РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2017 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-84/2017 по административному исковому заявлению прокуратуры Тульской области к Собранию представителей муниципального образования Заокский район Тульской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
решением Собрания депутатов муниципального образования Малаховское от 27.12.2012 № 46/162 утвержден Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района.
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, включен в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж).
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на 171 земельный участок с кадастровыми номерами №, включен в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж).
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на 171 земельный участок, включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
После раздела земельного участка с кадастровым номером № и постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № имеют следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
Прокуратура Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия: решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района», решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района», решения собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района», решения собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района».
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что в соответствии с ранее действующей ст. 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» постановлением Губернатора Тульской области от 05.01.1995 №5 «Музею-усадьбе ФИО1 «Дворяниново» предоставлены земельные участки, утверждены его охранные и регулируемые зоны, утверждены правила застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново». Пунктами 2,7 Правил застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново» установлена охранная зона усадьбы, площадью 62 га, зона охраняемого ландшафта, площадью 5370 га.
Земельный участок с кадастровым номером №, разделенный на 171 земельный участок, входит в охранную зону «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново».
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № входят в зону охраняемого ландшафта музея.
Включение земельных участков №, №, №, №, №, 171 земельного участка, образованного в результате раздела участка с кадастровым номером №, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж), и в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, а именно: ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктам 3, 6, 7, 11, 12, 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, Правилам застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново», утвержденным постановлением Губернатора Тульской области от 05.01.1995 №5, поскольку в нарушение установленной процедуры изменяют границы и режим использования земель в охранной зоне, в зоне охраняемого природного ландшафта «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново».
Кроме того, по мнению административного истца, административным ответчиком нарушен порядок принятия вышеуказанных решений.
Так, в нарушение ч. 5 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ в целях доведения до населения информации о содержании проектов изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки органом местного самоуправления не были организованы выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению;
- в нарушение ч. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ заключения о результатах публичных слушаний о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское не были размещены на официальном сайте поселения;
- в нарушение ч. 9 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ главой администрации муниципального образования Заокский район решение о согласии с проектами изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское и направлении его в представительный орган муниципального образования не принимались.
Уточнив заявленные требования в порядке ст.46 КАС РФ прокурор Тульской области просит признать недействующими с момента принятия нормативные правовые акты:
- решение собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж),
- решение собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1),
- решение собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж),
- решение собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
В судебном заседании прокурор Тульской областной прокуратуры Чебоксарова О.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Заокский район по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании признали уточненные исковые требования в полном объеме, признали тот факт, что спорные земельные участки расположены в охранной зоне, в зоне охраняемого природного ландшафта музея-усадьбы ФИО1. Обращали внимание суда, что администрацией муниципального образования Заокский район приняты необходимые меры, направленные на приведение Генерального плана МО Малаховское Заокского района в соответствие с требованиями действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ во ФГИС ТП размещен проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, с учетом исключения спорных земельных участков из состава населенного пункта <адрес> и из функциональной зоны - жилая зона (Ж) путем включения их в функциональную зону - зону сельскохозяйственного использования. Направлено уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в электронной форме и размещено в течение трехдневного срока уведомление во ФГИС ТП. Ожидаемый срок согласования правительством Тульской области, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения проекта внесения изменений в генеральный план МО Малаховское Заокского района правительством Тульской области, главой администрацией МО Заокский район будут назначены публичные слушания. Полагали, что Собранием представителей муниципального образования Заокский район при издании оспариваемых нормативных правовых актов процедура их принятия не нарушалась, о чем суду предоставлены соответствующие доказательства.
Представители заинтересованных лиц – Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия и Министерства культуры и туризма Тульской области по доверенностям ФИО4, ФИО5 в судебном заседании поддержали заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица ГУК Тульской области «Музей-усадьба ФИО1 «Дворяниново» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, специалиста И., суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как видно из материалов, административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов в части предъявлено прокурором в целях защиты прав субъекта Российской Федерации – Тульской области в сфере обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, а также прав неопределенного круга лиц на доступ к объекту культурного наследия музею-усадьбе ФИО1 в его исторической среде, на доступ к культурным ценностям в целях популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.
Следовательно, настоящее административное исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему административным процессуальным законодательством полномочий и направлено на защиту интересов субъекта Российской Федерации – Тульской области, неопределенного круга лиц.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования Малаховское от 27.12.2012 № 46/162 утверждены Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района.
Решением собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, включен в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж).
Вышеуказанный нормативный правовой акт опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» 18.02.2015 г.
Решением собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Вышеуказанный нормативный правовой акт опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» 05.08.2015 г.
Решением собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на 171 земельный участок, включен в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж).
Вышеуказанный нормативный правовой акт опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» 14.10.2015 г.
Решением собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, согласно которым земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время разделенный на 171 земельный участок, включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Вышеуказанный нормативный правовой акт опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» 10.02.2016 г.
Согласно ст.ст.1,2, п.1.14 ст. 5 Устава муниципального образования Заокский район, к вопросам местного значения муниципального образования Заокский район, в состав которого входит сельское поселение Малаховское Заокского района, относится утверждение схем территориального планирования муниципального образования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории.
Как следует из положений ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 20, 28, 31 Устава муниципального образования Заокский район, Собрание представителей муниципального образования Заокский район является представительным органом муниципального образования, принимает акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в виде решений, которые подлежат публикации и вступают в законную силу со дня их официального опубликования (обнародования).
Учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов.
Проверяя доводы прокурора Тульской области о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов в части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому наряду с Российской Федерацией органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с образованием памятников регионального значения и их охранных зон.
Отношения, возникающие в связи с охраной объектов культурного наследия, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В соответствии с п.2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 (далее – Положение), на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.
Согласно п. 6 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Пунктом 3 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Согласно п. 7 Положения, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно п. 9 Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);
г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;
ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
В соответствии с п.11 Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);
б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;
в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.
Согласно п. 12 Положения, проект зон охраны объекта культурного наследия проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
В соответствии с положениями п. 21 Положения изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение объединенной зоны охраны, в том числе ее границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем корректировки только в случае отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры.
При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия и их утверждение осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.
Как следует из материалов дела, в соответствии ранее действующей ст. 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», разработанным институтом «Спецпроектреставрация» в 1990 году проектом зон охраны музея-усадьбы ФИО1, постановлением Губернатора Тульской области от 05.01.1995 №5 ГУК Тульской области «Музей-усадьба ФИО1 «Дворяниново» предоставлены земельные участки, утверждены его охранные и регулируемые зоны, утверждены правила застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон музея-усадьбы ФИО1.
Пунктом 2 Правил застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон «Музей-усадьба ФИО1 «Дворяниново» установлена охранная зона усадьбы площадью 62 га, пунктом 7 - зона охраняемого ландшафта, площадью 5370 га.
Согласно правилам застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон музея-усадьбы ФИО1 в зоне охраняемого ландшафта запрещается:
- создание новых населенных пунктов, дачных поселков, оздоровительных лагерей и участков для коллективного садоводства;
- размещение промышленных предприятий;
- посадка защитных полос по дорогам или межам без согласования с администрацией музея и органами охраны памятников природы;
- размещение объектов инженерной инфраструктуры, нарушающих природный ландшафт и исторически сложившийся облик населенных пунктов;
- засорение территории бытовыми и промышленными отходами любого вида;
- проведение любых работ, вызывающих засорение или обмеление водоемов, загрязнение их сбросами сточных вод;
- устройство сооружений, ведущих к нарушению гидрологического режима.
В охранной зоне усадьбы разрешается хозяйственная деятельность, не нарушающая ландшафта, посевы, посадка сельхозкультур, свойственных данной местности, в части застройки <адрес>, входящей в охранную зону, разрешается строительство домов из дерева в традициях местной народной сельской застройки не выше 1 этажа, запрещается посадка, устройство воздушных линий электропередачи и другие виды работ, наносящие ущерб музею-усадьбе и ландшафту.
Как следует из пояснений привлеченной в качестве специалиста И., графических материалов зоны охраны усадьбы ФИО1 «Дворяниново», не оспаривалось представителями административного ответчика, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположены в границах зоны охраняемого ландшафта, а земельный участок с кадастровым номером № - в охранной зоне «Музея-усадьбы ФИО1 «Дворяниново».
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» были внесены изменения в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденный решением Собрания представителей Муниципального образования Заокского района от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района», повлекшие изменение границ функциональных зон в районе <адрес> и <адрес> таким образом, что земельный участок с кадастровым номером №, ранее по карте функциональных зон генерального плана муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 13.02.2015 № 24/118, относившийся к функциональной зоне сельскохозяйственного использования (Сх), на карте функциональных зон генерального плана муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 07.10.2015 № 32/168, стал относиться к жилой функциональной зоне (Ж).
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, решением Собрания представителей Муниципального образования Заокского района от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» включены в состав населенного пункта <адрес>. И по карте функциональных зон генерального плана муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 13.02.2015 № 24/118, и по карте функциональных зон генерального плана муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 07.10.2015 № 32/168, указанные земельные участки относятся к жилой функциональной зоне (Ж).
Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» были внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденные решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района», таким образом, что земельный участок с кадастровым номером №, ранее по карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 30.07.2015 № 31/153, относившийся к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (Cx1), на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 04.02.2016 № 38/205, стал относиться к территориальной зоне – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, и по карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 30.07.2015 № 31/153, и по карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района, утвержденного решением от 04.02.2016 № 38/205, относятся к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, графическим материалом Зоны охраны усадьбы ФИО1 в <адрес>, картой функциональных зон генерального плана МО Малаховское Заокского района, утвержденной решением собрания представителей МО Заокский район от 13.02.2015 №24/118 «О внесении изменений в генеральный план МО Малаховское Заокского района», картой функциональных зон генерального плана МО Малаховское Заокского района, утвержденной решением от 07.10.2015 №32/168, картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО Малаховское Заокского района, утвержденной решением собрания представителей МО Заокский район от 30.07.2015 № 31/153, картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО Малаховское Заокского района, утвержденной решением собрания представителей МО Заокский район от 04.02.2016 № 38/205.
Таким образом, включение земельных участков №, №, №, №, №, 171 земельного участка, образованного в результате раздела участка с кадастровым номером №, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж), и в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), противоречит режиму, установленному для охранной зоны и зоны охраняемого ландшафта музея-усадьбы ФИО1 правилами застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон музея-усадьбы, утвержденными постановлением Губернатора Тульской области № 5 от 05.01.1995, требованиям Федерального закона № 73-ФЗ и изданных в соответствии с ним правовых актов по обеспечению сохранности объекта культурного наследия (музея-усадьбы ФИО1) в его исторической среде, поскольку влечет создание новых населенных пунктов, нарушение природного ландшафта и исторически сложившегося облика населенных пунктов, что противоречит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района», от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района», от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в Генплан муниципального образования Малаховское Заокского района» и от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж), и отнесения указанных участков в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), не были учтены вышеуказанные нормы действующего федерального и регионального законодательства, а именно положения ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктов 3, 6, 7, 9, 11, 12, 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, Правил застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон музея-усадьбы ФИО1, утвержденных постановлением Губернатора Тульской области № 5 от 05.01.1995, поскольку в нарушение установленной процедуры изменяют границы и режим использования земель в охранной зоне, зоне охраняемого природного ландшафта музея-усадьбы ФИО1.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты до вынесения судом настоящего решения применялись, и на их основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать их недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Заокский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Собрания представителей муниципального образования Заокский район. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокуратуры Тульской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж),
- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №, №, №, в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1),
- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 07.10.2015 № 32/168 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в состав населенного пункта <адрес>, в функциональную зону – жилая зона (Ж).
- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района» с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером №, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Заокский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Собрания представителей муниципального образования Заокский район. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья