативы методом аналогов на момент принятия оспариваемого акта отсутствовала в связи с недостаточностью данных для формирования выборки в соответствии с требованиями Правил №306, что и послужило основанием для перехода к расчетному методу.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306), который должен быть не менее 10 домов (пункт 2 приложения № 1 к Правилам № 306). Представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

При этом пунктом 21 указанных Правил вводится процедура оценки представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к данным Правилам № 306.

Условием применения метода аналогов является соответствие технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Предусмотренное пунктом 31 Правил № 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе. Пункт 40 Правил № 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.

В материалы дела представлено Заключение о невозможности применения метода аналогов, принятое к сведению при принятии на совещании Региональной службы по тарифам Пермского края от 11.09.2017 года решения об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края с применением расчетного метода (л.д. 76, 54-75).

Изучив указанное заключение, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заключение подготовлено административным ответчиком на основании подбора данных по многоквартирным домам различных категорий, имеющих приборы учета тепловой энергии, на основании сведений, полученных от администраций муниципальный образований на запрос направленный письмом РСТ от 17.07.2017 № СЭД-46-01-22-202 (л.д. 204-211).

В соответствии с Правилами №306, при различиях в климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению жилых помещений устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно.

Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, безусловно, должен устанавливаться в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации. Под климатическими условиями понимаются показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода).

На момент принятия оспариваемого нормативного акта действовал Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 19.04.2017 № СЭД-35-01-12-127 «Об определении климатических зон на территории Пермского края в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг», которым на территории Пермского края в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг было определено 8 климатических зон.

Установлено, что Письмом РСТ от 07.07.2017 № СЭД-46-01-18-648 у Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» запрошена информация о пунктах метеонаблюдения (ответ направлен письмом от 14.08.2017), на основании полученных сведений для Пермского края в целях установления норматива регулирующим органом было определено четыре климатических зоны.

Проанализировав информацию, полученную в ответ на запрос, расчет представленный ответчиком в обоснование занимаемой позиции, суд полагает, что вышеуказанное Заключение не могло быть принято как основание для перехода к использованию расчетного метода, так как не доказывает невозможность использования метода аналогов.

Как следует из материалов дела, не вся полученная от муниципальных образований информация представлена в форме пригодной для формирования выборки, однако доказательств запроса дополнительных сведений, уточнения данных, а также направления запросов в адрес управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций для получения недостающих сведений, не представлено. Учитывая, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не могут быть приняты во внимание доводы о том, что регулирующий орган не обязан проверять достоверность данных о характеристиках многоквартирных домов, предоставленных по запросу органами местного самоуправления.

Кроме того, регулирующим органом при формировании выборки для проверки возможности использования метода аналогов, не были приняты во внимание климатические зоны установленные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 19.04.2017 № СЭД-35-01-12-127 либо определенные на основании данных Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС». Как следует из Заключения расчеты для формирования выборки были выполнены административным ответчиком без учета климатических зон, по отдельным муниципальным образованиям, что не соответствует требованиям приведенного выше метода аналогов. Представительность выборки, применительно к климатическим зонам РСТ не рассчитывалась и не проверялась, что не оспаривалось представителем административного ответчика, пояснившей, что расчет по совокупности данных по муниципальным образованиям, отнесенным к одной климатической зоне, в целях проверки возможности применения метода аналогов, не проводился.

Таким образом, объективная невозможность использования метода аналогов и правомерность действий по переходу к расчетному методу, не нашла своего подтверждения в судебном заседании. В нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил № 306 административным ответчиком не были приняты все необходимые для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов действия по сбору информации. Формирование выборки произведено не должным образом и не в полном объеме, фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома для каждой из климатических зон, уполномоченным органом не определено. Административным ответчиком не представлено иных доказательств, достоверно подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления такой коммунальной услуги как отопление в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что позиция ответчика о невозможности формирования выборки, должным образом не подтверждена, допущенные нарушения привели к неверному определению административным ответчиком объема выборки и соответственно к необоснованному отказу от применения метода аналогов. Определение нормативов потребления коммунальных услуг с использованием расчетного метода при указанных обстоятельствах в связи с недоказанностью ответчиком невозможности применения метода аналогов, является неправомерным.

Расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными. Вместе с тем, установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг с использованием расчетного метода также определены оспариваемым актом с нарушением требований Правил №306.

В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с пунктом 11 названных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.

Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы). Введенные приложением № 2 к Правилам № 306 перечни категорий многоквартирных и жилых домов в зависимости от их конструктивных и технических параметров, степени их благоустройства и направления использования коммунальной услуги, подлежащие учету при установлении нормативов, направлены на обеспечение единого подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации.

Пункты 10 и 11 Правил № 306 устанавливают условия дифференциации нормативов потребления и относят к ним соответственно вид предоставляемых услуг, а также конструктивно-технические параметры, степень благоустройства и климатические условия.

Таким образом, многоквартирные дома, имеющие одинаковые параметры дифференциации и расположенные в разных муниципальных образованиях, относящихся к одной климатической зоне, должны иметь одинаковый норматив потребления, при различиях в указанных факторах нормативы потребления дифференцируются. Между тем, оспариваемым нормативным актом указанные требования не соблюдены. Например, для города Перми норматив потребления для многоквартирных домов не дифференцирован с учетом материала стен (камень и кирпич, панели и блоки, дерево и смешанные материалы), является для данных групп одинаковым. Из содержания приложения к Приказу, следует, что норматив, установленный для большей части муниципальных образований для многоквартирных домов имеющих разную дифференциацию по материалу стен, определен одинаковым.

Пункты 43 - 51 Правил № 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.

Оспариваемые нормативы определены регулирующим органом расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к Правилам № 306. Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели:

tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);

tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C).

Согласно пункту 44 Правил № 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены «СНиП 23-01-99. Строительная климатология», введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 г. № 45.

СНиП 23-01-99 предусматривают климатические параметры холодного периода года только по 4 населенным пунктам Пермского края: (таблица 1) Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь.

Из пункта 1.2 СНиП 23-01-99 усматривается, что в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местностях с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанций более чем на 100 км, климатические параметры следует определять по данным НИСФ РААСН, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова или территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.

В силу прямого указания пункта 44 Правил №306 климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Из представленных в суд доказательств, следует, что РСТ при расчете нормативов руководствовалась данными органа гидрометеорологической службы Пермского края о климатических параметрах (о средней температуре воздуха в отопительный период и его продолжительности) за последние 5 лет по 4 населенным пунктам Пермского края: Березники, Бисер, Пермь, Чайковский (письмо Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 14 августа 2017 года № 1814), а в отношении иных населенных пунктов климатические параметры приняла равными параметрам ближайшего, из вышеперечисленных населенных пунктов, таким образом, условно сгруппировав их по 4 зонам (с учетом местонахождения).

Вместе с тем, установлено, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении данных населенных пунктов могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период и о продолжительности отопительного периода (письмо Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 04 июля 2018 года № 1400).

Таким образом, при расчете нормативов РСТ не предприняло необходимых действий для установления одного из значимых показателей для расчетного метода, поскольку не была запрошена в полном объеме вся имеющая информация о средней температуре воздуха в отопительный период и его продолжительности по населенным пунктам, в которых имеются данные метеорологического наблюдения.

Кроме того, суд учитывает, что дифференциация по 4 условным природно-климатическим районам, применённая РСТ не дает полного представления о климатических условиях, существующих на территории Пермского края, что препятствует возможности адекватно участь фактор климата при установлении нормативов.

По результатам Разработки методики определения климатических характеристик отопительных периодов для муниципальных районов Пермского края, выполненной ФГБОУ ВО ПГНИУ по договору с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 11.05.2016 года по критерию средней суточной температуры за отопительный период, выделено 4 климатических района, по критерию продолжительность отопительного периода получено 8 климатических районов. В ходе исследования специалистами ПГНИУ в качестве реперных метеостанций были выбраны: Чайковский, Пермь, Березники, Бисер, но с учетом климатических условий муниципальные образования, расположенные вокруг них, сгруппированы в зоны не по расстоянию – километражу, как определено РСТ, а применительно к объективным факторам, влияющим на природно-климатические параметры конкретной территории, в том числе прилегание к населенному пункту - большого водоема, горных массивов, движению воздушных масс.

Анализ данных, содержащихся в приложении к Приказу, показывает, что в некоторых случаях нормативы для населенных пунктов, расположенных в климатических зонах с более благоприятными климатическими условиями значительно превышают нормативы, установленные для более холодных климатических зон, при том, что нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление этих домов, безусловно, должен иметь обратную зависимость.

Как следует из приложений к Приказу, при прочих равных условиях значение спорного норматива на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в соседних населенных пунктах предположительно имеющих сходные климатические параметры, различны. Имеются и различия по расчету норматива на отопление в многоквартирных жилых домах, относящихся к одной категории, расположенных в населённых пунктах, отнесенных к одной из принятых административным ответчиком климатических зон.

Таким образом, при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края с использованием расчетного метода, были допущены нарушения, влияющие на полученные результаты.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Суд, установив, что регулирующий орган при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края допустил нарушения требований нормативных актов имеющих большую юридическую силу, применение нормативов, определенных в рамках расчетного подхода и по приведенным расчетам недопустимо, поскольку ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате теплоснабжения,приходит к выводу об обоснованности административного иска.

Абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд учитывает, что Приказ применялся, на его основании производилось начисление платы за отопление населению, поэтому его следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов государственной власти Пермского края – «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 27 сентября 2017 года № СЭД-46-09-24-5 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 12 июля 2019 года.

Судья:/подпись/