ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-450/2022 от 15.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2021-001394-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Екатеринбург

15 марта 2022 года

Номер производства 3а-450/2022

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-450/2022

по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть» (ИНН 6670428314), общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» (ИНН 6662001293)

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,

с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, общества с ограниченной ответственностью «УралДек», общества с ограниченной ответственностью «ГОРИЗОНТ НЕДВИЖИМОСТЬ»,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть», общество с ограниченной ответственностью «Горизонт» обратились в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просят установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> (далее - земельный участок), в размере его рыночной стоимости 55686 000 руб.

В подтверждение заявленных требований административными истцами представлен отчет об оценке № 1116-21/З-1 от 09 декабря 2021 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консалтинг Групп» Р.

Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Блиновой М.Л. направлен отзыв, в котором указано, что оценку требований административного истца Управление оставляет на усмотрение суда.

Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитин А.А. направил отзыв, в котором возражал против удовлетворения административного иска.

В судебных заседаниях проходивших 16 февраля 2022 года и 28 февраля 2022 года представитель общества с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть», общества с ограниченной ответственностью «УралДек», общества с ограниченной ответственностью «ГОРИЗОНТ НЕДВИЖИМОСТЬ» Красильникова А.А. доводы административного искового заявления поддержала, заявила ходатайство о приобщении к материалам административного дела экспертного заключения (положительного) № 185/С-22 от 24 февраля 2022 года.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» Лузина О.Р. в судебном заседании также настаивала на удовлетворении требований административного искового заявления.

Протокольным определением от 28 февраля 2022 года суд отложил судебное разбирательство с целью направления в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области копии экспертного заключения № 185/С-22 от 24 февраля 2022 года, оригинал которого был приобщен к материалам административного дела, для ознакомления.

После отложения в судебное заседание прибыли представители общества с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть», общества с ограниченной ответственностью «УралДек», общества с ограниченной ответственностью «ГОРИЗОНТ НЕДВИЖИМОСТЬ», общества с ограниченной ответственностью «Горизонт».

Иные лица, участвующие в деле, – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в отзывах просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения представителей административных истцов и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения части 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Судом установлено, что земельный участок площадью 12389 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под существующее здание.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности обществу с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть» (доля в праве 67234/176990), обществу с ограниченной ответственностью «УралДек» (доля в праве 7469/176990), обществу с ограниченной ответственностью «ГОРИЗОНТ» (доля в праве 83708/176990) и обществу с ограниченной ответственностью «ГОРИЗОНТ НЕДВИЖИМОСТЬ» (доля в праве 18579/176990).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 111991728,29 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 декабря 2020 года.

Административные истцы, будучи долевыми собственниками земельного участка, и оплачивающими земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, обратились с административным иском в суд, представив в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка Отчет, согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляет 55 686 000 руб.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.

Представителем Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитиным А.А. был направлен отзыв, в котором указано, что Отчет является недопустимым доказательством, так как составлен с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки (оценщиком в качестве объектов-аналогов использованы объекты, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с объектом оценки по ценообразующим факторам).

Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Для проверки доводов отзыва суд в качестве свидетеля допросил Р., который после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердил изложенные в отчеты выводы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. Согласно статьей 12 указанного Закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с пунктами 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно пунктам 3, 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, обязательного к применению при осуществлении оценочной деятельности, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Заслушав пояснения свидетеля и исследовав Отчет, суд установил, что рыночная стоимость земельного участка определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611. Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В Отчете приведена информация относительно ценообразующих факторов, использовавшихся при определении рыночной стоимости; приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов. Оценщиком применен сравнительный подход к оценке, отказ от применения иных подходов мотивирован. В рамках сравнительного подхода оценщик использовал метод сравнения продаж. В качестве аналогов оценщиком отобраны объекты, отвечающие требованиям пункта 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1). В соответствии с избранным подходом и методом оценщиком применены корректировки на ряд элементов сравнения, с указанием источника информации по объектам - аналогам с приведением их характеристик и характеристик объекта оценки, с согласованием результатов оценки.

Оценщик Р. имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Саморегулируемой Организации Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», его ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Соответствие Отчета законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, а также определенный оценщиком размер рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года подтверждены положительным экспертным заключением № 185/С-22 от 24 февраля 2022 года (далее – Экспертное заключение), подготовленным экспертом Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «Свободный Оценочный Департамент».

Экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФСО № 5 (приказ Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года № 32).

Экспертное заключение подписано экспертом, который проводил экспертизу Отчета З., и утверждено председателем экспертного совета Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «Свободный Оценочный Департамент» П.

Правильность заключения № 185/С-22 от 24 февраля 2022 года, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.

При таких обстоятельствах, оценив вышеуказанные доказательства, суд расценивает Отчет как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка.

Ходатайств о проведении оценочной экспертизы не заявлено, оснований к ее назначению лицами, участвующими в деле, не озвучено.

С учетом изложенного, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляла 55686000 руб.

Именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость земельного участка.

Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - 28 декабря 2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «УралИнфоСеть», общества с ограниченной ответственностью «Горизонт», удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 55686 000 (пятьдесят пять миллионов шестьсот восемьдесят шесть тысяч) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, считать 28 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова