ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-455/2015 от 21.04.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 3а-88/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 21 апреля 2016 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Парамоновой М.А.,

с участием представителя административного истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Современные арендные отношения» (ОГРН <***>) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Современные арендные отношения» обратилось 18 декабря 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением; уточнив 14 апреля 2016 года свои требования, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости равной 21130000 руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года. В обоснование своих требований ООО «Современные арендные отношения» указало, что утверждённая по результатам государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 50304364 руб. не соответствует и превышает рыночную стоимость. Это влечёт нарушение прав административного истца, как арендатора этого земельного участка, уплачивающего арендную плату, которая рассчитывается исходя из утверждённой кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, и просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, которая была установлена в результате проведённой по делу судебной экспертизы.

Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что не оспаривает установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер.

Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – администрация города Екатеринбурга направила в суд ходатайство с просьбой рассматривать административное дело без участия своего представителя; о возражениях по существу рассматриваемых требований орган местного самоуправления ничего не сообщил.

В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Как видно из материалов административного дела, 14 марта 2005 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 4400 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0509031:2.

Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под здание административного назначения с защитным сооружением ГО (литера А).

По договору аренды от 26 ноября 2012 года названный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Современные арендные отношения» до 12 августа 2061 года. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 20 марта 2013 года, подтверждением чего является нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа – договора аренды № 5-2321 (т. 1 л.д. 9-15).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 была утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровая стоимость земельных участков (в том числе, и земельного участка)

с кадастровым номером 66:41:0509031:2 в размере 50304364 руб.

что подтверждается кадастровой справкой (т. 1 л.д. 18).

Полагая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 не соответствует рыночной стоимости, ООО «Современные арендные отношения» ссылалось на отчёт об определении рыночной стоимости от 23 марта 2015 года № 24/15, который подготовлен ЗАО «Ассоциация «Налоги России». На этот отчёт также было получено положительное экспертное заключение НП СРО «Межрегиональный союз оценщиков» от 14 апреля 2015 года № 282/03-15.

Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 18790162 руб.

Общество с ограниченной ответственностью «Современные арендные отношения» обратилось 25 июня 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области. Решением Комиссии (т. 1 л.д. 23-27) от 15 июля 2015 года № 260 заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, было отклонено.

04 февраля 2016 года от представителя административного истца в суд поступило ходатайство о назначении по административному делу экспертизы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определением Свердловского областного суда от 04 февраля 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта № 40-03/16 (т. 3 л.д. 95-115).

В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 21130000 руб.

У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 21130000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.

Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Современные арендные отношения» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509031:2 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 21130000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 25 июня 2015 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 26 апреля 2016 года.

Судья

М.В. Старков