Дело №3а-455/2021 |
УИД 26OS0000-04-2021-000084-25 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь | 02 июля 2021 года |
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,
с участием административного истца Аствацатурова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аствацатуров В.Б. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Аствацатуров В.Б. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении по состоянию на 01.01.2019 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, адрес: <адрес> в размере рыночной стоимости, равной 2 166 000 рублей.
В обоснование административного искового заявления указано, что 19 марта 2020 года между административным истцом и Управлением имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края был заключен Договор № 59 аренды земельного участка в границах земель Предгорного муниципального района Ставропольского края с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, адрес: <адрес>. На данном земельном участке расположен объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый №, площадь 58,3 кв.м, которое является собственностью административного истца.
Срок аренды земельного участка с кадастровым номером № установлен на 49 (сорок девять) лет с 30.12.2019 по 29.12.2068.
В соответствии с Приложением № 1 к Договору № 59 аренды земельного участка от 19.03.2020 расчёт арендной платы произведён на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.12.2018 № 601-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», постановления Правительства Ставропольского края от 28.12.2019 №633-п «О внесении изменения в Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п». Годовая оплата аренды земельного участка рассчитывается по следующей формуле: кадастровая стоимость земельного участка х размер ставки арендной платы.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 4 408 596 рублей 03 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости № № от 15.12.2020.
Административный истец считает, что результат государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером № нарушает его права, так как арендная плата рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости, следовательно, завышенная кадастровая стоимость ведет к завышению размера арендной платы.
В соответствии с отчетом № КС 182/2020 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, выполненным индивидуальным предпринимателем Шуруповым Д.А., рыночная стоимость объекта оценки с учетом округлений по состоянию на 01.01.2019 составляет 2 166 000 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175, по состоянию на 01.01.2019 значительно превышает его рыночную стоимость.
В судебном заседании Аствацатуров В.Б. поддержал доводы административного искового заявления и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленном в отчете об оценке.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 КАС РФ указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
Исследовав материалы дела, выслушав Аствацатуров В.Б., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным и одной из форм платы за использование земли в РФ является арендная плата, для определения которой применяется кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (пункт 1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28) разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, статьи 375, 390, 402 НК РФ, глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ. С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящийся у него в аренде земельный участок арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.
Как следует из материалов дела, Аствацатурову В.Б. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, по адресу: <адрес> Указанное обстоятельство подтверждается, договором аренды земельного участка от 19.03.2020 № 59, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.12.2020 № №.
На территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 №1175 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписке о кадастровой стоимости земельного участка от 15.12.2020 № №, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 408 596,03 рублей.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, Аствацатуров В.Б. в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленный ИП Шуруповым Д.А. отчет от 17.09.2020 № КС182/2020 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату оценки. Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2 166 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2019.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28, следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству Аствацатурова В.Б. на основании определения суда от 04.03.2021.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 15.04.2021 №61-Э/04/2021, выполненной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2019, с учетом округления, составляет 3 043 000 рублей.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорного земельного участка.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Участники процесса при производстве судебной экспертизы не присутствовали. Осмотр объекта проводился 08.04.2021. Дополнительная идентификация объекта исследования осуществлена по материалам административного дела.
Исследование проведено методом сопоставления данных, содержащихся в материалах административного дела, с нормативной и методической документацией проведения расчетов.
В заключение судебной экспертизы подробно описан объект исследования, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.
Экспертом в заключение произведен анализ рынка объекта исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости города, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки.
Выявленные объекты-аналоги сопоставлялись с оцениваемым по всем элементам сравнения, используемым при расчете стоимости сравнительным подходом (метод сравнения продаж). За объекты-аналоги приняты те объекты, по которым имеется максимальное количество совпадений. Данный подход к выбору объектов-аналогов обеспечивает при расчете сравнительным подходом применение минимального количества корректировок, что приводит к более точному результату расчета.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы.
Информация по характеристикам, не указанная в объявлениях, уточнялась экспертом.
Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.
При проведении судебной экспертизы в рамках поставленного судом вопроса эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельного участка сравнительным подходом (метод сравнения продаж).
При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке исследуемого объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату его государственной кадастровой оценки.
Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 03.07.2014 №1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 КАС РФ.
В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данного объекта недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение арендных платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта.
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика арендных платежей.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.
Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату его государственной кадастровой оценки, подлежат частичному удовлетворению с учетом выводов заключения судебной экспертизы.
Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке данные об оценке рыночной стоимости земельного участка. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.
На основании изложенного, подлежат частичному удовлетворению уточненные требования Аствацатурова В.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде у административного истца, в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент».
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 25.12.2020 (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ).
Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Аствацатуров В.Б. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2019 земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости, равной 3 043 000 рублей.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 25.12.2020.
В удовлетворении требований Аствацатуров В.Б. об установлении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, общей площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости, равной 2 166 000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Е.А.Строчкина