ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-455/2022 от 26.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59OS0000-01-2022-000316-28

Дело № 3а-455/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 26 сентября 2022 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием административного истца Зубарева А.В. по средствам использования системы видеоконференц-связи,

представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Пермскому краю – Ивановой Ю.В., действующей на основании доверенностей,

представителя административного ответчика ФСИН России, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Пермскому краю, - Бабушкина А.Ю., действующей на основании доверенностей,

представителей ФКУЗ «МЧС-59 ФСИН России» - Крутских Д.И. Бычкова Д.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубарева Александра Витальевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Зубарев А.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 рублей, понесенные расходы.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» обязали в срок до 31 декабря 2018 года организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В. согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №22.4Э.59/2018. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 3 декабря 2018 года указанное решение оставлено без изменения. 18 января 2019 года исполнительный лист предъявлен к исполнению. 1 февраля 2019 года возбуждено исполнительное производство **-ИП в отношении ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России». В ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми, в настоящее время исполнительное производство не прекращено. На основании определений Индустриального районного суда г. Перми от 30 апреля 2019 года, 28 мая 2020 года, 31 мая 2021 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства. 19 июля 2019 года определением Соликамского городского суда Пермского края отказано в удовлетворении заявлений ФКУ МСЧ-59 ФСИН России о разъяснении решения суда от 10 сентября 2018 года. 29 декабря 2019 года направлено повторное требование по организации выполнения мероприятий.

Период неисполнения решения суда с даты вступления в законную силу составляет три года пять месяцев, а период неисполнения судебного акта, после вынесения последнего судебного решения (по административному делу 3а-874/2021 вступило в законную силу 10 ноября 2021 года) составляет шесть месяцев, у истца наступило право на новое обращение в суд с данным исковым заявлением от 22 июня 2022 года. Действия заинтересованных лиц, которые были совершены в период с февраля по июль 2019 года, а также после 27 августа 2020 года, а именно 30 сентября – 7 октября 2020 года и 30 марта 2021, 22 февраля 2022 года, 23 сентября 2022 года свидетельствуют о том, что реально исполнять решение суда не желали, предпринимали меры к уклонению от его исполнения. Длительное неисполнение решения суда от 10 сентября 2018 года привело к ухудшению состояния здоровья Зубарева А.В.: сохраняется подвижность грудины и трех рёбер, ограничена подвижность рук, показано оперативное лечение, выставлен диагноз: диффузный пневмофиброз. На основании Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ) просил определить размер компенсации с учётом обстоятельств дела, продолжительности нарушения, значимости последствий, принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда.

Административный истец Зубарев А.В. в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме, указал, что на представленное административным ответчиком экспертное заключение будет представлена рецензия в Соликамский городской суд Пермского края, где обжалуется исключение мероприятий из ИПРА.

Представитель административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю – Иванова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Поддержала позицию ФСИН России о том, что выполнены все мероприятия по организации реконструктивной хирургии Зубарева А.В. Указала, что главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России, необходимо исследовать заключение эксперта.

Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Пермскому краю - Бабушкин А.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях, считает, что ФКУЗ «МЧС-59 ФСИН России» проведены исчерпывающие мероприятия для исполнения решения суда. В экспертном заключении указано, что проведение хирургического вмешательства Зубареву А.В. не показано.

Представители заинтересованного лица ФКУЗ «МЧС-59 ФСИН России» - Крутских Д.И., Бычков Д.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях. В программе реабилитации отсутствует реконструктивная хирургия, исполнителем является ГУФСИН России по Пермскому краю. Программа исполняется в отношении истца, но мероприятия не проводятся в связи с исключением.

От заинтересованного лица Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.

В судебном заседании 14 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела 2-989/18, исполнительное производство **-ИП, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Исходя из изложенного возникновение права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обусловлено неисполнением судебного акта в установленные сроки, исчисление которых начинается с момента предъявления исполнительного листа к исполнению и продолжается до окончания производства по исполнению судебного акта.

Из материалов гражданского дела 2-989/2018 следует, что решением Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года исковые требования Зубарева Александра Витальевича удовлетворены, на ГУ ФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2018 года организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В. согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 22.4Э.59/2018. Данное решение вступило в законную силу 3 декабря 2018 года.

18 января 2019 года представитель Зубарева А.В.- З. предъявила в службу судебных приставов исполнительные листы, выданные Соликамским городским судом Пермского края в отношении должников ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ГУ ФСИН России по Пермскому краю.

1 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП по Пермскому краю в отношении должника ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России возбуждено исполнительное производство **-ИП.

25 февраля 2019 года судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми в отношении должника ГУ ФСИН России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство **-ИП.

В судебном заседании установлено, что исполнительные производства до настоящего времени не окончены, в связи, с чем Зубаревым А.В. подано административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок своевременно, в соответствии с условиями, закрепленными в части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснению, данному в пункте 40 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нём доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Из исполнительного производства **-ИП в отношении должника ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» следует, что судебным приставом-исполнителем выполнены следующие действия:

22 августа 2019 года направлено требование в 7-дневный срок организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В.;

12 февраля 2020 года направлено требование в 5-дневный срок организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В.;

1 июля 2019 года вынесено постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения;

31 июля 2020 года составлен протокол о совершении МСЧ-59 ФСИН России административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20 августа 2020 года начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» о наложении штрафа в сумме 30000 рублей.

10 января 2022 года судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о прекращении исполнительного производства в связи с принятием судом акта о прекращении исполнения.

7 июня 2022 года начальником отдела –старшим судебным приставом ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление об отмене постановления о прекращении и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

В отношении должника ГУ ФСИН России по Пермскому краю по исполнительному производству **-ИП судебным приставом-исполнителем выполнены следующие действия:

28 марта 2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора;

1 апреля 2019 года направлено требование в 14-дневный срок организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В.;

12 февраля 2020 года направлено требование в 5-дневный срок организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В.;

31 июля 2020 года составлен протокол о совершении ГУ ФСИН России по Пермскому краю административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20 августа 2020 года начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении ГУ ФСИН России по Пермскому краю о наложении штрафа в сумме 30000 рублей.

6 октября 2020 года судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю направлено требование в 30-дневный срок организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 22.4Э.59/2018.

23 августа 2017 года и 12 октября 2017 года филиалом «Медицинская часть № **» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в адрес ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» направлены письма № 152/32-229 и №152/32-350 с результатами требуемых и указанных исследований с целью решения вопроса о целесообразности оперативного вмешательства.

22 января 2018 года врачебной комиссией филиала «Больница **» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России было решено направлять осужденного Зубарева А.В. в Пермскую краевую клиническую больницу для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а филиалом «Медицинская часть **» было сформировано направление на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с указанием диагнозов и условий (стационарно) с предоставлением помощи пакетов документов в Министерства здравоохранения Пермского края.

15 февраля 2018 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в адрес ГАУЗ ПК «ГКБ **» направлен запрос с просьбой сообщить о возможности проведения оперативного лечения Зубареву А.В. в условиях ГБУЗ ПК «МСЧ ** им. М.А. Тверье», а также ориентировочную стоимость проведения необходимого оперативного лечения и стационарного пребывания.

6 марта 2018 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в адрес ГБУЗ ПК «МСЧ ** им. М.А. Тверье» направлен запрос с просьбой сообщить о возможности проведения оперативного лечения Зубареву А.В. в условиях ГБУЗ ПК «МСЧ ** им. М.А. Тверье», а также ориентировочную стоимость проведения необходимого оперативного лечения и стационарного пребывания.

23 марта 2018 года в ответе ГБУЗ ПК «МСЧ ** им. М.А. Тверье» указано, больному Зубареву А.В. в ластике рукоятки грудины отказать, так как данный вид оперативных вмешательств соответствует профилю «торакальная хирургия». Отделения торакальной хирургии в ГБУЗ ПК «МСЧ **» нет.

24 мая 2018 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России организовано обследование Зубарева А.В. в Пермской краевой клинической больнице. Показаний для оперативного лечения Зубарева А.В. специалистом не выявлено.

21 декабря 2018 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России специалистами Пермской краевой клинической больницы проведена видеоконсультация Зубарева А.В. По результатам консультации, дано заключение об отсутствии показаний для оперативного лечения.

17 января 2019 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского направлено письмо о наличии показаний для проведения оперативного лечения Зубарева А.В. Центром хирургии дан ответ от 25 января 2019 года об отсутствии показаний для хирургического лечения, даны рекомендации о необходимости проведения дополнительного обследования Зубарева А.В.: проведение КТ-ОГК с контрастом; проведение ЭХО-КГ, гастроскопия; клинический анализ крови; биохимический анализ крови; коагулограмма; анализы на инфекции; оценка вирусной нагрузки (гепатита С); оценка ВИЧ статуса; консультация инфекциониста и психиатра.

ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в период с 28 января 2019 года по 26 сентября 2019 года организовано проведение исследований Зубарева А.В., рекомендованных Национальным медицинским исследовательским центром хирургии им. А.В. Вишневского.

1 октября 2019 года и 20 января 2020 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России направлены письма в «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» о наличии показаний для проведения оперативного лечения Зубарева А.В. с приложением результатов обследования.

14 февраля 2020 года «Национальным медицинским исследовательским центром хирургии им. А.В. Вишневского» дан ответ об отсутствии медицинских показаний для проведения оперативного лечения имеющегося у Зубарева А.В. дефекта грудины.

2 июля 2020 года ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России направила письмо в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова» Минздрава России с просьбой дать заключение о наличии оснований для проведения оперативного лечения Зубарева А.В.

19 августа 2020 года ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова» дан ответ об отсутствии у учреждения опыта лечения имеющейся у Зубарева А.В. патологии. Предложено руководствоваться имеющимся заключением ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского».

6 октября 2020 года на запрос ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 30 сентября 2020 года ФГБНУ «Иркутский научный центр хирургии и травматологии» дан ответ о том, что реконструктивное оперативное лечение по поводу имеющегося дефекта грудины не показано.

9 октября 2020 года ФГБУ «НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России в ответе на запрос ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 7 октября 2020 года указано, что учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по торакальной хирургии, соответственно консультации по данному профилю специалисты Центра не оказывают.

8 октября 2020 года в ответе на запрос ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения указано, что пациент Зубарев А.В. является непрофильным для данного центра.

8 октября 2020 года во врачебном заключении ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения Российской Федерации указано, что отсутствуют функциональные показания для планового оперативного лечения.

9 октября 2020 года ФГБУ «Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена» Министерства здравоохранения Российской Федерации указано, что пациент Зубарев А.В. является непрофильным для данного центра.

13 октября 2020 года ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Смоленск) дан ответ на запрос ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в котором указано, что дать мотивированное заключение о наличии или отсутствии показаний у Зубарева А.В. для проведения оперативного лечения не предоставляется возможным, как и само проведение хирургического лечения.

13 октября 2020 года на запрос ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) дан ответ о том, что учреждение не имеет лицензии на вид медицинской деятельности «торакальная хирургия», в связи с чем не представляется возможным выдача заключения о медицинских показаниях (противопоказаниях) для проведения реконструктивной операции на грудной клетке.

30 октября 2020 года ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Барнаул) дан ответ о том, что согласно информации, представленной в медицинских документах Зубарева А.В., показания к реконструктивному оперативному лечению на костно-мышечной системе не подтверждены.

2 апреля 2021 года ФГБУ «ФЦВМТ» Минздав России (г. Калининград) разъяснено, что реконструктивными операциями на грудине занимаются специалисты по торакальной хирургии, в штате таких специалистов нет.

6 апреля 2021 года ФГБОУ ВО Тверского государственного медицинского университета Минздрава России (запрос от 31 марта 2021 года) разъяснено, что нет возможности предоставить заключение для проведения реконструктивной хирургии по поводу имеющегося дефекта грудины и проведения оперативного лечения в условиях Клиники ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России.

19 апреля 2021 года ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России разъяснено, что в настоящее время у пациента отсутствуют признаки инфекционного процесса в тканях грудной клетки. Учитывая использованную ранее для пластики дефекта грудной стенки прядь большого сальника (оментоплатика), возможности восстановления каркаса грудной стенки исчерпаны. Хирургическое лечение в условиях

Решением Пермского краевого суда от 27 августа 2020 года, вступившим в законную силу 9 декабря 2020 года, с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт средств федерального бюджета в пользу Зубарева А.В. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30000 рублей, возмещение расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей, всего 30300 рублей. В удовлетворении административного искового заявления Зубарева А.В. к Минфину России, ФССП России о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – отказано.

Решением Пермского краевого суда от 28 июля 2021 года требования Зубарева Александра Витальевича к Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт средств федерального бюджета в пользу Зубарева Александра Витальевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 рублей, возмещение расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда от 10 ноября 2021 года решение Пермского краевого суда от 28 июля 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым административные исковые требования Зубарева А.В. удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет федерального бюджета в пользу Зубарева Александра Витальевича компенсацию за нарушение права на исполнение акта в разумный срок в размере 25000 рублей, возмещение расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Зубареву Александру Витальевичу отказано.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела судом решение Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года не исполнено.

Общая продолжительность исполнения решения Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года составляет три года девять месяцев двадцать три дня. При этом в решении суда установлен срок его исполнения до 31 декабря 2018 года. Ранее в пользу Зубарева А.В. судом взыскивалась компенсация за нарушение разумных сроков исполнения решения суда за период до 10 ноября 2021 года, однако решение Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года не исполнено. За прошедший период после присуждения суммы компенсации административными ответчиками фактически совершались действия, направленные на прекращение исполнительного производства, однако оно не прекращено, цель исполнения решения суда не достигнута. Как следует из определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 года, согласившегося с выводами, изложенными в апелляционном определении Пермского краевого суда от 28 марта 2022 года, само по себе направление ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России запросов в медицинские учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь и получение из них ответов об отсутствии технических возможностей для проведения оперативного вмешательства, либо отсутствия функциональных показаний к реконструктивному оперативному лечению Зубарева А.В., не свидетельствует об исполнении требований исполнительного документа, а также судами апелляционной и кассационной инстанций указано на преждевременность вывода об утрате возможности исполнения решения Соликамского городского суда от 18 сентября 2018 года.

С административным иском о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок Зубарев А.В. обратился 8 июня 2022 года (поступило в Пермский краевой суд 22 июня 2022 года).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта судом учитывается период со дня вступления решения Пермского краевого суда от 28 июля 2021 года в законную силу 10 ноября 2021 года до дня рассмотрения настоящего административного иска в Пермском краевом суде, поскольку на момент рассмотрения административного дела 26 сентября 2022 года исполнительное производство еще не окончено, указанный период неисполнения составляет 10 месяцев 16 дней.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 этой статьи. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Суд приходит к выводу о том, что должники были осведомлены о вынесенном судебном решении и возложении на них обязанности в срок до 31 декабря 2018 года организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарева А.В. согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида №22.4Э.59/2018, каких-либо доказательств совершения действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта либо наличия уважительных причин его неисполнения, а также доказательств невозможности исполнения суду не представлено.

Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» порядок выбора медицинского учреждения не регламентируют.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абзац 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

Пунктом 3 приказа Минюста России от 22 сентября 2015 года № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях» установлено, что реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему, и медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы представителя ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» о том, что истцу была предоставлена вся необходимая медицинская помощь, проведено необходимое обследование, предпринимались все возможные меры по организации проведения мероприятий по реконструктивной хирургии, однако факт утраты возможности восстановления каркаса грудной стенки, наличие медицинских противопоказаний к данным мероприятиям свидетельствуют об объективной невозможности исполнить решение суда несостоятельны, поскольку в материалах дела имеются определения Индустриального районного суда г. Перми от 10 декабря 2021 года, которое отменено Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 марта 2022 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что не имеется оснований для прекращения исполнительного производства. Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 года апелляционное определение Пермского краевого суда от 28 марта 2022 года оставлено без изменения.

Кроме того, из пояснений представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ МСЧ-59 ФСИН России следует, по результатам многочисленных заключений медицинских учреждений здравоохранения для исключения реконструктивной хирургии из ИРПА назначена врачебная комиссия. 1 сентября 2021 года филиалом «Медицинская часть **» ФКУ МСЧ-59 ФСИН России был сформирован эпикриз при направлении на медико-социальную экспертизу (далее СМЭ) формы №088-у для изменения программы реабилитации. Результаты СМЭ были оформлены в виде ИПРА от 7 сентября 2021 года, где мероприятия по реконструктивной хирургии фактически были исключены. Не согласившись с данным исключением Зубаревым А.В. подано исковое заявление в Соликамский городской суд Пермского края к филиалу «Больница **» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, КУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» о понуждении внести изменения в индивидуальную программу реабилитации инвалида. В рамках данного дела представлено заключение эксперта судебно-медицинской экспертизы, составленное ГБУ Рязанской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы имени Д.И. Мастбаума», где сделан вывод о том, что реконструктивная операция на грудино-реберном каркасе, в том числе и с применением импланта, не показана.

При этом имеющееся в материалах дела заключение эксперта на данный момент не может быть принято во внимание, поскольку судебный акт по данному делу не принят и не вступил законную силу.

Таким образом, административный ответчик не представил доказательств в обоснование своих доводов о том, что оперативное лечение истцу не проведено по независящим от должника объективным причинам либо того, что необходимые меры к организации оперативного лечения принимаются в достаточном объеме.

Необходимость организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии в отношении административного истца установлена вступившим в законную силу решением суда, при этом действия, предпринятые для исполнения решения суда, с учетом установленных обстоятельств и положения, в котором до настоящего времени находится административный истец, не позволяет сделать выводы о достаточности и эффективности этих действий. Направление ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России запросов в медицинские учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках Приказа Минздрава России от 12 сентября 2019 года № 747н, и получение ответов об отсутствии технических возможностей для проведения оперативного вмешательства, либо отсутствии функциональных показаний к реконструктивному оперативному лечению не свидетельствует об исполнении требований по организации выполнения мероприятий реконструктивной хирургии согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Суд полагает, что право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное статьей 41 Конституции Российской Федерации, не может быть поставлено в зависимость исключительно от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Со стороны административного истца Зубарева А.В. каких-либо недобросовестных действий, направленных на затягивание исполнительного производства судом не установлено, на данные обстоятельства лица, участвующие в деле, не ссылались.

С учетом общей продолжительности неисполнения решения Соликамского городского суда Пермского края от 10 сентября 2018 года с момента предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов и до дня рассмотрения настоящего административного дела в суде, составившей более трех лет, непринятие должниками конкретных, своевременных, достаточных и эффективных мер для исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что у административного истца возникло право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых государственным органом исполнительной власти в сфере исполнения наказания, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для Зубарева А.В., суд считает, что требуемая административным истцом сумма 500000 рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 259 – 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Зубарева Александра Витальевича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Зубарева Александра Витальевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30000 рублей.

Перечисление взысканной суммы произвести по следующим реквизитам:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония **» ГУФСИН России по Пермскому краю, *** с указанием для Зубарева Александра Витальевича, дата рождения.

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Зубареву Александру Витальевичу – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2022 года.

Судья: подпись