ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-450/202107 от 07.09.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-450/2021 07 сентября 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

с участием прокурора ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» о признании недействующими пунктов 2, 3, Приложения №2, Приложения №3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 июня 2021 г. №34-в/1 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1»,

установил:

Пунктами 2, 3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 июня 2021 года №34-в/1 внесены изменения в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1, согласно приложениям №2, №3 установлены на 2020-2025 годы долгосрочные параметры регулирования тарифов, тарифы на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» (далее - ООО «ВодТрансСервис») на территории городского округа «Город Архангельск».

Оспаривая данное постановление ООО «ВодТрансСервис» указывает, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, постановление не соответствует Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания). Приложением № 2 «Долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по транспортировке сточных вод» к постановлению агентства по тарифами ценам Архангельской области от 29 января 2020г. №4-в/1 ООО «ВодТрансСервис» был установлен удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод в размере 0,482 кВт.ч/куб. м. При издании постановления от 24 июня 2021 г. №34-в/1 агентством данный долгосрочный параметр изменен в сторону уменьшения и установлен в размере 0,253 кВт. ч/куб.м, что противоречит п. 33 Основ, предусматривающим запрет на пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, указанных в данной норме. Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2021 г. по делу № 66а-552/2021 выводы Архангельского областного суда, изложенные в решении от 21 января 2021г. по делу № 3а-4/2021, о неверном определении регулирующим органом значения удельного расхода электрической энергии в размере 0,482 кВт.ч/куб.м. были исключены. Поскольку решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра данного долгосрочного параметра регулирования отсутствует, у регулирующего органа не имелось правовых оснований для его изменения при издании оспариваемого постановления. Изменение значения удельного расхода электрической энергии повлекло неправильное исчисление необходимой валовой выручки общества и тарифов на водоотведение и транспортировку сточных вод, рассчитываемых как отношение необходимой валовой выручки регулируемой организации к объему оказанной услуги.

В судебном заседании представители административного истца ФИО17, ФИО13 требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика ФИО14, ФИО15 с исковыми требованиями не согласились, указали, что в рамках административного дела № 66а-552/2021 судом исследовались обстоятельства, связанные с определением агентством объема транспортируемых сточных вод на 2020 год, расчет агентства был признан судом недостоверным. Во исполнение решения суда объем транспортируемых сточных вод агентством пересмотрен. В соответствии с пунктом 14 раздела III, подпунктом «е» пункта 13 раздела II приложения № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 162/пр плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные. Фактическое значение показателя энергетической эффективности - удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод определяется с учетом общего количества электрической энергии, потребляемой в соответствующем технологическом процессе, и общего объема транспортируемых сточных вод.

Поскольку объем транспортируемых сточных вод на весь период действия производственной программы во исполнение решения суда пересмотрен и принят исходя из фактического объема по показаниям приборов учета, при принятии заменяющего постановления от 24 июня 2021 г. №34-в/1 значение удельного расхода электрической энергии определено исходя из фактического объема потребления электрической энергии за 2019 год в размере 688,155 тыс. кВт-ч и фактического объема транспортируемых сточных вод за 2019 год - 2 716,976 тыс. куб. м. При этом фактический объем транспортируемых сточных вод за 2019 год определен по показаниям приборов учета, учитывает переход от применения расчетных способов определения количества принятых сточных вод в 2018 году к использованию приборов учета сточных вод. В абсолютном значении расход электрической энергии при установлении приборов учёта организацией не изменился, но при этом значительно, по сравнению 2018 г., в 2019г. увеличился объем транспортируемых сточных вод – с 1341 по 2716.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора ФИО12, полагавшей оспариваемое постановление не противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим признанию недействующим, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом №416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктам 1,2 части 2 статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В Архангельской области таким органом в силу подпункта 1 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Таким образом, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 июня 2021 года №34-в/1 принято агентством в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии необходимого кворума и официально опубликовано, что подтверждается материалами административного дела.

Как следует из материалов дела, решением Архангельского областного суда от 21 января 2021 г. по административному делу № 3а-4/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1,2,3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2021г. решение Архангельского областного суда изменено, пункты 1,2,3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск» признаны недействующими со дня принятия оспариваемого постановления. Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязано принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.

Во исполнение решений суда постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 июня 2021 года № 34-в/1 внесены изменения в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2021 года № 4-в/1, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по транспортировке сточных вод (п. 2, приложение №2), тарифы на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ООО «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск» (п. 3, приложение №3), которыми удельный расход электрической энергии на период 2020-2025 г.г. определен в размере 0,253 кВт.ч./куб.м.; тарифы на услуги на 2020 г.- в размере 19 рублей 63 копейки, на 2021 г. - 11 рублей 02 копейки, на период с 01 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. - 11 рублей 02 копейки, с 01 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. - 28 рублей 05 копеек, с 01 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. - 20 рублей 13 копеек, с 01 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. -20 рублей 13 копеек, с 01 января 2024 г. по 30 июня 2024 г. - 20 рублей 13 копеек, с 01 июля 2024 г. по 31 декабря 2024 г. - 21 рубль 39 копеек, с 01 января 2025 г. по 31 января 2025 г. - 21 рубль 39 копеек.

Оценивая доводы представителей административного истца относительно несоответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, отсутствия у регулирующего органа при принятии заменяющего правового акта оснований для пересмотра долгосрочного параметра удельного расхода электрической энергии, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым относится удельный расход электрической энергии.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, в том числе на основании вступившего в законную силу решение суда, предусматривающего необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Оспаривая постановление регулирующего органа, представители административного истца ссылаются на отсутствие указанного основания для пересмотра удельного расхода электрической энергии, поскольку апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2021г. выводы Архангельского областного суда от 21 января 2021 г. относительно неправильного определения регулирующим органом удельного расхода электрической энергии исключены из мотивировочной части.

Указанные доводы суд считает основанными на неправильном толковании апелляционного определения и норм материального права.

Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2021г. пункт 2 Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г., которым установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемых ООО «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск», в том числе, удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, признан недействующим со дня принятия оспариваемого постановления, на агентство возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный акт, признанный недействующим в части.

Как следует из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2021г. выводы суда первой инстанции об определении агентством объема принятых сточных вод с нарушением пункта 29 Основ ценообразования признаны соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и нормам материального права.

Агентством во исполнение решения суда пересмотрен объем принятых сточных вод на весь период действия производственной программы и принят исходя из фактического объема по показаниям приборов учета, учитывает переход от применения расчетных способов определения количества принятых сточных вод в 2018 г. к использованию приборов учета сточных вод.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 раздела II, пункта 14, раздела III «Определение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности» приложения № 2 к приказу Приказ Минстроя России от 04 апреля 2014 года № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей» (далее- Приказ № 162/пр) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.

Как следует из экспертного заключения агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 июня 2021г. значение удельного расхода электрической энергии (0,253 кВт.ч/куб.м.) агентством определено как отношение фактического объема потребления электрической энергии за 2019 год в размере 688,155 тыс. кВт-ч к фактическому объему транспортируемых сточных вод в размере 2 716,976 тыс. куб. м. за 2019 год, последний отчетный период, по которому имелись фактические данные, что соответствует Приказу № 162/пр.

Наличие в апелляционном определении вывода о производности показателя удельного расхода электрической энергии от показателя объема транспортируемых сточных вод, определении его агентством при принятии постановления № 4-в/1 от 29 января 2020 г. исходя из фактического объема потребленной электроэнергии и данных об объеме сточных вод за 2018 год не лишает регулирующий орган права при принятии заменяющего нормативного правового акта на определение долгосрочного параметра с учетом данных за 2019 год.

Суждение Архангельского областного суда, изложенное в решении от 21 января 2021г., о необоснованном применении агентством для определения показателя удельного расхода электрической энергии фактических данных по объему транспортируемых сточных вод за 2018 год, при наличии на момент принятия постановления № 4-в/1 от 29 января 2020 г. фактических данных за 2019 год, в том числе об объемах воды, подтвержденных приборами коммерческого учета, судом апелляционной инстанции неверным не признано.

Из пояснений представителей административного ответчика в судебном заседании следует, что расход электрической энергии у общества изменился незначительно, с 646,097 тыс. кВт.ч. (2018 г.) до 688,155 тыс. кВт.ч. (2019 г.), но при этом значительно, по сравнению 2018 г., в 2019г. увеличился объем транспортируемых сточных вод - с 1341 до 2716 тыс. куб.м., что привело к уменьшению параметра удельного расхода электрической энергии, определяемого с учетом данных показателей.

Определение агентством удельного расхода электрической энергии с учетом фактического объема транспортируемых сточных вод за 2019 год, который административным истцом не оспаривается, направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов.

Поскольку удельный расход электрической энергии определен регулирующим органом правильно, размер необходимой валовой выручки и тарифы являются экономически обоснованными.

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения постановления агентства от 24 июня 2021 года № 34-в/1 не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» о признании недействующими пунктов 2, 3, Приложения №2, Приложения №3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 июня 2021 г. №34-в/1 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова