011а
3а-455/2019
УИД 24RS0020-01-2019-000069-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 16 октября 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Малохабыкского сельсовета Идринского района Красноярского края к администрация Идринского района Красноярского края, Идринскому районному Совету депутатов о признании недействующим решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в части строки 10 таблицы приложения № 12 и приложения № 15,
УСТАНОВИЛ:
12.12.2018 Идринским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение N 23-182-р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» где в строке 10 приложения № 12 определены иные межбюджетные трансферы на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджета Малохабыкского сельсовета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в приложении № 15 утверждена Методика распределения иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Согласно приложения №15 к указанному решению размер межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, определяется по формуле Дс = Р-(СД+Дрффп+Дкффп), где:
Дс - сумма дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений;
Р - расчет необходимых средств на исполнение полномочий в полном объеме (без учета расходов бюджета предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение)
СД - собственные доходы поселения (налоговые и неналоговые);
Дрффп - размер дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений;
Дкффп - размер дотации из краевого фонда финансовой поддержки поселений;
В строке 10 таблицы приложения №12 к указанному решению утвержден размер дотаций по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов предоставленных Малохабыкскому сельсовету в размерах 2 637 217 руб., 2 682 076 руб., 2 673 997 руб. соответственно.
Администрация Малохабыкского сельсовета Идринского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в части приложений № 12 и 15, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что бюджет Идринского района был сформирован без учета положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», без учета положений Бюджетного кодекса РФ, реальных потребностей Малохабыкского сельсовета, опубликованного проекта бюджета Малохабыкского сельсовета. В результате неправомерных действий администрации Идринского района, Идринский районный Совет депутатов принял оспариваемое решение, не предусмотрев финансирование расходных обязательств муниципального образования Малохабыкский сельсовет, что повлечет невозможность исполнения сельсоветом обязательств по решению вопросов местного значения, а также обеспечение муниципальным образованием Малохабыкский сельсовет конституционных прав граждан на достойные условия жизни, безопасную окружающую среду. С учетом поступивших уточнений, просили признать недействующим решение «О районном бюджете на 2019 год и плановые периоды 2020-2021 годов» в части пункта 10 таблицы приложения № 12 «Иные межбюджетные трансферты на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», в части приложения № 15, поскольку указанная в нем методика не может быть применена для расчета дотации на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений Идринского района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, так как переменная «Р» не отвечает признаку правовой определенности, а переменная «Дкффп» не соответствует нормам бюджетного законодательства, применяемых в отношении как МО «Идринский район», так и в отношении поселений расположенных на территории Идринского района.
В судебном заседании представитель административного ответчика Идринского районного Совета депутатов – ФИО1, действующая на основании доверенности от 18.03.2019 г., заявленные требования не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении административного иска. Указала, что методика о распределении иных межбюджетных трансфертов была принята в рамках полномочий Совета депутатов, на основании документов, предоставленных Администрацией Идринского района, в том перечне, который требует Министерство финансов Красноярского края. Проект бюджета, который предоставило Финансовое управление, был принят Идринским районным Советом депутатов.
Представитель административного ответчика администрации Идринского района – ФИО2, действующий на основании доверенности от 28.08.2019 г., в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Указал, что оспариваемая методика принята в соответствии с действующим законодательством, никаких нарушений при ее принятии Советом депутатов и иными органами муниципального района допущено не было. Нарушений при расчете размера субвенций также не было допущено, поскольку, расчет производился по формуле, утвержденной вышестоящими органами. Распределение размера трансфертов происходило по аналогии с вышестоящими органами Красноярского края.
Представитель заинтересованного лица - руководитель Финансового управления администрации Малохабыкского сельсовета Идринского района Красноярского края ФИО3 указала на необоснованность заявленных требований. Пояснила суду, что из краевого бюджета в бюджет муниципального района предоставляется субвенция на предоставление дотаций поселениям. Расчет расходов, необходимых для определения размера субвенции, определяется на основании базы данных, которая ведется Финансовым управлением с 2006 года. Расходы, согласно письму Министерства финансов РФ, считаются с учетом дефляторов, которые до нас доводит край. Учитывается изменение динамики по годам, к которой потом применяется коэффициент.
Прокурор Федорченко М.С., в своем заключении полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит, в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого нормативного правового акта.
В судебное заседание представители административного истца администрации Малохабыкского сельсовета Идринского района, заинтересованных лиц Министерства финансов Красноярского края, Законодательного Собрания Красноярского края, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) (абзац 1 части 1). Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 2 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов относится, в том числе, установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
В соответствии с положениями статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Выравнивание бюджетной обеспеченности предполагает перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами бюджетной системы РФ. Такое перераспределение достигается двумя основными методами: закреплением налоговых и неналоговых доходов за соответствующим бюджетом и предоставлением межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются, в том числе в форме дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления городских, сельских поселений условий, установленных правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений.
Согласно статье 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
В Красноярском крае вопрос межбюджетных трансфертов регулируется Законом Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 (ред. от 30.11.2017) "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 20.07.2007) (вместе с "Методикой определения расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов городских округов и консолидированных бюджетов муниципальных районов края", "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений", "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) после выравнивания", "Методикой расчета объема субсидии из бюджетов поселений в краевой бюджет", "Порядком определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций из указанных фондов").
В соответствии с Законом края от 29.11.2005 № 16-4081 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района края» расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств субвенций из краевого бюджета осуществлялся с учетом коэффициента, учитывающего долю сельского населения в каждом поселении района.
При этом дотация на сбалансированность бюджетов представляет собой разницу между прогнозируемыми расходами поселений и их собственными доходами, а также фондами финансовой поддержки за счет средств краевого и районного бюджетов.
На основании Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае", принято решение Идринского районного Совета депутатов от 03.11.2010 № ВН-41-р «О межбюджетных отношениях в Идринском районе», которым утверждена «Методика распределения средств районного фонда финансовой поддержки поселений».
В соответствии с частью 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по утверждению случаев и порядка предоставления бюджетам городских, сельских поселений иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района, а так же полномочиями по разработке и утверждению методики распределения межбюджетных трансфертов (одной из форм которых являются иные межбюджетные трансферты).
В соответствии с пунктом 4 решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 03.11.2010 № ВН-41-р "О межбюджетных отношениях в Идринском районе" дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в составе районного бюджета в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и бюджетной обеспеченности.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений формируются в районном бюджете за счет собственных доходов, источников финансирования дефицита районного бюджета и субвенции на реализацию государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района.
В соответствии с пунктом 6 решения от 03.11.2010 № ВН-41-р «О межбюджетных отношениях в Идринском районе», финансовое управление администрации Идринского района до 1 сентября текущего финансового года для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района на очередной финансовый год и плановый период направляет поселениям района следующие исходные данные, характеризующие поселение района:
а) фактическое поступление налога на доходы физических лиц за отчетный год;
б) фактическое поступление налога на имущество физических лиц за отчетный год;
в) кадастровая стоимость участков земли, облагаемых земельным налогом, на начало текущего года;
г) площадь территории на начало отчетного года;
д) численность постоянного населения на начало отчетного года;
е) численность сельского населения на начало отчетного года;
ж) протяженность автомобильных дорог общего пользования на начало текущего года;
з) количество населенных пунктов входящих в муниципальное образование на начало текущего года;
и) удаленность от районного центра на начало текущего года;
к) протяженность улично-дорожной сети (включая проезды, площади), находящиеся в ведении поселения, на начало текущего года;
л) протяженность улично-дорожной сети для проезда транзитного транспорта, находящиеся в ведении поселения, на начало текущего года;
м) наличие автомобильного сообщения с районным центром на начало текущего года.
Каждое поселение района до 1 октября текущего финансового года проводит сверку исходных данных и направляет в финансовое управление подписанный акт сверки исходных данных. Внесение изменений в исходные данные после 1 октября текущего финансового года не допускается.
Как следует из материалов дела Методика распределения иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, разработана Финансовым управлением администрации Идринского района по аналогии с «Методикой распределения, порядком и условиями предоставления в 2019 году дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Красноярского края», утвержденной приложением № 10 к Закону Красноярского края от 06.12.2018 г № 6-2299 «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», что не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в том числе и указанному истцом.
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, утверждена приложением 15 к решению районного Совета депутатов от 12.12.2018 № 23-182-р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
Утвержденная административным ответчиком методика является единой для всех поселений района, что соответствует установленным бюджетным законодательством принципам обеспечения сбалансированности бюджетов.
Согласно утвержденной Методике, размер предоставляемой дотации определяется по формуле:
Дс = Р-(СД+Дрффп+Дкффп), где:
Дс - сумма дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений;
Р - расчет необходимых средств на исполнение полномочий в полном объеме (без учета расходов бюджета предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение)
СД - собственные доходы поселения (налоговые и неналоговые);
Дрффп - размер дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений;
Дкффп - размер дотации из краевого фонда финансовой поддержки поселений.
На основании исходных данных, сверенных с каждым поселением района, в том числе и с администрацией Малохабыкского сельсовета, произведен расчет размера иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, который нашел свое отражение в приложении № 12 к решению районного Совета депутатов от 12.12.2018 № 23-182-р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
Вопреки утверждению истца, размеры иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов для Малохабыкского сельсовета были правильно рассчитаны административным ответчиком в соответствии с названной методикой и утверждены решением о бюджете.
При подготовке проекта бюджета финансовым органом учитывались все необходимые документы, поименованные в ст. 172 БК РФ, в том числе, прогноз социально-экономического развития муниципального района и входящих в его состав сельсоветов.
Прогноз расходов бюджетов муниципальных образований района рассчитан в соответствии с письмом министерства финансов Красноярского края от 17.10.2018 № 15-19/7685 «О подходах к формированию местных бюджетов на 2019-2021 годов» на основе базового объема местных бюджетов 2018 года с учетом: изменения коммунальных расходов, исходя из ожидаемой оценки исполнения в текущем году; сохранения уровня прочих расходов, предусмотренных в базовых параметрах на 2018 год.
При этом, вопреки утверждению административного истца, МО Малохабыкский сельсовет является получателем дотаций из краевого бюджета, перечисляемых через бюджет муниципального района в качестве соответствующих субвенций, предназначенных для нужд поселения.
Доводы административного истца о произвольном определении переменной «Р» так же не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, не соответствуют действительности доводы административного истца о том, что при определении иных межбюджетных трансфертов для МО Малохабыкский сельсовет не учитывались потребности сельсовета.
Недостаточность бюджетного финансирования для удовлетворения всех нужд муниципального образования, само по себе, не может являться основанием для признания недействующим решения о бюджете в оспариваемой части.
Таким образом, решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 12.12.2018 N 23-182-р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. При этом оспариваемые положения данного приказа изложены ясно, недвусмысленно, никакой неопределённости они не создают и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Права административного истца они не нарушают.
На основании ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска администрации Малохабыкского сельсовета Идринского района Красноярского края к администрация Идринского района Красноярского края, Идринскому районному Совету депутатов о признании недействующим решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в части строки 10 таблицы приложения № 12 и приложения № 15 - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский
Дата изготовления решения в окончательной форме: 28 октября 2019 года.