ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-451/2016 от 17.06.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-451/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» июня 2016 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Булата А.В.,

при секретаре судебного заседания Ткаченко С.С.,

с участием прокурора

Краснодарской краевой прокуратуры Давыдова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края < Ф.И.О. >5. к Совету Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании нормативного правового акта недействующим в части положения статьи 24 Регламента Совета Тимашевского городского поселения

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края < Ф.И.О. >2 обратился в суд с административным иском к Совету Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании нормативного правового акта недействующим в части положения статьи 24 Регламента Совета Тимашевского городского поселения.

Требования мотивированы тем, что при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что решением Совета Тимашевского городского поселения от 19.11.2010 года № 99 утвержден регламент Совета Тимашевского городского поселения. Решением Совета от 08.10.2014 года № 5 в статью 24 Регламента внесены изме­нения, в соответствии с которыми минимальное количество депутатов, необходимое для создания фракции, увеличено с 2 до 5 депутатов.

Данные изменения прокурор просит признать не действующими, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку по смыслу Закона № 131-Ф3 и Закона № 2290-КЗ фракция, являясь объединением депутатов, может быть образована любым их количеством, в том числе и двумя депутатами.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края Давыдов А.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме, указав, что оспариваемое решение Совета является незаконным.

Представитель административного ответчика Тимашевского городского поселения Тимашевского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование поступивших возражений на административное исковое заявление ответчик указывает, что закрепление в Регламенте положения о создании не менее чем пятью депутатами не противоречит действующему законодательству в силу не урегулированности данных отношений ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Исследовав материалы дела, принимая во внимание доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, а также, заслушав прокурора в судебном заседании, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании ст.20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.1 ст.43).

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.43.1).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3 ст.47).

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч.1 ст.48).

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 19 ноября 2010 года № 99 утвержден регламент Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 26 Устава Тимашевского городского поселения Тимашевского района Совет поселения вправе принимать Регламент, а также вносить в него изменения, из чего следует вывод о том, что оспариваемый нормативный акт принят органом полномочным для принятия данного нормативного акта.

Согласно ст.24 Регламента депутаты могут объединяться в депутатские объединения (фракции) по принадлежности к избирательным объединениям (политическим партиям). Депутатское объединение (фракция) может быть образована в составе не менее 2 депутатов и подлежит регистрации постановлением председателя Совета. Депутаты могут состоять только в одном депутатском объединении (фракции). Внутренняя деятельность депутатских объединений (фракций) организуется самостоятельно.

Оспариваемым решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 08 октября 2014 года № 5 внесены изменения в решение Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 19 ноября 2010 года № 99 «Об утверждении регламента Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района».

Статья 24 изложена в следующей редакции: «Статья 24 Депутаты могут объединяться в депутатские объединения (фракции) по принадлежности к политическим партиям. Фракция образуется в составе не менее 5 депутатов и подлежит регистрации Советов. Депутаты могут состоять только в одной фракции. Внутренняя деятельность депутатских объединений (фракций) организуется ими самостоятельно».

Таким образом, судом установлено, что в результате принятия оспариваемого акта в Совете поселения фракцию могут образовать не два депутата и более, а минимум пять и более, в связи с чем определен новый минимальный порог количества депутатов во фракции.

В соответствии с ч.2 ст.35.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования устанавливается только порядок деятельности фракций, а не порядок их создания.

На основании изложенного, федеральный законодатель установил порядок создания фракций в представительном органе муниципального образования без каких-либо ограничений в части минимального количества депутатов, необходимого для формирования фракции.

Также не содержит требования к количеству депутатов, необходимому для создания фракции, Закон Краснодарского края от 19 июля 2011 года № 2290-КЗ «О порядке деятельности фракций в представительном органе муниципального образования в Краснодарском крае».

По смыслу Закона №131-ФЗ, Закона № 2290-КЗ, фракция – объединение депутатов, которая может быть образована любым их количеством, в том числе и двумя депутатами.

Оспариваемое положение статьи 24 Регламента, устанавливающее ограничение в части минимального количества депутатов, необходимого для создания фракции, противоречит вышеуказанным Законам и нарушает предусмотренные законодательством права депутатов на объединение во фракции, равенство перед законом независимо от принадлежности к политическим партиям.

В силу ч.2 ст. 47 Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Судом установлено, что оспариваемое решение Совета от 08.10.2014 года № 5 в нарушение требований закона до настоящего времени не опубликовано и не обнародовано.

Кроме того, решение Совета от 08.10.2014 года № 5 содержит пункт 1.1, согласно которого пункт 13 статьи 14 изложен в следующей редакции: «13) подписывает протоколы сессий Совета и решения Совета». В указанной части нормативный акт не оспаривался, однако, в связи с тем, что он не был опубликован и является не действующим, данный пункт оспариваемого решения также является не действующим.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 года и Закону Краснодарского края от 19 июля 2011 года № 2290-КЗ, не опубликован в установленном порядке в нарушение норм указанного закона, данный нормативный акт является не действующим полностью.

При указанных обстоятельствах, суд признает доводы прокурора обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.180, ст. 215 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края < Ф.И.О. >2 к Совету Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании нормативного правового акта не действующим полностью.

Признать решение Совета от 08.10.2014 года №5 «О внесении изменений в решение Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 19 ноября 2010 года № 99 «Об утверждении регламента Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района» - не действующим со дня его принятия.

Настоящее решение суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (<...>).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Краснодарского краевого суда А.В. Булат