Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело №3а- 452/2016 по иску Прокурора Самарской области о ликвидации Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов - «Опора»,
с участием прокурора Салищева Д.С.,
представителя Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов - «Опора» ФИО1,
У с т а н о в и л :
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил ликвидировать Независимый Самарский региональный профсоюз работников организаций, использующих труд мигрантов - «Опора» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, обосновывая заявленные требования тем, что при создании данного профсоюза были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.
Представитель административного ответчика заявленные требования признал.
Управление Министерства юстиции Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, в предыдущем судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Самарской области поддержал заявленные требования.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» ФЗ-82 от 19.05.1995 установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Федеральным законом и другими законами.
В силу статьи 44 «Об общественных объединениях» одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Основания для ликвидации профсоюза предусмотрены также статьей 10 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ФЗ-10 от 12.01.1996, согласно которой ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Согласно статьи 61 п.3 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ-10 от 12.01.1996 профсоюз- добровольное общественное объединение граждан. связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В связи с этим члены профсоюза должны быть объединены одним родом деятельности и общими производственными и профессиональными интересами, что должно быть отражено в уставе профсоюза.
Из материалов дела следует, что 06.10.2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов - «Опора».
Запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области за учетным номером: №.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.05.2016 года председателем профсоюза является <данные изъяты>.
Уставом Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов –«Опора», утвержденным Учредительным собранием от <данные изъяты> года, предусмотрено, что Независимый Самарский региональный профсоюз работников организаций, использующих труд мигрантов –«Опора» является добровольным общественным объединением граждан-членов первичных профсоюзных организаций, действующих на территории Самарской области.
Пункт 3.1 Устава предусматривает, что его членом может быть работник, временно не работающий, пенсионер, учащийся, достигший 14-летнего возраста, работающий по гражданско-правовому договору в организации /индивидуального предпринимателя/ строительства, обслуживания зданий, прилегающих территорий и коммуникаций, производства и сбыта стройматериалов, включая организации, использующих труд работников строительных специальностей, ремонтные, транспортные, сервисные предприятия и другие организации, технологически связанные со строительством, обслуживанием населения, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и торговли, использующие труд мигрантов, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы или формы собственности соответствующей организации, на территории Самарской области, признающей Устав профсоюза и уплачивающий членские взносы.
Из положений данного Устава следует, что он не содержит указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза.
Сведения о том, что члены Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов –«Опора» являются членами первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Независимый Самарский региональный профсоюз работников организаций, использующих труд мигрантов – «Опора» создан в форме, не предусмотренной Федеральным законом №10 от 12.01.1996 года, что свидетельствует о существенности и неустранимости данного нарушения закона, поскольку такое нарушение формы влечет фактическую невозможность организации профсоюзной деятельности, отвечающей ее сущности и назначению в системе регулируемых общественных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ-10 каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую / профессиональную/ деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах / пункт 3 статьи 2 ФЗ-10/.
Иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Из положений вышеприведенных норм следует, что необходимыми условиями для наличия права на вступление в профсоюз являются только достижение лицом 14 лет и осуществление им трудовой /профессиональной/ деятельности.
Иных условий для вступления в профсоюз указанным Законом не предусмотрено.
Частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Однако, пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что членами профсоюза могут быть лица, использующие труд мигрантов, российские граждане и иные иностранные граждане.
Таким образом, членство в профсоюзной организации поставлено в зависимость от гражданства и определенного правового статуса, что является нарушением пункта 2 статьи 2 Закона о профсоюзах.
Согласно статье 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
Организационно- правовые формы общественных объединений перечислены в статье 7 вышеуказанного закона.
Однако, официальное наименование Независимого Самарского регионального профсоюза работников, использующих труд мигрантов -«Опора» не содержит указания на его организационно-правовую форму.
В нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона о профсоюзах устав организации не содержит условий и порядка образования профсоюза.
В нарушение пункта 1 статьи 28 Закона «О некоммерческих организациях» ФЗ-7 от 12.01.1996 года Уставом профсоюза не определены сроки полномочий исполнительного комитета, председателя профсоюза, заместителей профсоюза, ревизионной комиссии и порядок выступления их от имени профсоюза.
В нарушение статьи 20 ФЗ »Об общественных объединениях» в Уставе профсоюза не содержится описание символики общественного объединения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что имеются основания для ликвидации Независимого Самарского регионального профсоюза работников организаций, использующих труд мигрантов - «Опора», поскольку при создании данной организации нарушения допущены грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер.
Руководствуясь ст.61 ГК РФ, ст. 262-265 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора Самарской области удовлеворить.
Ликвидировать Независимый Самарский региональный профсоюз работников, использующих труд мигрантов - «Опора».
Исключить Независимый Самарский региональный профсоюз работников, использующих труд мигрантов - «Опора» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Родина Т.А.