Дело № 3а - 451/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Гриценко И.В.
при секретаре судебного заседания Митченко С.Г.,
с участием прокурора Давыдова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 < Ф.И.О. >9 об оспаривании нормативно-правовых актов,
установил:
ФИО1 обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия положений части 1 и 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края";
- положений статьи 2 закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2018 годы".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что имеет звание "Ветеран труда", с января 2009 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" получает пенсию за выслугу лет. Он обратился в Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе Горячий Ключ с заявлением о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставлении других мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда. Однако в предоставлении указанных льгот и компенсации ему было отказано в связи с тем, что согласно Закону Краснодарского края № 808-КЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также ежемесячная денежная выплата устанавливается при достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
ФИО1 полагает, что части 1 и 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", а также положения статьи 2 закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2018 годы" в той части, в которой предусмотренные ими меры социальной поддержки представляются лицам, имеющим звание «Ветеран труда», лишь при достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», назначения им пенсии исключительно в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также уровня дохода не соответствуют ни конституционным принципам, ни части 1 статьи 7, части 1 статьи 13, статье 22 Федерального закона О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( в ред. от 29.07.2018 года).
В судебном заседании административный истец, ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика, Законодательного собрания Краснодарского края ФИО2, действующая на основании доверенности возражала относительно доводов административного искового заявления и заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, полагая, что оспариваемые законы не противоречит федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции Законодательного собрания Краснодарского края и с соблюдением соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица, Администрации Краснодарского края ФИО3, действующая на основании доверенности возражала относительно доводов административного искового заявления и заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица, Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности возражала относительно доводов административного искового заявления и заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица, Управления социальной защиты населения в г. Горячий Ключ Краснодарского края Водяная В.В., действующая на основании доверенности возражала относительно доводов административного искового заявления и заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
В судебном заседании прокурор Давыдов А.А. в своем заключении полагал, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 5 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22).
Согласно пункту 2 статьи 10 указанного закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Закон Краснодарского края № 808-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края 8 декабря 2004 года, подписан главой администрации Краснодарского края 15 декабря 2004 года, опубликован в изданиях: "Кубанские новости" 22.12.2004 № 204, "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" 31.01.2005 № 25.
Закон Краснодарского края № 987-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края 31.01.2006, подписан главой администрации Краснодарского края 13.02.2006. Опубликован в изданиях: "Кубанские новости" 21.02.2006 № 26, "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" 27.02.2006 № 38(2).
Оспариваемые законы приняты Законодательным Собранием Краснодарского края с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, предусмотренных статьями 32, 34 Устава Краснодарского края, статьями 5, 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 16-18 Закона Краснодарского края от 28 июня 1995 года № 10-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края", в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, Законодательным Собранием Краснодарского края в установленном законом порядке, надлежащим образом опубликованы и соответствуют федеральному законодательству.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативно- правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края № 808-КЗ меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) статья 22 Федерального закона "О ветеранах" изложена в новой редакции, согласно которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовым актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ следует, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации после 31 декабря 2004 года нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона "О ветеранах", должны соблюдаться правила, согласно которым условия предоставления указанных мер не могут быть ухудшены по сравнению с теми, которые были установлены до вышеуказанных изменений федерального законодательства.
Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки ветеранов труда, и условиях их предоставления.
Статья 22 Федерального закона "О ветеранах", в редакции, действующей до 22.08.2004, предусматривала, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда", права и льготы предоставляются только после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемые положения Закона Краснодарского края № 808-КЗ, устанавливающие условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда - достижение возраста, дающего право на получение пенсии, полностью соответствуют вышеприведенному принципу перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов труда, установленный федеральным законодательством, так как данные нормы не ухудшают условия предоставления указанных льгот по сравнению с теми, которые были установлены ранее.
Закон Краснодарского края № 987-КЗ регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям жителей Краснодарского края дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда: на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), железнодорожном транспорте пригородного сообщения и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения (кроме такси), а также на междугородном транспорте к месту реабилитации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края № 987-КЗ право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском наземном электрическом транспорте, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском, пригородном, междугородном сообщениях, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, а также на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, начальные и конечные остановочные пункты которых расположены в границах Краснодарского края, железнодорожном транспорте пригородного сообщения имеют, в том числе, граждане Российской Федерации - ветераны труда, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины); после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.31 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 поскольку судом установлено, что оспариваемые им нормативные правовые акты не нарушают его права и законные интересы.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 < Ф.И.О. >10 :
– о признании недействующими со дня принятия положений части 1 и 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края";
- положений статьи 2 закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2018 годы"- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2019 года.
Судья
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>