ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-455/18 от 30.07.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-455/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты> представителя административного ответчика <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,

у с т а н о в и л:

Административный истец <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4) и зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

В обоснование требований истец указал, что в его фактическом пользовании находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который был построен самовольно в ДД.ММ.ГГ. В целях оформления прав на земельный участок и жилой дом он обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о согласовании предоставления ему земельного участка на праве собственности без проведения торгов, однако в этом было отказано, так как участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – <адрес> находится в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4) и зоне затопления паводком 1% обеспеченности. При этом ранее в районе жилого дома истца была установлена территориальная зона Ж4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), которая ДД.ММ.ГГ решением Барнаульской городской Думы изменена на территориальную зону зеленых насаждений специального назначения (Р4). Административный истец указывает, что Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края противоречат Генеральному плану городского округа – <адрес>, в соответствии с которым земельный участок истца находится в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками, а также ст.ст.31,34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.67 Водного кодекса российской Федерации, Правилам определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.52-59 т.1,42-45 т.2), согласно которым решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (которым внесены изменения в части территориальной зоны в границах спорного земельного участка) принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Генеральный план городского округа - <адрес> является документом долгосрочного планирования, поэтому Правила землепользования и застройки <адрес> могут расходиться с его положениями. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих принимать и вносить полностью соответствующие Генеральному плану изменения в Правила землепользования и застройки. Также пояснила, что согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края спорный земельный участок расположен в зоне затопления паводком 1% обеспеченности. Запрет строительства в зонах затопления без соответствующих сооружений инженерной защиты предусмотрен ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации и ст.90 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес>. В этой связи в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству.

Представители заинтересованных лиц администрации <адрес>, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ходатайств об отложении не заявляли.

При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края») утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также – Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа – <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа – <адрес> (Приложение 2).

В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***,

При этом ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято решение *** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***)», которым Приложения 1 и 2 к ним изложены в новой редакции.

После внесения данных изменений территориальная зона в границах земельного участка по адресу: <адрес>, Ж.4, к основному виду разрешенного использования в которой согласно градостроительному регламенту относились, в том числе, индивидуальные жилые дома, изменена на территориальную зону Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения), среди видов разрешенного использования в которой размещение жилой застройки не предусмотрено (л.д.164-167 т.1).

В настоящее время Правила землепользования и застройки в оспариваемой части действуют в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***.

В отношении зоны затопления паводком 1% обеспеченности в пределах спорного земельного участка, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в первоначальной редакции, данные Правила не изменялись.

Поскольку Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Пунктом 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения (Р4) и зоны затопления паводком 1% обеспеченности в границах земельного участка, расположенного под самовольно возведенным жилым домом по адресу: <адрес>, в результате принятия решения лишает административного истца возможности провести работы по оформлению права собственности на занимаемый земельный участок и <данные изъяты> полагает, что нарушается его право на бесплатное предоставление его в собственность. В связи с этим <данные изъяты> на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.

Согласно ч.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Согласно п.9 ч.2 ст.42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции муниципального образования и уполномоченным на то органом местного самоуправления - Барнаульской городской Думой.

На основании ч.1 ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.31 и ст.32 ГрК РФ, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.

Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч.5 и ч.6 ст.31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч.7 ст.31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч.9 ст.31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч.10 и ч.11 ст.31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч.12, ч.13 и ч.14 ст.31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч.15 ст.31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч.16 ст.31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч.15 ст.31 и ч.1 ст.32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (ч.1 - ч.3 ст.32 ГрК РФ).

Из представленных в суд доказательств следует, что порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края соблюден. Требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Оспариваемое решение официально опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ***, размещено на официальном Интернет-сайте <адрес> (http://barnaul.org) ДД.ММ.ГГ, а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за ***.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком документами о принятии оспариваемого нормативного правового акта и внесения изменений в него (л.д.94-139 т.1), а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** (л.д.26-34 т.1, л.д.6-23 т.2).

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения (Р4) положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.В судебном заседании установлено, что в фактическом пользовании <данные изъяты>. находится земельный участок по адресу: <адрес>, с расположенным на нем жилым домом, который является самовольным строением. Согласно техническому паспорту на жилой дом от ДД.ММ.ГГ данный дом возведен в ДД.ММ.ГГ (л.д.18-21 т.1), данный дом ДД.ММ.ГГ поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер (кадастровый паспорт - л.д.22-25). Исходя из градостроительной справки от ДД.ММ.ГГ*** следует, что дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположен в <адрес>, используется для эксплуатации жилого дома (л.д.35-41 т.1).

Являясь владельцем земельного участка и жилого дома по вышеуказанному адресу и обладая в связи с этим правом на обращение в уполномоченные органы по вопросу предоставления земельного участка в собственность в соответствии с п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» с целью оформления права собственности на земельный участок <данные изъяты> обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с соответствующим заявлением. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГ*** отказано в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки зеленых насаждений специального назначения (Р.4), в которой согласно градостроительному регламенту размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено, а также в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, а в силу п.2 ст.90 Правил землепользования и застройки, ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается (л.д.40 т.1).

В силу ст.1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 ГрК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ (здесь и далее нормы градостроительного законодательства приведены в редакции, действовавшей на дату изменения территориальной зоны) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основании ч.ч.3,9 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно п.п.2,4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч.6 ст.18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.

Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками (л.д.163-163 т.1).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, земельный участок административным истцом используется в соответствии с функциональной зоной, определенной Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***), а именно – для эксплуатации жилого дома.

В силу ст.89 Правил землепользования и застройки, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения (Р.4), основными видами разрешенного использования являются: защитные зеленые насаждения; зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения). Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры. Таким образом, строительство жилых домов в данной территориальной зоне запрещено.

Статья 64 Правил землепользования и застройки определяет градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), данная территориальная зона в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает размещение индивидуальных жилых домов (подп.1 п.1).

Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречит ч.ч.3,9 ст.31, п.2 и п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Утверждение стороны административного ответчика о том, что в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края Генеральному плану городского округа - <адрес> судом не принимается во внимание как противоречащее нормам градостроительного законодательства.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления санитарно-защитной зоны и зоны затопления паводком 1% обеспеченности положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно приложению 2 «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края» к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края находящийся в фактическом пользовании административного истца земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности (л.д.47,48 т.2).

В соответствии с п.4 ст.1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п.16 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч.3 п.8, ч.4 ст.31 Водного кодекса Российской Федерации).

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п.5 Правил определения границ зон затопления, подтопления). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О государственной регистрации недвижимости»).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п.18 Правил определения границ зон затопления, подтопления).

Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) зона затопления была упомянута в п.1.4 ч.1 ст.89 «Содержание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах с особыми условиями использования территорий. Условия использования территорий объектов культурного наследия», в котором указано, что в границах зон затопления, для предупреждения чрезвычайных ситуаций, необходимо проведение следующего комплекса мероприятий: образование территорий методом намыва (подсыпки) - уровень принимать не менее, чем на 0,5 м выше расчетного уровня высоких вод; укрепление берегов; обвалование территорий, конструкцию и размеры дамбы принимать в зависимости от фильтрационной характеристики грунта; организация отводного канала.

При этом градостроительный регламент для зоны затопления Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, не установлен. В то же время она была отображена на Карте зон с особыми условиями использования территории. Градостроительным регламентом территориальной водоохранной зоны и прибрежных защитных полос (ВОЗ) (п.1.1 ч.1 ст.89 ПЗЗ <адрес>), установленным ст.75 Правил землепользования и застройки <адрес>, размещение жилых домов не предусмотрено.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) в Правила были внесены изменения, согласно которым появилось понятие «зона затопления паводком 1% обеспеченности», статья 89 стала считаться статьей 90, часть 2 статьи 90 изложена в следующей редакции:

«2. Зона затопления паводком 1% обеспеченности.

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

В границах зон затопления, подтопления запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

В зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты, размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается.».

В то же время, после изменения правового регулирования порядка установления зон затопления, подтопления соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки <адрес> в части отображения на Карте зон с особыми условиями использования территории зоны затопления паводком внесены не были, границы зоны затопления в соответствии с установленным законодательством порядком не определены. Таким образом, Правила землепользования и застройки <адрес> вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, – ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ*** «Об определении границ зон затопления, подтопления». Границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности в отношении земельного участка, находящегося в пользовании административного истца, нельзя считать установленными в соответствии с предусмотренным порядком.

В ходе рассмотрения административного дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории <адрес> в соответствии с вышеуказанным порядком.

На запрос суда по настоящему административному делу Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края представлены сведения о том, что поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> документы возвращены для устранения замечаний (л.д.34 т.2). Согласно ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю в филиал не поступали материалы для внесения сведений в ЕГРН о границах зон с особыми условиями использования территории, а именно, о границах иных зон с особыми условиями использования территории (зонах затопления) в границах муниципального образования <адрес> (л.д.181-182 т.1).

На основании изложенного, учитывая, что на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края отображена зона затопления паводком 1% обеспеченности в границах земельного участка по адресу: <адрес> в отсутствие установленных в соответствии с действующим порядком зон, на основании ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Правил землепользования и застройки недействующими в соответствующими части.

В настоящее время Решение действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, которым в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края внесены изменения на основании вступивших в законную силу решений Алтайского краевого суда. При этом данные изменения не устраняют нарушений прав административного истца, установленных при рассмотрении настоящего административного дела.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не мог реализовать свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.

Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) в части установления территориальной зоны Р.4, а также в части установления зоны затопления паводком 1% обеспеченности в границах фактически занимаемого <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул», а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.