№
№
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Прозоровой К. В.,
с участием прокурора Бузанаковой Е. Б.,
представителей административного истца ФИО1. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия двенадцать месяцев), ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Красногорский район» об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Администрация муниципального образования «Красногорский район» (далее по тексту – Администрация МО «Красногорский район») обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором в окончательном варианте просит признать недействующим с момента принятия:
пункт 6 раздела I «Общие положения» Положения о государственным природном комплексном заказнике «Салинский», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2018 года № 467 «О государственном природном комплексном заказнике <адрес>
пункт 11 раздела III «Режим особой охраны территории Заказника» Положения о государственным природном комплексном заказнике «Салинский», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2018 года № 467 «О государственном природном комплексном заказнике «Салинский».
Административное исковое заявление мотивировано тем, муниципальное образование «Красногорский район» является субъектом отношений, регулируемых указанным Постановлением, поскольку заказник располагается в Красногорском районе Удмуртской Республики. Данным постановлением изменена площадь заказника, изменен режим охраны территории заказника, значительно ограничены права по распоряжению муниципальным имуществом, чем нарушены права, свободы и законные интересы муниципального образования. Полагает, что нормативный правовой акт принят с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу: пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пункта 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 03 ноября 2016 года № 76-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал, дополнительно указал на нарушение положений пунктов 1 и 1.1 статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 1 и 4 статьи 2 Закона Удмуртской Ре5спублики от 11 декабря 2014 года № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике», а именно на то, что при принятии нормативного правового акта не была проведена оценка регулирующего воздействия его проекта. Нормативным правовым актом не установлено описание границ, не установлена охранная зона.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 заявленные требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики и в соответствии с требованиями законодательства, прав административного истца не нарушает.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Удмуртской Республики», Администрации муниципального образования «<адрес>» не явились, извещены в соответствии с требованиями части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Бузанаковой Е. Б., суд приходит к следующему.
Правительством Удмуртской Республики принято 07 ноября 2018 года постановление № 467 «О государственном природном комплексном заказнике «Салинский» (далее по тексту - Постановление № 467), текст которого 13 ноября 2018 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления Салинский государственный охотничий комплексный заказник переименован в государственный природный комплексный заказник «Салинский».
Пунктом 2 утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Салинский» (далее по тексту – Положение).
Согласно пункту 6 раздела I «Общие положения» Положения <данные изъяты>
Согласно пункту 11 раздела III «Режим особой охраны территории Заказника» Положения на территории Заказника запрещается:
геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, выполнение иных работ, связанных с пользованием недрами (за исключением добычи питьевых подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и технологического обеспечения водой и случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения);
охота, за исключением охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
промышленное рыболовство, а также нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенных к применению при осуществлении любительского и спортивного рыболовства;
деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима, в том числе проведение гидромелиоративных работ, связанных с осушением болот и их разработкой;
распашка земель (за исключением подготовки почвы при осуществлении лесовосстановительных мероприятий и мер противопожарного обустройства лесов и земельных участков, используемых их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для производства сельскохозяйственной продукции);
проезд и стоянка автомототранспортных средств вне существующих дорог и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с охраной, обеспечением режима и выполнением задач Заказника, проведением биотехнических и лесохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проездом автомототранспортных средств землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков к участкам, находящимся в их владении, пользовании, собственности или аренде и расположенным в границах Заказника);
предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства, а также для садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, устройство свалок мусора и захламление территории;
разрушение нор диких животных, гнезд птиц, бобровых плотин;
пускание палов, выжигание растительности, за исключением контролируемых отжигов, проводимых в рамках проведения противопожарных мероприятий;
деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики, и ухудшающая среду их обитания;
мойка автотранспортных средств на берегах водных объектов;
уничтожение или повреждение установленных предупредительных или информационных знаков (карт-схем, панно, аншлагов);
иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности территории Заказника и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
В настоящее время Постановление № 467 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 02 сентября 2020 года № 407, которым в Положение внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом нормативных положений.
Давая оценку соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта суд приходит к выводу о том, что процедура принятия, вид и форма, порядок подписания, опубликования и вступления в силу Постановления № 467 соблюдена.
Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 184-ФЗ) и статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания, управления и контроля в области охраны и использования таких территорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ образуют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Из положений пунктов 6, 8, 9 и статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» следует, что правовые акты Правительства Удмуртской Республики и правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне», Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики также могут быть размещены (опубликованы) на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики и актами Правительства Удмуртской Республики.
Официальным опубликованием правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики считается первая публикация его полного текста в одном из республиканских периодических печатных изданий, указанных в части 6 настоящей статьи, или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), или Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), или официальном сайте исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8).
Суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, официального опубликования и вступления в силу, и в указанной части административным истцом не оспаривается.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период его действия.
Согласно пункту 5 Положения заказник располагается в Красногорском и Игринском районах Удмуртской Республики на территории муниципальных образований «Агрникольское», «Прохоровское», «Факельское», Комсомольское», «Новозятцинское».
При таких обстоятельствах, административный истец, полагающий, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Доводы административного истца о принятии нормативного правового акта с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (пункт 6 статьи 2); Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 10); Закона Удмуртской Республики от 03 ноября 2016 года № 76-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики» (пункт 3 статьи 3); Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти» (пункты 1 и 1.1 статьи 26.3-3); Закона Удмуртской Республики от 11 декабря 2014 года № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике» (пункты 1 и 4 статьи 2), судом отклоняются в виду следующего.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 33-ФЗ).
В статье 24 Федерального закона № 33-ФЗ регламентирован режим особой охраны территорий государственных природных заказников. Так, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. При этом задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункты 1 и 3 указанной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона № 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта «а» пункта 6 статьи 2 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 406-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона.
Федеральный закон № 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 года.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики от 03 ноября 2016 года № 76-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики» предусмотрено, что решение о создании особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством Удмуртской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 1). При принятии решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения учитываются критерии, предусмотренные пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 2).Изменение границ, ликвидация особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются в том же порядке, что и их создание (часть 3).
При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 установлена граница Салинского государственного охотничьего комплексного заказника на территории Игринского и Красногорского районов Удмуртской Республики, площадь – 36,18 тыс. га (подпункт 8 пункта 24)
Пунктом 25 указанного Постановления определено, установить следующий режим государственных охотничьих заказников (далее - заказники):
1) заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, созданы без ограничения срока действия;
2) на территории заказников запрещается: а) деятельность, противоречащая целям создания заказника, в том числе сплошная рубка спелых и перестойных лесных насаждений в местах глухариных токов, барсучьих поселений, гнездования редких хищных птиц, а также в 200-метровых полосах по берегам рек, заселенных бобрами; б) рыболовство; в) охота, за исключением: охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; любительской и спортивной охоты на диких копытных, медведя, волка, рысь, лисицу, бобра.
Постановлением № 467 Салинский государственный охотничий комплексный заказник переименован в государственный природный комплексный заказник «Салинский» с целью поддержания целостности естественных сообществ, являющихся резерватом для основных видов охотничьих ресурсов (пункт 9 Положения), является особо охраняемой природной территорией регионального значения, находящейся в ведении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (пункт 2 Положения), определена общая площадь заказника – 36180 га (пункт 6 Положения), границы заказника определены в местной системе координат, принятой для Удмуртской Республики (МСК-18), и предоставлены в приложении 2 к настоящему Положению (пункт 7 Положения).
Разделом III Положения определен режим особой охраны территории заказника, в частности пунктом 11 установлено, что на территории заказника запрещается: геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, выполнение иных работ, связанных с пользованием недрами (за исключением добычи питьевых подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и технологического обеспечения водой и случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения); охота, за исключением охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; промышленное рыболовство, а также нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенных к применению при осуществлении любительского и спортивного рыболовства; деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима, в том числе проведение гидромелиоративных работ, связанных с осушением болот и их разработкой; распашка земель (за исключением подготовки почвы при осуществлении лесовосстановительных мероприятий и мер противопожарного обустройства лесов и земельных участков, используемых их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для производства сельскохозяйственной продукции); проезд и стоянка автомототранспортных средств вне существующих дорог и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с охраной, обеспечением режима и выполнением задач Заказника, проведением биотехнических и лесохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проездом автомототранспортных средств землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков к участкам, находящимся в их владении, пользовании, собственности или аренде и расположенным в границах Заказника); предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства, а также для садоводства, огородничества и дачного хозяйства; создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, устройство свалок мусора и захламление территории; разрушение нор диких животных, гнезд птиц, бобровых плотин; пускание палов, выжигание растительности, за исключением контролируемых отжигов, проводимых в рамках проведения противопожарных мероприятий; деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики, и ухудшающая среду их обитания; мойка автотранспортных средств на берегах водных объектов; уничтожение или повреждение установленных предупредительных или информационных знаков (карт-схем, панно, аншлагов); иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности территории Заказника и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Постановлением № 467 установлены границы особо охраняемой природной территорий регионального значения, определена его общая площадь, а также расширен объем режима особо охраняемой территории заказника.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Органом в области охраны окружающей среды в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку вследствие принятия нормативного правового акта в оспариваемой части установлена площадь заказника и его границы, в том расширен объем режима особо охраняемой территории заказника, существовавших на дату вступления в силу Федерального закона № 406-ФЗ, Правительство Удмуртской Республики было обязано предварительно согласовать такие изменения в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждено, что положения указанной нормы административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части соблюдены, проект постановления согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (л. д. 23).
В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона № 184-ФЗ проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1.1).
В силу пункта 2 этой же статьи названного федерального закона нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений оценка регулирующего воздействия проводится в отношении всех проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Частью 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 11 декабря 2014 года № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике» определено, что оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики проводится уполномоченным органом Удмуртской Республики в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Удмуртской Республики.
В заключении об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Удмуртской Республики должны содержаться выводы о наличии (отсутствии) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Удмуртской Республики. Принятие (издание) нормативного правового акта Удмуртской Республики без заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Удмуртской Республики не допускается (часть 4 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 11 декабря 2014 года № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике»)
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2016 года № 421 «Об утверждении Порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики. Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Удмуртской Республики и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Удмуртской Республики» на территории Удмуртской Республики исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, ответственным за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия и выполнение функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также за проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики определено Министерство экономики Удмуртской Республики.
Проект Постановления № 467, по мнению суда, не требовал оценки регулирующего воздействия, так как указанная оценка производится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 26.3-3 Федерального закона № 184-ФЗ). Тогда как в данном случае оспариваемым нормативным правовым актом определен режим особой охраны территории заказника, распространяющий свое действие в равной степени на всех лиц безотносительно наличия у них статуса субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и какое-либо специальное нормативное правовое регулирование для названных субъектов не содержит.
С учетом того, что указанные оспариваемые нормы конкретизируют режим особой охраны, установленный статьей 24 Федерального закона № 33-ФЗ путем определения видов деятельности, осуществление которых оказывает негативное воздействие на природный объект с учетом принципа природоохранного законодательства как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, оснований для проведения оценки регулирующего воздействия данного проекта постановления не имелось.
Кроме того, следует отменить, что вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности Постановлением № 467 не регулируются.
При этом, муниципальное образование, осуществляющее свои функции на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к субъектам правоотношений в смысле статьи 26.3-3 Федерального закона № 184-ФЗ, статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 11 декабря 2014 года № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике» не может быть отнесено.
Утверждения административного истца о нарушении его прав и законных интересов в связи с принятием нормативного правового акта в оспариваемой части подлежат отклонению, в виду следующего.
Факт включения в границы государственного природного комплексного заказника «Салинский» земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Красногорский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми с учетом положений статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку такого ограничения Федеральный закон № 33-ФЗ не устанавливает, допуская объявление территории государственным природным заказником как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, предварительное получение согласия которых не требуется (пункт 2 статьи 22 данного Федерального закона).
Земельный кодекс Российской Федерации, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, также такого согласования не предусматривает, относя такие земли к объектам общенационального достояния, не исключает их нахождение как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, так и в собственности граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 95).
По смыслу правовых предписаний, содержащихся в пункте 2 статьи 23, пунктах 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 33-ФЗ, в их системном единстве, создание государственных природных заказников регионального значения, определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного природного заказника регионального значения является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на территориях государственных природных заказников вправе постоянно или временно запретить или ограничить любую деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте «а» пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Учитывая данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из принципа разделения властей, суд полагает, что доводы административного истца фактически направлены на проверку целесообразности принятия оспариваемого постановления, которая не может быть осуществлена судом.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца ФИО4, обосновывая право Администрации МО «Красногорский район» на обращение в суд с заявленными требованиями, указал на нарушение прав административного истца в связи с необходимостью разрешения вопросов, отнесенных к полномочиям органа местного самоуправления по заявлениям граждан, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах государственного природного комплексного заказника «Салинский».
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года № 1447-О действующее административное процессуальное законодательство не препятствует оспариванию решений субъектов публичной власти на основании достоверного предположения о том, что реализация этих решений, не повлекшая нарушения тех или иных прав и свобод непосредственно на момент предъявления лицом административного искового заявления, неизбежно приведет к их нарушению.
В судебном заседании установлено, что в границах заказника распложены земельные участки, принадлежащие на праве собственности иным физическим и юридическим лицам, следовательно нормативный правовой акт в указанной части не порождает правовых последствий для административного истца, поскольку сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в указанной части не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод административного истца повлечь не может.
С учетом изложенного, мнение о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта в указанной части создают угрозу нарушения его прав и законных интересов в будущем при их реализации, носит предположительный характер.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Между тем, представителями административного истца не приведено, а судом не установлено иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовал нормативный правовой акт в оспариваемой части.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативных правовых актов судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые нормативные правовые акты признаются соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления № 467 соответствуют нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и права и законные интересы административного истца не нарушают, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Красногорский район» о признании недействующим с момента принятия:
пункт 6 раздела I «Общие положения» Положения о государственным природном комплексном заказнике «Салинский», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2018 года № 467 «О государственном природном комплексном заказнике «Салинский» в части «Общая площадь Заказника – 36180 га»;
пункт 11 раздела III «Режим особой охраны территории Заказника» Положения о государственным природном комплексном заказнике «Салинский», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2018 года № 467 «О государственном природном комплексном заказнике «Салинский»,
оставить без удовлетворения.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Г лавы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина