УИД Номер изъят
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-451/2021 по административным исковым заявлениям ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят.
Административный иск принят к производству, возбуждено административное дело Номер изъят.
Определениями от 28.07.2021, 27.08.2021 для участия в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федерального казначейства по Иркутской области, ФСИН, ГУФСИН России по Иркутской области.
В обоснование заявленных требований указано, что 30.10.2019 решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска по административному делу Номер изъят административный иск ФИО1 удовлетворен – признано незаконным решение врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области от 31.08.2018, на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность ознакомить его с материалами проверки о применении сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в отношении него специальных средств (наручников). 10.06.2020 апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30.10.2019 оставлено без изменения. С момента вступления решения суда в законную силу прошло уже 6 месяцев, а решение так и не исполнено, с материалами проверки его не ознакомили, что создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Без данного материала проверки он лишается возможности продолжить разбирательство по событиям о применении к нему специальных средств (наручников) и о возможном подлоге и фальсификации материалов проверки должностными лицами. Просит суд взыскать в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере (данные изъяты) руб.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят.
Административный иск принят к производству, возбуждено административное дело № 3а-544/2021.
Определениями от 28.07.2021, 27.08.2021 для участия в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федерального казначейства по Иркутской области, ФСИН, ГУФСИН России по Иркутской области.
В обоснование заявленных требований указано, что 25.12.2019 решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска по административному делу Номер изъят административный иск ФИО1 удовлетворен частично - ответы ГУФСИН России по Иркутской области от 16.07.2019, 17.07.2019, 30.08.2019 признаны незаконными, на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке обращения ФИО1 от 16.05.2019, 11.07.2019, 18.05.2019. Апелляционным определением Иркутского областного суда от 21.01.2021 решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска оставлено без изменения. С момента вступления решения суда в законную силу прошло уже 6 месяцев, а решение так и не исполнено, его обращения в установленном законом порядке не рассмотрены, что нарушает его права, свободы, создает препятствия в осуществлении его прав и реализации законных интересов по дальнейшему обращению, обжалованию и защите своих прав. Просит суд взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере (данные изъяты) руб.
Протокольным определением суда от 06.09.2021 административные дела № 3а-451/2021 и № 3а-544/2021 в соответствии со ст. 136 КАС РФ объединены в одно производство.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административных исках.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Представитель административных ответчиков ФСИН и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 КАС РФ исполнение судебных актов по административным делам осуществляется в разумный срок.
В соответствии с ч. 8 ст. 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в ст. 187 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 227 КАС РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.
Таким образом, применительно к решению суда по требованиям об оспаривании действия (бездействия) должностного лица органа государственной власти закон устанавливает специальный порядок обращения его к исполнению судом, не связанный исключительно с возбуждением исполнительного производства, то есть допускается возможность исполнение решения суда по данной категории дела государственным органом без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на нарушение права на исполнение в разумный срок судебных актов, вынесенных Куйбышевским районным судом г. Иркутска по административным делам Номер изъят.
Указанные дела были рассмотрены Куйбышевским районным судом г. Иркутска в порядке главы 22 КАС РФ, в связи с чем вышеприведенные правовые нормы допускают возможность исполнения решений по указанным делам административным ответчиком - ГУФСИН России по Иркутской области без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11) в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В силу ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 258 КАС РФ, п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Согласно п.п. 46, 55, 56.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Общая продолжительность исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Из исследованных судом материалов административного дела Номер изъят следует, что решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30.10.2019 признано незаконным решение от 31.08.2018 врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области ФИО7 об отказе в ознакомлении с материалами проверки о применении в отношении ФИО1 специальных средств (наручников), на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность ознакомить ФИО1 с материалами указанной проверки (том 2 л.д. 72-74).
Решение суда вступило в законную силу Дата изъята (том 2 л.д. 131-135).
С административным иском в суд ФИО1 обратился Дата изъята , о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте (дело № 3а-451/2021 том 1 л.д. 23), то есть по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, срок обращения в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят соблюден.
Установлено, что 14.05.2021 в Куйбышевский районный суд г. Иркутска поступило заявление ФИО1 о направлении исполнительного листа по административному делу Номер изъят в службу судебных приставов в связи с неисполнением решения суда административным ответчиком (дело Номер изъят том 2 л.д. 151).
Дата изъята исполнительный лист Куйбышевским районным судом г. Иркутска направлен в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области (дело Номер изъята-Номер изъят том 2 л.д. 153).
Из представленных по запросу суда копий материалов исполнительного производства Номер изъят-ИП следует, что Дата изъята исполнительный лист поступил в службу судебных приставов (дело № 3а-451/2021 том 1 л.д. 187).
23.06.2021 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления (дело № 3а-451/2021 том 1 л.д. 190).
14.07.2021 ГУФСИН России по Иркутской области направило в адрес ФИО1 копии материалов проверки, о чем в этот же день было сообщено судебному приставу-исполнителю (дело № 3а-451/2021 том 1 л.д. 197,198).
23.07.2021 копия материалов проверки была получена ФИО1 (дело № 3а-451/2021 том 2 л.д. 107).
Учитывая, что исполнение решения суда по данному административному делу возможно без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства, то в силу п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 общий срок исполнения решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30.10.2019 по административному делу Номер изъят исчисляется с 10.06.2020 (дата вступления в законную силу решения суда) по 23.07.2021 (дата получения ФИО1 материалов проверки) и составляет 1 год 1 месяц 13 дней.
Из материалов административного дела Номер изъят следует, что решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.12.2019 признаны незаконными ответы ГУФСИН России по Иркутской области от 16.07.2019, 17.07.2019, 30.08.2019, на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке обращения ФИО1 от 16.05.2019, от 11.07.2019, от 18.05.2019, поступившие из СУ СК РФ по Иркутской области по Куйбышевскому району г. Иркутска (л.д. 75-77).
05.08.2020 Куйбышевским районным судом г. Иркутска вынесено дополнительное решение по делу (л.д.142-143).
Данные судебные акты вступили в законную силу 21.01.2021 (л.д.198-206).
С административным иском в суд ФИО1 обратился 24.07.2021, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте (дело № 3а-451/2021 том 2 л.д. 12), то есть по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, срок обращения в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят ФИО1 соблюден.
Установлено, что решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.12.2019 по административному делу Номер изъят административным ответчиком ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не исполнено.
Учитывая, что исполнение решения по данному делу возможно без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства, то в силу п. п. 55, 56.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 общий срок исполнения решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.12.2019 по административному делу Номер изъят исчисляется с 21.01.2021 (дата вступления в законную силу решения суда) по 08.09.2021 (дата рассмотрения настоящего дела судом) и составляет 7 месяцев 18 дней.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что ГУФСИН России по Иркутской области были предприняты достаточные и эффективные меры для исполнения решений Куйбышевского районного суда г. Иркутска по административным делам Номер изъята-Номер изъят.
Длительное неисполнение указанных судебных актов не связано с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решений суда.
Обстоятельств, указывающих на неисполнение судебных актов административным ответчиком вследствие действий/бездействий административного истца, судом не установлено.
Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, принимая во внимание, что ГУФСИН России по Иркутской области не было предпринято достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность исполнения судебных актов, а общая продолжительность исполнения судебного акта по административному делу Номер изъят составила 1 год 1 месяц 13 дней, общая продолжительность исполнения судебного акта по административному делу Номер изъят составила 7 месяцев 18 дней, суд приходит к выводу, что срок исполнения судебных актов в отношении ФИО1 не отвечает требованию разумности, установленному ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем его право на исполнение судебных актов в разумный срок было нарушено.
Доводы представителя ФСИН и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3 о том, что добровольность исполнения решений суда, учитывая, что ни в решениях суда, ни законом не установлен срок их исполнения, зависит исключительно от волеизъявления лица обязанного их исполнить, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вышеприведенные правовые нормы допускают возможность исполнения решений по административным делам Номер изъят административным ответчиком - ГУФСИН России по Иркутской области без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.
Представитель ГУФСИН России по Иркутской области участвовал в рассмотрении административных дел Номер изъят в судах первой и апелляционной инстанции, получал копии судебных постановлений по данным делам.
Из материалов административных дел Номер изъят следует, что основанием для обращения ФИО1 в суд с административными исками к ГУФСИН России по Иркутской области послужили факты его несогласия с ответами, которые были даны на его обращения.
При рассмотрении данных дел суд пришел к выводу о нарушении ответчиком требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закона № 59-ФЗ)
Согласно ст. 12 Закона 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Решением от 30.10.2019 по административному делу Номер изъят на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность ознакомить ФИО1 с материалами проверки о применении сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области специальных средств (наручников).
Решением суда от Дата изъята по административному делу Номер изъят на ГУФСИН России по Иркутской возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке обращения ФИО1 от 16.05.2019, от 11.07.2019, от 18.05.2019, поступившие из СУ СК РФ по Иркутской области по Куйбышевскому району г.Иркутска.
Указанными решениями суда срок их исполнения не установлен.
Однако учитывая, что порядок рассмотрения ГУФСИН России по Иркутской области обращений ФИО1, в отношении которых возникли судебные споры, в том числе, срок их рассмотрения, регламентирован Законом № 59-ФЗ, при рассмотрении административных дел Номер изъятаНомер изъят суд пришел к выводу о нарушении ответчиком положений данного закона и возложил на ГУФСИН России по Иркутской области обязанность устранить допущенные нарушения указанным судом способами (ознакомить с материалами проверки и рассмотреть обращения), то отсутствие в решениях суда указания на срок их исполнения не освобождает орган государственной власти от исполнения вступившего в законную силу решения суда в разумный срок, при определении которого, исходя из характера спорных правоотношений возможно, в силу ст. 2 КАС РФ, применение положений Закона № 59-ФЗ, регламентирующих срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы – 30 дней.
Более того, в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, принявший оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязан сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в суд, гражданину, в отношении которого допущены нарушения, созданы препятствия.
Однако указанные обязанности ГУФСИН России по Иркутской области исполнены не были.
Кром того, в случае неясности решений суда, в том числе в части срока их исполнения, ГУФСИН России по Иркутской области в соответствии со ст. 185 КАС РФ было вправе обратиться в суд за разъяснением решений суда, а при наличии каких-либо обстоятельств, в соответствии со ст. 189 КАС РФ – с заявлением об отсрочке, рассрочке, изменении способа или порядка исполнения решения суда.
Указанным правом административный ответчик не воспользовался.
Довод представителя ФСИН и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3 о том, что решение суда по административному делу Номер изъят было исполнено после получения требования судебного пристава-исполнителя, а решение суда по административному делу Номер изъят будет исполнено после возбуждения исполнительного производства, учитывая, что по данной категории дел исполнение возможно без возбуждения исполнительного производства, то исполнение административном ответчиком решений суда не может быть поставлено в зависимость от действий административного истца по обращению за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решений суда.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Европейского суда по правам человека лицо, в пользу которого судом вынесено решение против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения (Постановление Европейского суда от 27.05.2004 по делу «Метаксас против Греции»). В таких делах государственный орган, выступающий в качестве ответчика, должен быть надлежащим образом уведомлен об этом и, следовательно, может принять все необходимые меры для исполнения этого решения или передать его другому компетентному государственному органу, ответственному за исполнение. Это особенно существенно в тех случаях, когда ввиду сложностей и разнообразия исполнительных процедур у заявителя могут возникнуть обоснованные сомнения относительно того, какой именно орган несет ответственность за добровольное или принудительное исполнение судебного решения (Постановление Европейского суда от 12.06.2008 по делу «Акашев против Российской Федерации»).
Доводы представителя ФСИН и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3 о том, что административным истцом не представлено доказательств необратимых нарушений его прав в связи с длительным, по его мнению, неисполнением судебных актов, не принимаются судом во внимание, поскольку установление факта нарушения права лица на исполнение судебного акта в разумный срок уже само по себе свидетельствует о причиненном неимущественном вреде и административный истец не должен доказывать наличие этого вреда.
Довод представителя ФСИН и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3 о том, что ФИО1 по решению суда по административному делу Номер изъят был выдан исполнительный лист Дата изъята ФС Номер изъят, однако он так и не был предъявлен в службу судебных приставов и не поступал в адрес ГУФСИН России по Иркутской области, не принимается во внимание, поскольку указанный исполнительный лист был выдан судом по вопросу взыскания с административного ответчика госпошлины (дело Номер изъят л.д. 215).
С заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда по административному делу Номер изъят ФИО1 не обращался.
Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации ФИО2 о том, что срок исполнения судебных актов по административным делам Номер изъят исчисляется с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, не принимается судом во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
В силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
В силу с. 2 Закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимая во внимание требования административного истца, общую продолжительность исполнения судебных актов, значимость для ФИО1 последствий, связанных с нарушением его прав органом государственной власти, невозможность своевременного восстановления его прав из-за задержки в исполнении судебных актов органом государственной власти, с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят в размере (данные изъяты) руб., за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят в размере (данные изъяты) руб., а всего (данные изъяты) руб.
Оснований для взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок в большем размере не имеется, поскольку такая компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию права ФИО1 на исполнение судебных актов в разумный срок, и не направлена на восполнение его имущественных потерь.
В соответствии с ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11, компенсация за нарушение права ФИО1 на исполнение судебных актов в разумный срок подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета путем перечисления по реквизитам банковского счета ФИО1
Согласно ч. 3 ст. 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят в размере (данные изъяты) руб.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу Номер изъят в размере (данные изъяты) руб.
Во взыскании компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебных актов по административным делам Номер изъят в большем размере отказать.
Перечисление взысканной судом суммы в размере 19 000 руб. осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по реквизитам банковского счета ФИО1: (данные изъяты)
Решение в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята .
Судья С.Н. Банщикова