дело № 3а-451/2022
32OS0000-01-2022-000006-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 08 июля 2022 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Мирошниковой Д.С.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года.
Административный истец ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащих ему на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым №, расположенного по адресу: , и объекта недвижимости с кадастровым №, расположенного по адресу: , ссылаясь на то, что включение данных объектов в указанные Перечни противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поскольку они не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не используются в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Включение названных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает его права и законные интересы, т.к. незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, просила признать не действующими с 01 января 2020 года пункты 510, 7072 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914, в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым №, расположенного по адресу:, и объекта недвижимости с кадастровым № расположенного по адресу:; с 01 января 2021 года пункт 7369 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916, в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым №, расположенного по адресу:, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанных объектов в оспариваемые Перечни.
Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что по сведениям из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым № имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, площадь 565,5 кв.м. Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 23 апреля 2019 года было установлено, что здание используется в качестве торгового объекта и в качестве офисов более чем на 20%. Объект недвижимости с кадастровым № по сведениям из ЕГРН имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 327,2 кв.м. Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения от 06 мая 2019 года установлено, что данный объект используется в качестве объекта бытового обслуживания более чем на 20%. Считает, что включение данных объектов недвижимости в Перечни на 2020-2021 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и просит в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО3, свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО10, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года №№ 914, 916, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 - 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, от 27 ноября 2020 года № 1723.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая доводы представителя административного ответчика, для признания законным включения спорных объектов в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что спорные объекты недвижимости либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, либо предназначены для использования или фактически используются в указанных целях.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, и информации, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на даты определения оспариваемых Перечней - 25 ноября 2019 года, 27 ноября 2020 года спорные объекты имели следующие характеристики:
- объект недвижимости с кадастровым № - вид:здание, площадь 565,5 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, адрес:, ;
-объект недвижимости с кадастровым № – вид: помещение, площадь 327,2 кв.м, назначение: нежилое, наименование: склад, расположение в строении - 1 этаж здания с кадастровым №, площадью 945,8 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад, гараж, адрес:.
На момент рассмотрения административного иска в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым № включен под пунктом 510, объект недвижимости с кадастровым № – под пунктом 7072; в Перечень на 2021 год - объект недвижимости с кадастровым № - под пунктом 7369.
Как следует из материалов административного дела, нежилое здание с кадастровым № расположено на земельном участке, площадью 13532+/-2,90 кв.м, с кадастровым № по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой; нежилое здание с кадастровым №, в пределах которого находится спорный объект с кадастровым №, – на земельном участке, площадью 4639+/-17 кв.м, с кадастровым №, по адресу:, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования производственной базы.
Таким образом, исходя из указанных видов разрешенного использования земельных участков нельзя сделать однозначный вывод о том, что спорные объекты относятся к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанных земельных участков в материалах дела не содержится.
Доказательств, подтверждающих, что здание с кадастровым №, в составе которого находится спорное нежилое помещение с кадастровым №, отвечает признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
Исследовав представленные доказательства, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы по критерию их предназначения и фактического использования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец ФИО1 17 марта 2004 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности - производство деревянных столовых и кухонных принадлежностей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23 июня 2022 года.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать здание торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы общая площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, составляла не менее 20 процентов общей площади этого здания.
Исходя из приведенных выше положений пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как указано выше, согласно правоустанавливающим документам принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по адресу:, имеет назначение:нежилое здание, наименование: административное здание.
Согласно техническому паспорту, выданному Брянским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 18 января 2007 года, на объект недвижимости «административное здание», расположенный по адресу: площадью 565,5 кв.м, назначение здания: административное. Исходя из экспликации к поэтажному плану указанного здания (строения), помещения здания имеют следующие наименования и площади:
- подвал: коридор – 15,7 кв.м, склад – 46,1 кв.м, подсобное -17,5 кв.м, склад – 30,7 кв.м, склад – 30,8 кв.м, подсобное – 44,7 кв.м, подсобное – 6,9 кв.м, подсобное – 9,2 кв.м, итого по подвалу – 201,6 кв.м;
- 1 этаж: тамбур – 1,6 кв.м, санузел – 8,3 кв.м, подсобное – 1,2 кв.м, туалет – 1,2 кв.м, туалет – 1,3 кв.м, подсобное – 1,2 кв.м, кабинет -16,1 кв.м, коридор – 5,7 кв.м, коридор – 7,8 кв.м, кабинет – 24,7 кв.м, кабинет – 10,4 кв.м, кабинет – 9,7 кв.м, проходная – 16,2 кв.м, подсобное - 30,6 кв.м, коридор – 23,1 кв.м, тамбур – 6,6 кв.м, кабинет – 10,2 кв.м, кабинет – 10,8 кв.м, итого по 1-му этажу – 186,7 кв.м;
- 2 этаж: лестничная клетка – 13,8 кв.м, кабинет – 13,5 кв.м, кабинет – 3,4 кв.м, кабинет – 26,9 кв.м, коридор – 17,2 кв.м, кабинет – 19,7 кв.м, подсобное – 0,3 кв.м, тамбур – 0,9 кв.м, кабинет – 20,6 кв.м, тамбур – 1,3 кв.м, кабинет – 44,4 кв.м, кабинет -13,7 кв.м, санузел – 1,5 кв.м, итого по 2-му этажу – 177,2 кв.м.
Таким образом, из технической документации на принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым №, включенный административным ответчиком в оспариваемый Перечень на 2020 год, следует, что в данном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения торговых объектов, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Приведенные выше наименования помещений, как «кабинеты», и наименование здания, как «административное», не позволяют сделать вывод о том, что указанный объект является офисным зданием, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом суд учитывает, что для признания здания, предназначенным для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет правовое значение именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование.
Учитывая, что исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, назначение помещений, как «кабинет», не тождественно назначению «офис», площадь всех помещений указанного здания, имеющих назначение «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения этого здания в оспариваемый Перечень без установления его фактического использования в качестве офисов. Нахождение в здании помещений с наименованием «склад» не свидетельствует об обоснованном включении данного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год в качестве торгового объекта, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
С учетом изложенного исходя из правоустанавливающих документов и технической документации на спорный объект недвижимости с кадастровым номером 32:02:0090101:77 нельзя сделать безусловный вывод о том, что находящиеся в здании помещения предназначены для использования в качестве торговых объектов и (или) офисов, что не позволяет квалифицировать данный объект, как предназначенный для использования в целях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент принятия оспариваемого Перечня на 2020 год, и данное здание не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления его фактического использования в указанных целях.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, мероприятия, направленные на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике.
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.
Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Как следует из представленного административным ответчиком акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 23 апреля 2019 года, в результате обследования административного здания с кадастровым №, расположенного по адресу:, установлено, что суммарная площадь помещений объекта составляет 565,5 кв.м, используемая площадь помещений объекта обследования составляет – 413,6 кв.м, площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 158,2 кв.м или 27,98 %, в том числе торговля – 87,3 кв.м или 15,44%, офисы - 70,9 кв.м или 12,54%. По данным технического учета от 18 января 2007 года площадь помещений, относящаяся к видам использования по статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (офисов) составляет 224,1 кв.м или 39,63%.
Из объяснения свидетеля ФИО10, работающей управляющей производством ИП ФИО1, следует, что указанное здание используется административным истцом в личных целях для организации и ведения производственной деятельности, помещения на цокольном этаже используются под хозяйственную деятельность, на первом этаже находятся серверная, кухня для персонала, санузлы, склад готовой продукции – изготовленной мебели, на втором этаже – кабинеты директора и бухгалтера, офисных помещений в здании не имеется, в аренду помещения здания не сдаются, торговая деятельность в здании не осуществляется.
Аналогичные объяснения дали свидетели ФИО11 и ФИО12, проводившие обследование указанного административного здания в 2019 году. При этом из объяснений указанных свидетелей следует, что при решении вопроса об использовании обследуемого помещения в качестве «офиса» ими в расчет принимались помещения, поименованные как «кабинет», поскольку данные понятия считают тождественными. В площадь помещений, используемых в качестве торговых, ими включены помещения, в которых были выставлены образцы мебели, однако продавцов, покупателей, ценников и кассовых аппаратов в данных помещениях не было, замеры площадей ими не делались, сведения о размере используемой площади указаны в акте исходя из документов технического учета.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что представленным актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного здания не подтверждается его фактическое использование в целях размещения офисов и торговых объектов, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно у административного ответчика отсутствовали основания для включения данного объекта в оспариваемый в рамках настоящего административного дела Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по его фактическому использованию с учетом названного акта. Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования указанного нежилого здания на момент включения его в оспариваемый Перечень на 2020 год не представлено.
Исследовав представленные доказательства, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимости с кадастровым № в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы как объекта бытового обслуживания.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (действовавших на момент определения оспариваемого Перечня), правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Однако, административным ответчиком доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное нежилое здание используется для оказания бытовых услуг потребителям, не представлено.
Как указано выше, согласно сведениям из ЕГРН принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым № расположенный по адресу:, имеет назначение:нежилое помещение, наименование: склад.
В соответствии с техническим паспортом, составленным межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 03 декабря 2012 года на нежилое помещение, расположенное по адресу:, и экспликации данного нежилого помещения, в его состав входят помещения с наименование: складское - 134,5 кв.м, подсобные – 34,8 кв.м, 29,4 кв.м, 12,2 кв.м, 9,5 кв.м, 14,3 кв.м, производственное- 92,5 кв.м.
Таким образом, исходя из правоустанавливающих документов и технической документации на спорный объект недвижимости нельзя сделать вывод о том, что указанный объект предназначен для использования в качестве объекта бытового обслуживания, что не позволяет квалифицировать его, как объект, предназначенный для использования в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент принятия оспариваемых Перечней на 2020 – 2021 годы, и данное помещение не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления его фактического использования в указанных целях.
Согласно представленному акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 06 мая 2019 года, в результате обследования нежилого помещения с кадастровым №, расположенного по адресу:, установлено, что суммарная площадь помещений объекта составляет 327,2 кв.м, используемая площадь помещений объекта обследования составляет – 327,2 кв.м, в том числе бытовое обслуживание – 327,2 кв.м, нежилое помещение используется под производство кованных изделий (художественная ковка на заказ). Объект соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из объяснений свидетелей ФИО9 и ФИО8, членов комиссии, проводивших обследование указанного объекта в мае 2019 года, следует, что указанные выводы об использовании помещения в качестве объекта бытового обслуживания сделаны ими исходя из визуального осмотра и наличия вывески на здании, в котором находится спорное помещение, т.к. согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности такой вид деятельности относится к бытовому обслуживанию. Замеры помещений не делались, часть помещений была закрыта и ими не осматривалась, посетителей, уголка потребителя или иной информации об оказываемых услугах в помещении не было.
При таких обстоятельствах указанный акт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего фактическое использование спорного объекта как объекта бытового обслуживания, т.к. в нем не содержится сведений о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались, и были признаны используемыми в указанных целях, а приложенные к акту фотографии бесспорно не свидетельствуют об использовании спорного объекта в целях оказания бытовых услуг потребителям.
Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования указанного нежилого помещения на момент включения его в оспариваемые Перечни на 2020-2021 годы не представлено.
При этом суд учитывает, что федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Как следует из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» в системном единстве с нормами главы 26.2, главы 26.3 (в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемого Перечня), главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Перечней) для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ «Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам» и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ «Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р».
С учетом изложенного ссылка на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности несостоятельна, поскольку названный акт не может быть применен к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Как следует из объяснений свидетеля ФИО10, принадлежащий административному истцу объект с кадастровым № используется им в производственной деятельности, в нем осуществляется варка металлоконструкций, необходимых в производстве мебели.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное нежилое помещение используется для оказания бытовых услуг потребителям (населению), административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым № в оспариваемые Перечни по указанному административным ответчиком основанию как объекта бытового обслуживания не имеется, т.к. относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данного объекта в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, управлением имущественных отношений Брянской области, не представлено.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании не действующими Перечней на 2020 -2021 годы в части включения в них объектов недвижимости с кадастровыми номерами
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими соответственно с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2020 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914), в части включения в него нежилого здания, кадастровый №, расположенного по адресу: ( пункт Перечня – 510), и нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: ( пункт Перечня – 7072).
Признать не действующим с 01 января 2021 года пункт 7369 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу:.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 22 июля 2022 года