ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-451/2021 от 16.12.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-451/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Ю.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Виноградов Ю.А. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 420 000 (четыреста двадцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 390 000 (триста девяносто тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 420 000 (четыреста двадцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 330 000 (триста тридцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее также – земельные участки).

В обоснование требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость не соответствующая, существенно превышающая их рыночною стоимость, что следует из отчета об оценке АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ(ПР-Н). Завышенная кадастровая стоимость земельных участков, из которой исчисляется земельный налог, нарушает права административного истца, как налогоплательщика по уплате налога.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Назиевское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области.

В представленных ранее письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда, указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена исходя из их площади и удельного показателя кадастровой стоимости 672,93,43 руб./кв.м, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383. С учетом указанного значения и площадей земельных участков полагает, что установленные значения кадастровой стоимости земельных участков определены в соответствии с нормами законодательства.

В возражениях относительно заявленных требований представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда, указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена исходя из их площади и удельного показателя кадастровой стоимости 672,93,43 руб./кв.м, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости – 10.10.2019. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Ленинградской области.

В судебное заседание представитель административного истца Черных А.Н. административное исковое заявление поддержал.

Административный истец Виноградов Ю.А., представители административных ответчиков Правительства Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица администрации муниципального образования «Назиевское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка названных представителей не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право юридического лица и гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.

В частности, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков дачных объединений на территории Ленинградской области определено в размере 672,93,43 руб./кв.м.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки расположены по адресу: <адрес> имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ. Вид разрешенного использования – ведение садоводства. Земельные участки принадлежат Виноградову Ю.А. на праве собственности.

В выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровая стоимость земельных участков:

с кадастровым номером – 910474,29 руб.;

с кадастровым номером – 895669,83 руб.;

с кадастровым номером – 903,72,06 руб.;

с кадастровым номером – 899034,48 руб.;

с кадастровым номером – 901726,2 руб.;

с кадастровым номером – 903072,06 руб.;

с кадастровым номером - 946139,58 руб.;

с кадастровым номером – 882884,16 руб.

с кадастровым номером – 958925,25 руб.

с кадастровым номером – 754354,53 руб.

Дата определения кадастровой стоимости земельных участков – 10.10.2019.

Управлением Росреестра по Ленинградской области заявление Виноградова Ю.А. от 16.09.2021 о пересмотре определения кадастровой стоимости земельных участков не принято к рассмотрению, при этом заявителю разъяснено право оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Из представленного административным истцом в суд отчета АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ(ПР-Н) следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельных участков:

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером – 400000 руб.;

с кадастровым номером - 420000 руб.;

с кадастровым номером – 390000 руб.

с кадастровым номером – 420000 руб.

с кадастровым номером – 330000 руб.

Данный отчет подготовлен оценщиком В., являющимся членом некоммерческого партнерства «<данные изъяты>».

В соответствии со ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ(ПР-Н) судом установлено, что отчет содержит подробное описание проведённого оценщиками исследования, проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В рамках исследования оценщиком использовался сравнительный подход с применением метода сравнения продаж. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщиков мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено.

Поскольку документальных данных, содержащих сведения об иной рыночной стоимости заявленных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенном в соответствии с отчетом об оценке АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ(ПР-Н) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Виноградова Ю.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу <адрес>:

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 400 000 (четыреста тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 420 000 (четыреста двадцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 390 000 (триста девяносто тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 420 000 (четыреста двадцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

с кадастровым номером , в размере рыночной стоимости равном 330 000 (триста тридцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2021 года.